kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов».

Цели: 1. Обучающая: знакомство учащихся со сказкой В.М. Шукшина «До

                третьих петухов».

            2. Развивающая: стремиться выработать у учащихся умение

                отстаивать свою точку зрения.

            3. Воспитывающая: на примере литературного произведения

                воспитывать ответственность за свои поступки.

                                                     Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.Рассказ о жизни и творчестве В.М. Шукшина.

III. Тема урока.

         Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку «До третьих петухов». Вспомните, как она начинается.

(Литературные герои спорят, может ли «низкий» герой находиться в «высшем» обществе).

- К какому выводу они приходят?

(Не может.И отправляют Ивана за справкой к Мудрецу).

- Только ли за справкой отправляется Иван? Посмотрите подзаголовок.

(Иван уходит не просто за справкой, а ума-разума набираться).

- Вспомните сцену встречи Ивана с чертями. Что предлагают черти Ивану и почему он не соглашается на сделку?

(Черти предлагают липовую справку, но Иван её не берёт.Он всё должен одолеть сам, иначе, как ему ума-разума набраться?)

- Какое первое испытание выпало на долю Ивана, и как он его выдержал?

(Краткий пересказ эпизода «Встреча с Горынычем». Иван не может достойно выдержать это испытание. Он отступает перед злой силой. Это было первое унижение, которое выпало на долю Ивана на пути за справкой.«В душу как вроде удобрения свалили, - грустно сказал он. – Вот же тяжело достанется мне эта справка»).

- Где испытал Иван второе поражение?

(Встреча с чертями. Иван берёт грех на душу: учит чертей, как проникнуть в монастырь(краткий пересказ).

- И ему снова приходится плясать. «Он плясал и плакал. Плакал и плясал». Почему же Иван ни разу не прислушался к голосу Ильи Муромца, который остерегал его от беды?

(Потому что герой сам должен пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен).

- А Мудрец? Кто это? Какое место занимает он в сказке?

(Высказывания учеников).

         Слово учителя.  Мудрец – это образ-гротеск. Это паразитирующий тип. Он имеет огромную власть. Вспомните, он может «разрешить» вулкану извергаться, считать «недействительным» любой факт.

         Но, несмотря на то, что говорит он очень мудрёно, все, кто его окружает не испытывают перед ним должного трепета, уважения к нему нет. Особенно ярко это проявляется в компании молодых бездельников. Здесь Мудрец совсем превращается в шута. К тому же в шута подлогои пошлого. Сам он развеселить компанию не может и собирается сделать Ивана посмешищем.

- Как выходит Иван из этого положения?

(Говорит, что у Мудреца есть лишнее ребро и компания мигом бросается раздевать Мудреца. А Иван тем временем забирает печать – символ власти Мудреца.

- Как вы думаете, почему Шукшин отправляет своего героя в обратный путь по той же дороге, по которой он шёл к Мудрецу?

(Иван должен увидеть и понять, что он оставил после себя, когда исполнял чужую волю, стремясь к справке).

         Слово учителя. Итак, Иван проходит мимо монастыря, в котором веселятся черти. Черти – это самое страшное в сказке Шукшина. Они обводят вокруг пальца Ивана, который во всех сказках их побеждал.

         Но Шукшинский Иван – это не просто сказочный герой.

- Как вы думаете, кого имел в виду автор, создавая образ Ивана?

(Высказывания учеников)

         Слово учителя. Действительно, народ. Иван – это не просто отдельная личность. Это собирательный, обобщённый образ.

         Это народ должен осознать то, что он делал до сих пор, под чью дудку плясал.

На обратном пути Иван уже не хорохорится, он начинает понимать, что терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать.

         По-новому проходит встреча Ивана с Медведем.

-Вспомните первую встречу. (Пересказ эпизода).

А сейчас Медведь собирается уходить в цирк, но не знает – возьмут ли его.

- Что Иван говорит на это? Что нужно уметь, чтобы взяли?

Зачитать.- Там  надо на задних лапах ходить, - сказал Иван.

-Зачем? – не понял Медведь.

- Да что же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любая собака знает…

         Медведь задумался и долго молчал.

- Как вы думаете, что имел в виду Шукшин, когда писал этот эпизод?

(Кормят тех, кто льстит, кто бездумно выполняет любое приказание, во всём подчиняется тому, кто сильнее).

- Возвращается Иван в библиотеку. Набрался он ума-разума?

(нет. Хотя что-то в его сознании уже сдвинулось. Он ведь повторяет фразу: «Нам бы не сидеть, не рассиживаться бы нам!» Но этого не достаточно. Поэтому Илья Муромец и говорит Ивану: «Посиди! Подумай…»

IV. Итог.

- Как вы думаете, счастливый ли финал у этой сказки? Почему?

(Высказывания детей).

         Конечно, вы правы. Несчастливый. Иван вовсе не победитель. Печать, которую он добыл, досталась слишком дорогой ценой и никому, по сути, не нужна.

- Что же с нами происходит? Такой вопрос ставит перед нами Шукшин. Не пора ли за дело взяться?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов». »

Тема: Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов».

