Материал начинающим учителям литературы для уроков внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы (в творчестве А.Кекильбаева,О.Бокеева,Т.Нурмагамбетова)
…расскажите всем о славе племени…
О.Бокеев
Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага.
А.Кекильбаев
…Запах родной земли…исцеление для души…
Т.Нурмагамбетов
План.
- Нравственные ценности,накопленные веками народной жизни.
- Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы.
- Призыв к защите интересов своего народа,родной земли(А.Кекильбаев исторические повести и романы).
- Обет,данный своему народу (О.Бокеев «Человек-Олень») «В будущем видеть своих потомков,могучую поросль семени». О.Бокеев.
- Кровная связь отца и двух сыновей(О,Бокеев «Отзовись,мой жеребенок».)
- Уроки правды и любви к родной земле,к своему народу(О.Бокеев «Когда уходят Плеяды», «Олиара».)
- Заповедь для всех живущих на земле.
Земля-наш общий дом. И все люди,живущие на ней,- дети одной планеты. Но у каждого человека есть тот уголок земли,с которым связан он пуповиной. Понимание кровного духовного родства со своими предками,чувство долга перед домашним очагом с неугосимым пламенем должны быть и у живущих на казахской земле. В этом сила духа,мощь и красота человека, преданно любящего родную землю,родную природу, родной дом, заботливо оберегающего всё это. Наша задача-не дать оборваться нитям, связывающим нас с прошлым Казахстана, чтобы шагать уверенной поступью в настоящем и не стыдиться в будущем за прерванную связь с тем, что дало нам жизнь, питало духовно, помогало выбрать правельный путь в дальнейшем.
И конечно, тема дома, памяти, родства не остается без внимания современных казахских писателей.
С разных точек зрения, своеобразно, через ощущения героев, их поступки, поведение, размышления осмысливается эта тема на страницах нашего прозаиков,не лишенных впечатлений от детства и юности, прошедших на земле,где они родились и выросли, где по сей день живут их родители, родственники, друзья, а значит оттуда корни и истоки мыслей о нравственных ценностях, накопленных веками народной жизни.
Талантливый казахский писатель,поэт,критик,переводчикАбишКекильбаев родился на Мангышлаке, там, где пересекал его знаменитый «Шелковый путь» древности. Край этот породил много преданий, легенд, своеобразных поэтических и философских заветов далеких предков.
Прозаические книги писателя уводят нас в глубокую историю народа. Это и романы : «Конец легенды», «Плеяды-созвездие надежды»,- и повести: « Баллада забытых лет», «Хатынгольская баллада», «Состязание».
Обратившись к историческому материалу, АбишКекильбаев ставит «вечные» проблемы, размышляет над сущностью человека, над его отношением к своему происхождению, предкам, земле, куда уходят корни родного племени.
Но, обращаясь к историческим фактам, событиям, преданиям своего народа с их суровой поэтичностью, ясностью и глубокой мудростью писатель стремится извлечь нравственный урок- и для себя, и для читателя. Его герои, в основном, войны, защитники родной земли, для них дом-необъятная казахская степь с множеством племен, населяющих ее, когда речь идет об отпоре «внешним» врагам, в этом случае племена объединяются. И понятия «родная земля» сужается, когда роды воюют между собой. И вот тут-то автор заставляет своих героев задумываться о сущности бытия, а значит, о начале рода и о его продолжении. По этомуА.Кекильбаев крупным планом показывает потерявшего привычные точки опоры человека. Так, в повести «Баллада забытых лет» старый Жонеут вершит суд и расправу потому что того требует закон степи, так повелевает дух предков. В результате лишается единственного оставшегося в живых любимого младшего сына Даулета, который мог бы продлить его род. Цепочка междоусобиц, тянущаяся из века в век, губительна для домошнего семейного очага. Поэтому так выразительна сцена, когда пленный казах кюйши своим пением переворачивает душу не только мирным жителям. Но и «степному вояку» Жонеуту. И мы приходим к выводу, что умирают герои, но живет великое искусство-кюй. В нем продолжение рода, потому что он о любви к родной степи, обессмертии человека, творящего добро, и выпавшую из рук музыканта домбру подхватывает другой музыкант, совсем еще мальчик.
Тема ценности человеческой личности развивается и в повести «Хатынгольская баллада». Не понять Чингисхану, что дает силы закованному в кандалы хану тангутов Шидурге, на краю гибели пророчащему ему, властелину, возмездие. Не может он понять и красавицу Гурбельжан, ранившую его и нашедшую смерть в волнах реки. Но потомки оценят по достоинству мужество и свободолюбие женщины, отомстившей за унижение своего народа. Еще один Повелитель в романе «Конец легенды», добившийся высшей власти, покоривший почти весь мир имеющий несметные богатства. Но под конец жизни он остается один в огромном пустом дворце наедине со своими тяжкими думами. Автор развенчивает культ антинародной по своей сущности власти, трагичен исход антинародного правителя.
Совсем иным предстает главный герой романа А.Кекильбаева «Плеяды-созвездие надежды»- Абулхаир, мудрый, дальновидный. «Уж если выпадает ему доля вести народ за собой, то он поведет его к большой достойной цели. Например, к единству между собой и к битве с врагами».
Абулхаируверен,что казахи не найдут свободные земли, где смогли бы обосноваться, как у себя дома. «Как же нам оставить такую необъятную землю, как наша?» С горечью он вспоминает богатый Сайрам, над которым некогда вились 50 тысяч мирных дымов. А с его падения началось смутное время в степи. Поэтому он признает молитву степняков : «Будем жить в мире и согласии!» И при этом автор согласен с главным героем, который считает, что «…счастье, слава и авторитет страны- в многочисленности потомков. А если родичей у тебя мало, потомство твое скудно- ты ничего не добьешься». Но чтобы выполнять этот завет, казахи безмолвно, мужественно расставались с жизнью, когда в течение 96 лет нужно было давать отпор джунгарам, чтобы защитить свой народ, не погасить домашний очаг. Абулхаиру открылась истина- простая и сложная, как сама жизнь. «Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага, в те… часы и дни, что проводит он в отчем доме… рядом со своими близкими».Народ слабеет,когда теряет родственные связи и узлы, по мнению автора романа, необходимо быть теснее друг к другу, не допускать разброда в народе.
О.Бокеев- один из писателей- современников, душа которого созрела для поэтического повествования, и сейчас он как бы выполняет обет, данный своему народу, тому казахскому аулу посреди Алтая, где пророс. «…Если найдется среди вас кто-нибудь с талантом писать- сказал однажды последний их старик Асан,-… расскажите всем о славе нашего племени, о высоких и бездонных архаровых ямах нашей горной страны». Эти слова из повести О.Бокеева «Человек- Олень» можно считать напутствием для современных прозаиков.
О.Бокеев смело взялся за перо, ясно слыша в себе большую силу запечатлеть тот мир, в котором когда-то прорезалось его дыхание. И горный воздух Алтая, соплеменники, казахи- родичи, живущие здесь, поддерживающие огонб в очаге родного дома, помогают ему. Герои его книг живут среди живых гор, среди яростно вздыбленного Алтая его родников, ущелий и лугов и неуклонно взращивают свое родовое древо.
Незабываемый его Человек- Олень не может долго смириться с тем,что должен покинуть аул Аршолы, и задает себе риторический вопрос: «Да разве найдется в мире человек, отец и хозяин, который смог бы разрушить очаг своего дома?» По его мнению,нельзя окна и двери жилищ забивать крест- накрест старыми досками, заливать водою огонь в очаге. Поэтические слова и образы писателя обращают нас к синему куполу небес детства Актана, Человек- Оленя, обладающего сердцем чутким и беззащитным, не отделяющего свою судьбу от судьбы кусочка казахской земли, на которой родился. Но он чувствует себя подавленным и одиноким, когда ему открывается зрелище ветхости, заброшенности и забвения. Его спасение в том, что он любит ясное, весёлое, мудрое начало своего деда Асана с его поучительными сказками и легендами о прашуреМаметеке. Поэтому в минуту смертельной опасности Актан, Человек- Олень, вдруг осознает, что «… на замле ничего не остается после него: ни братьев, ни детей, которые будут жить после него-он умрет весть, он умрет навечно…». После этого случая Актану нестерпимо захотелось в нижний аул, над которым вьется кудрявый дым, чтобы не быть одиноким охотником среди глухих гор. Актан задумывается над способностью человека представлять будущее. «И в этом будущем он должен видеть своих потомков, могучую поросль своего имени». А значит нужно уходить от Аршалы, от покинутого всеми старого аула, где прозвучала последняя в округе сказка о тайнах пещеры Таниркоймаса. И автор с горечью пишет «…теперь мы не знаем, задымится ли когда-нибудь хоть одна труба заброшенного селения».
И так, сбунтовавшийся, чистый помыслами казах-охотник пытается найти свою, особую от соплеменников радость в замкнутом мире гор, в одиночестве. Но, как предостерегает писатель О.Бокеев, «…пешему пыль не понять до небес и в одиночку славы не добиться». Отсюда неистовый бег назад , к людям, батыра Актана, Человека-Оленя. Даже верные чистые горы не могут дать радости герою, если весельем не пополнится его юрта, если не разбудит её уединение новорожденный смех. Продолжение рода ждет казах и даже готов слиться с природой, раствориться с ней чтобы случилось великое рождение, потому что она создавала человека для великой общности. Исколько бы не радовался Актан своей вольности, темные языческие страхи овладевают его душою, и желанная свобода оборачивается темницей, а горы перестают быть убежищем его желаний. А его душа постоянно и мучительно обращена к тому аулы, в котором была разрезана пуповина. А кровной надежной связи отца и двух его сыновей повествует Бокеев в своем произведении «отзовись, мой жеребенок!». Их сила в слиянии с природой, горой Акшокы, в понимании смысла существовании на земле. След который оставил отец- это безмятежный сон его сыновей и родных гор. Это продолжать детям, у которых есть свой дом.
В повести «Когда уходят плеяды». Главный герой Бага признается своему брату Коке: « … ты остался как неугасимый свет, и я помню твои уроки правды и любви к нашей земле, брат…»
Необыкновенно трогательна сцена прощания двух братьев, когда Бага набирает горсть земли своего аула,завязывает в узелок и падает брату Коке. Это земля их предков, на которой выросло семь поколений рода Узак, в мазарах которого нет костей чужого племени. Бага вспоминает слова своего отца: «… не разжигайте других очагов, живите дружно возле прежнего…».И Бага выполняет его наказ. Родная земля стала колыбелью Чабана, героя повести Бокеева «Олиара», который вспоминает обычай: «Не даром у казахов заведено, когда ребенку исполняется год, обвалять его в родной казахской пыли, приговаривая: «Люби, дитя, свою землю…» и он размышляет: «У меня есть дом, моя семья. Дети продолжат меня, имя мое не будет забыто на земле». После трудового дня он бывает утешен, когда сидит с детьми своими возле очага. Чабан мечтает еще об одном сыне, которого назовет Адилем Правдивым, и мальчик вырастит достойным своего племени. Так хочется ему, чтобы внуки и правнуки его были верными и только в правде. Хотя и заканчивается история Чабана странно и грустно, но мечты его вселяют веру в душу читателя, что старший сын Чабана- это не погасшая Надежда на продолжение его рода.
Тревожные мысли нашего современника Т.Нурмагамбетова прослеживается в повести «Горел очаг…». Мы видим уже зрелого человека, прожившего не простую жизнь, который прошел войну, вырастил троих сыновей. Они на блага народа занимают высокие посты директоров. Мука похоронил жену, с которой у него было полное взаимопонимание, в их доме всегда было тепло и уютно, царила атмосфера любви и уважения друг к другу. Лучшие годы своей молодости, детство, рождение детей- все это происходило на земле предков: « все шесть поколений наших предков прожили здесь, в Талтогане…» но шли годы,жизнь менялась, и пришлось покинуть родные места « Мука поначалу утешал себя тем, что навещать будет время от времени землю предков, которую, признаться с тяжелым сердцем покинул». Но десять долгих лет не был он ни на останках дома,ни на могилках родных людей. Лишь потерявшаяся корова заставила старика побывать там, где душа обретала покой и благоговение. Разведенный костер, заставляет его задуматься «о своей жизни», на него наплывает воспоминания о былых счастливых днях, о не сбывшихся мечтах и неоправдавшихся надеждах о былой любви и нежности. Тяжело от того, что так долго не был здесь, уже почти забыл о долге, чувства стыда испытывает Мука.
...............................................................................................................................