Цели: 1. Обучающая: знакомство учащихся со сказкой В.М. Шукшина «До

третьих петухов».

2. Развивающая: стремиться выработать у учащихся умение

отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывающая: на примере литературного произведения

воспитывать ответственность за свои поступки.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания. Рассказ о жизни и творчестве В.М. Шукшина.

III. Тема урока.

Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку «До третьих петухов». Вспомните, как она начинается.

(Литературные герои спорят, может ли «низкий» герой находиться в «высшем» обществе).

- К какому выводу они приходят?

(Не может. И отправляют Ивана за справкой к Мудрецу).

- Только ли за справкой отправляется Иван? Посмотрите подзаголовок.

(Иван уходит не просто за справкой, а ума-разума набираться).

- Вспомните сцену встречи Ивана с чертями. Что предлагают черти Ивану и почему он не соглашается на сделку?

(Черти предлагают липовую справку, но Иван её не берёт. Он всё должен одолеть сам, иначе, как ему ума-разума набраться?)

- Какое первое испытание выпало на долю Ивана, и как он его выдержал?

(Краткий пересказ эпизода «Встреча с Горынычем». Иван не может достойно выдержать это испытание. Он отступает перед злой силой. Это было первое унижение, которое выпало на долю Ивана на пути за справкой. «В душу как вроде удобрения свалили, - грустно сказал он. – Вот же тяжело достанется мне эта справка»).

- Где испытал Иван второе поражение?

(Встреча с чертями. Иван берёт грех на душу: учит чертей, как проникнуть в монастырь(краткий пересказ).

- И ему снова приходится плясать. «Он плясал и плакал. Плакал и плясал». Почему же Иван ни разу не прислушался к голосу Ильи Муромца, который остерегал его от беды?

(Потому что герой сам должен пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен).

- А Мудрец? Кто это? Какое место занимает он в сказке?

(Высказывания учеников).

Слово учителя. Мудрец – это образ-гротеск. Это паразитирующий тип. Он имеет огромную власть. Вспомните, он может «разрешить» вулкану извергаться, считать «недействительным» любой факт.

Но, несмотря на то, что говорит он очень мудрёно, все, кто его окружает не испытывают перед ним должного трепета, уважения к нему нет. Особенно ярко это проявляется в компании молодых бездельников. Здесь Мудрец совсем превращается в шута. К тому же в шута подлого и пошлого. Сам он развеселить компанию не может и собирается сделать Ивана посмешищем.

- Как выходит Иван из этого положения?

(Говорит, что у Мудреца есть лишнее ребро и компания мигом бросается раздевать Мудреца. А Иван тем временем забирает печать – символ власти Мудреца.

- Как вы думаете, почему Шукшин отправляет своего героя в обратный путь по той же дороге, по которой он шёл к Мудрецу?

(Иван должен увидеть и понять, что он оставил после себя, когда исполнял чужую волю, стремясь к справке).

Слово учителя. Итак, Иван проходит мимо монастыря, в котором веселятся черти. Черти – это самое страшное в сказке Шукшина. Они обводят вокруг пальца Ивана, который во всех сказках их побеждал.

Но Шукшинский Иван – это не просто сказочный герой.

- Как вы думаете, кого имел в виду автор, создавая образ Ивана?

(Высказывания учеников)

Слово учителя. Действительно, народ. Иван – это не просто отдельная личность. Это собирательный, обобщённый образ.

Это народ должен осознать то, что он делал до сих пор, под чью дудку плясал.

На обратном пути Иван уже не хорохорится, он начинает понимать, что терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать.

По-новому проходит встреча Ивана с Медведем.

-Вспомните первую встречу. (Пересказ эпизода).

А сейчас Медведь собирается уходить в цирк, но не знает – возьмут ли его.

- Что Иван говорит на это? Что нужно уметь, чтобы взяли?

Зачитать.- Там надо на задних лапах ходить, - сказал Иван.

-Зачем? – не понял Медведь.

- Да что же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любая собака знает…

Медведь задумался и долго молчал.

- Как вы думаете, что имел в виду Шукшин, когда писал этот эпизод?

(Кормят тех, кто льстит, кто бездумно выполняет любое приказание, во всём подчиняется тому, кто сильнее).

- Возвращается Иван в библиотеку. Набрался он ума-разума?

(нет. Хотя что-то в его сознании уже сдвинулось. Он ведь повторяет фразу: «Нам бы не сидеть, не рассиживаться бы нам!» Но этого не достаточно. Поэтому Илья Муромец и говорит Ивану: «Посиди! Подумай…»

IV. Итог.

- Как вы думаете, счастливый ли финал у этой сказки? Почему?

(Высказывания детей).

Конечно, вы правы. Несчастливый. Иван вовсе не победитель. Печать, которую он добыл, досталась слишком дорогой ценой и никому, по сути, не нужна.

- Что же с нами происходит? Такой вопрос ставит перед нами Шукшин. Не пора ли за дело взяться?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов».

Автор: Лелекова Оксана Владимировна

Дата: 14.08.2015

Номер свидетельства: 225254


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства