kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал начинающим учителям литературы для уроков внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы (в творчестве А.Кекильбаева,О.Бокеева,Т.Нурмагамбетова)

…расскажите всем о славе племени…

                                               О.Бокеев

Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага.

                                               А.Кекильбаев

…Запах родной земли…исцеление для души…

                                               Т.Нурмагамбетов

План.

  1. Нравственные ценности,накопленные веками народной жизни.
  2. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы.
  1. Призыв к защите интересов своего народа,родной земли(А.Кекильбаев исторические повести и романы).
  2. Обет,данный своему народу (О.Бокеев «Человек-Олень») «В будущем видеть своих потомков,могучую поросль семени». О.Бокеев.
  3. Кровная связь отца и двух сыновей(О,Бокеев «Отзовись,мой жеребенок».)
  4. Уроки правды и любви к родной земле,к своему народу(О.Бокеев «Когда уходят Плеяды», «Олиара».)
  1. Заповедь для всех живущих на земле.

Земля-наш общий дом. И все люди,живущие на ней,- дети одной планеты. Но у каждого человека есть тот уголок земли,с которым связан он пуповиной. Понимание кровного духовного родства со своими предками,чувство долга перед домашним очагом с неугосимым пламенем должны быть и у живущих на казахской земле. В этом сила духа,мощь и красота человека, преданно любящего родную землю,родную природу, родной дом, заботливо оберегающего всё это. Наша задача-не дать оборваться нитям, связывающим нас с прошлым Казахстана, чтобы шагать уверенной поступью в настоящем и не стыдиться в будущем за прерванную связь с тем, что дало нам жизнь, питало духовно, помогало выбрать правельный путь в дальнейшем.

И конечно, тема дома, памяти, родства не остается без внимания современных казахских писателей.

С разных точек зрения, своеобразно, через ощущения героев, их поступки, поведение, размышления осмысливается эта тема на страницах нашего прозаиков,не лишенных впечатлений от детства и юности, прошедших на земле,где они родились и выросли, где по сей день живут их родители, родственники, друзья, а значит оттуда корни и истоки мыслей о нравственных ценностях, накопленных веками народной жизни.

Талантливый казахский писатель,поэт,критик,переводчикАбишКекильбаев родился на Мангышлаке, там, где пересекал его знаменитый «Шелковый путь» древности. Край этот породил много преданий, легенд, своеобразных поэтических и философских заветов далеких предков.

Прозаические книги писателя уводят нас в глубокую историю народа. Это и романы : «Конец легенды», «Плеяды-созвездие надежды»,- и повести: « Баллада забытых лет», «Хатынгольская баллада», «Состязание».

Обратившись к историческому материалу, АбишКекильбаев ставит «вечные» проблемы, размышляет над сущностью человека, над его отношением к своему происхождению, предкам, земле, куда уходят корни родного племени.

Но, обращаясь к историческим фактам, событиям, преданиям своего народа с их суровой поэтичностью, ясностью и глубокой мудростью писатель стремится извлечь нравственный урок- и для себя, и для читателя. Его герои, в основном, войны, защитники родной земли, для них дом-необъятная казахская степь с множеством племен, населяющих ее, когда речь идет об отпоре «внешним» врагам, в этом случае племена объединяются. И понятия «родная земля» сужается, когда роды воюют между собой. И вот тут-то автор заставляет своих героев задумываться о сущности бытия, а значит, о начале рода и о его продолжении. По этомуА.Кекильбаев крупным планом показывает потерявшего привычные точки опоры человека. Так, в повести «Баллада забытых лет» старый Жонеут вершит суд и расправу потому что того требует закон степи, так повелевает дух предков. В результате лишается единственного оставшегося в живых любимого младшего сына Даулета, который мог бы продлить его род. Цепочка междоусобиц, тянущаяся из века в век, губительна для домошнего семейного очага. Поэтому так выразительна сцена, когда пленный казах кюйши своим пением переворачивает душу не только мирным жителям. Но и «степному вояку» Жонеуту. И мы приходим к выводу, что умирают герои, но живет великое искусство-кюй. В нем продолжение рода, потому что он о любви к родной степи, обессмертии человека, творящего добро, и выпавшую из рук музыканта домбру подхватывает другой музыкант, совсем еще мальчик.

Тема ценности человеческой личности развивается и в повести «Хатынгольская баллада». Не понять Чингисхану, что дает силы закованному в кандалы хану тангутов Шидурге, на краю гибели пророчащему ему, властелину, возмездие. Не может он понять и красавицу Гурбельжан, ранившую его и нашедшую смерть в волнах реки. Но потомки оценят по достоинству мужество и свободолюбие женщины, отомстившей за унижение своего народа. Еще один Повелитель в романе «Конец легенды», добившийся высшей власти, покоривший почти весь мир имеющий несметные богатства. Но под конец жизни он остается один в огромном пустом дворце наедине со своими тяжкими думами. Автор развенчивает культ антинародной по своей сущности власти, трагичен исход антинародного правителя.

Совсем иным предстает главный герой романа А.Кекильбаева «Плеяды-созвездие надежды»- Абулхаир, мудрый, дальновидный. «Уж если выпадает ему доля вести народ за собой, то он поведет его к большой достойной цели. Например, к единству между собой и к битве с врагами».

Абулхаируверен,что казахи не найдут свободные земли, где смогли бы обосноваться, как у себя дома. «Как же нам оставить такую необъятную землю, как наша?» С горечью он вспоминает богатый Сайрам, над которым некогда вились 50 тысяч мирных дымов. А с его падения началось смутное время в степи. Поэтому он признает молитву степняков : «Будем жить в мире и согласии!» И при этом автор согласен с главным героем, который считает, что «…счастье, слава и авторитет страны- в многочисленности потомков. А если родичей у тебя мало, потомство твое скудно- ты ничего не добьешься». Но чтобы выполнять этот завет, казахи безмолвно, мужественно расставались с жизнью, когда в течение 96 лет нужно было давать отпор джунгарам, чтобы защитить свой народ, не погасить домашний очаг. Абулхаиру открылась истина- простая и сложная, как сама жизнь. «Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага, в те… часы и дни, что проводит он в отчем доме… рядом со своими близкими».Народ слабеет,когда теряет родственные связи и узлы, по мнению автора романа, необходимо быть теснее друг к другу, не допускать разброда в народе.

О.Бокеев- один из писателей- современников, душа которого созрела для поэтического повествования, и сейчас он как бы выполняет обет, данный своему народу, тому казахскому аулу посреди Алтая, где пророс. «…Если найдется среди вас кто-нибудь с талантом писать- сказал однажды последний их старик Асан,-… расскажите всем о славе нашего племени, о высоких и бездонных архаровых ямах нашей горной страны». Эти слова из повести О.Бокеева «Человек- Олень» можно считать напутствием для современных прозаиков.

О.Бокеев смело взялся за перо, ясно слыша в себе большую силу запечатлеть тот мир, в котором когда-то прорезалось его дыхание. И горный воздух Алтая, соплеменники, казахи- родичи, живущие здесь, поддерживающие огонб в очаге родного дома, помогают ему. Герои его книг живут среди живых гор, среди яростно вздыбленного Алтая его родников, ущелий и лугов и неуклонно взращивают свое родовое древо.

Незабываемый его Человек- Олень не может долго смириться с тем,что должен покинуть аул Аршолы, и задает себе риторический вопрос: «Да разве найдется в мире человек, отец и хозяин, который смог бы разрушить очаг своего дома?» По его мнению,нельзя окна и двери жилищ забивать крест- накрест старыми досками, заливать водою огонь в очаге. Поэтические слова и образы писателя обращают нас к синему куполу небес детства Актана, Человек- Оленя, обладающего сердцем чутким и беззащитным, не отделяющего свою судьбу от судьбы кусочка казахской земли, на которой родился. Но он чувствует себя подавленным и одиноким, когда ему открывается зрелище ветхости, заброшенности и забвения. Его спасение в том, что он любит ясное, весёлое, мудрое начало своего деда Асана с его поучительными сказками и легендами о прашуреМаметеке. Поэтому в минуту смертельной опасности Актан, Человек- Олень, вдруг осознает, что «… на замле ничего не остается после него: ни братьев, ни детей, которые будут жить после него-он умрет весть, он умрет навечно…». После этого случая Актану нестерпимо захотелось в нижний аул, над которым вьется кудрявый дым, чтобы не быть одиноким охотником среди глухих гор. Актан задумывается над способностью человека представлять будущее. «И в этом будущем он должен видеть своих потомков, могучую поросль своего имени». А значит нужно уходить от Аршалы, от покинутого всеми старого аула, где прозвучала последняя в округе сказка о тайнах пещеры Таниркоймаса. И автор с горечью пишет «…теперь мы не знаем, задымится ли когда-нибудь хоть одна труба заброшенного селения».

И так, сбунтовавшийся, чистый помыслами казах-охотник пытается найти свою, особую от соплеменников радость в замкнутом мире гор, в одиночестве. Но, как предостерегает писатель О.Бокеев, «…пешему пыль не понять до небес и в одиночку славы не добиться». Отсюда неистовый бег назад , к людям, батыра Актана, Человека-Оленя. Даже верные чистые горы не могут дать радости герою, если весельем не пополнится его юрта, если не разбудит её уединение новорожденный смех. Продолжение рода ждет казах и даже готов слиться с природой, раствориться с ней чтобы случилось великое рождение, потому что она создавала человека для великой общности. Исколько бы не радовался Актан своей вольности, темные языческие страхи овладевают его душою, и желанная свобода оборачивается темницей, а горы перестают быть убежищем его желаний. А его душа постоянно и мучительно обращена к тому аулы, в котором была разрезана пуповина. А кровной надежной связи отца и двух его сыновей повествует Бокеев в своем произведении «отзовись, мой жеребенок!». Их сила в слиянии с природой, горой Акшокы, в понимании смысла существовании на земле. След который оставил отец- это безмятежный сон его сыновей и родных гор. Это продолжать детям, у которых есть свой дом.

В повести «Когда уходят плеяды». Главный герой Бага признается своему брату Коке: « … ты остался как неугасимый свет, и я помню твои уроки правды и любви к нашей земле, брат…»

Необыкновенно трогательна сцена прощания двух братьев, когда Бага набирает горсть земли своего аула,завязывает в узелок и падает брату Коке. Это земля их предков, на которой выросло семь поколений рода Узак, в мазарах которого нет костей чужого племени. Бага вспоминает слова своего отца: «… не разжигайте других очагов, живите дружно возле прежнего…».И Бага выполняет его наказ. Родная земля стала колыбелью Чабана, героя повести Бокеева «Олиара», который вспоминает обычай: «Не даром у казахов заведено, когда ребенку исполняется год, обвалять его в родной казахской пыли, приговаривая: «Люби, дитя, свою землю…» и он размышляет: «У меня есть дом, моя семья. Дети продолжат меня, имя мое не будет забыто на земле». После трудового дня он бывает утешен, когда сидит с детьми своими возле очага. Чабан мечтает еще об одном сыне, которого назовет Адилем Правдивым, и мальчик вырастит достойным своего племени. Так хочется ему, чтобы внуки и правнуки его были верными и только в правде. Хотя и заканчивается история Чабана странно и грустно, но мечты его вселяют веру в душу читателя, что старший сын Чабана- это не погасшая Надежда на продолжение его рода.

Тревожные мысли нашего современника Т.Нурмагамбетова прослеживается в повести «Горел очаг…». Мы видим уже зрелого человека, прожившего не простую жизнь, который прошел войну, вырастил троих сыновей. Они на блага народа занимают высокие посты директоров. Мука похоронил жену, с которой у него было полное взаимопонимание, в их доме всегда было тепло и уютно, царила атмосфера любви и уважения друг к другу. Лучшие годы своей молодости, детство, рождение детей- все это происходило на земле предков: « все шесть поколений наших предков прожили здесь, в Талтогане…» но шли годы,жизнь менялась, и пришлось покинуть родные места « Мука поначалу утешал себя тем, что навещать будет время от времени землю предков, которую, признаться с тяжелым сердцем покинул». Но десять долгих лет не был он ни на останках дома,ни на могилках родных людей. Лишь потерявшаяся корова заставила старика побывать там, где душа обретала покой и благоговение. Разведенный костер, заставляет его задуматься «о своей жизни», на него наплывает воспоминания о былых счастливых днях, о не сбывшихся мечтах и неоправдавшихся надеждах о былой любви и нежности. Тяжело от того, что так долго не был здесь, уже почти забыл о долге, чувства стыда испытывает Мука.

...............................................................................................................................

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы. »

Асташева Нина Николаевна

Предмет – русский язык и литература


Материал начинающим учителям литературы для уроков внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы (в творчестве А.Кекильбаева,О.Бокеева,Т.Нурмагамбетова)

расскажите всем о славе племени…

О.Бокеев

Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага.

А.Кекильбаев

Запах родной земли…исцеление для души…

Т.Нурмагамбетов

План.

  1. Нравственные ценности,накопленные веками народной жизни.

  2. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы.

  1. Призыв к защите интересов своего народа,родной земли(А.Кекильбаев исторические повести и романы).

  2. Обет,данный своему народу (О.Бокеев «Человек-Олень») «В будущем видеть своих потомков,могучую поросль семени». О.Бокеев.

  3. Кровная связь отца и двух сыновей(О,Бокеев «Отзовись,мой жеребенок».)

  4. Уроки правды и любви к родной земле,к своему народу(О.Бокеев «Когда уходят Плеяды», «Олиара».)

  1. Заповедь для всех живущих на земле.

Земля-наш общий дом. И все люди,живущие на ней,- дети одной планеты. Но у каждого человека есть тот уголок земли,с которым связан он пуповиной. Понимание кровного духовного родства со своими предками,чувство долга перед домашним очагом с неугосимым пламенем должны быть и у живущих на казахской земле. В этом сила духа,мощь и красота человека, преданно любящего родную землю,родную природу, родной дом, заботливо оберегающего всё это. Наша задача-не дать оборваться нитям, связывающим нас с прошлым Казахстана, чтобы шагать уверенной поступью в настоящем и не стыдиться в будущем за прерванную связь с тем, что дало нам жизнь, питало духовно, помогало выбрать правельный путь в дальнейшем.

И конечно, тема дома, памяти, родства не остается без внимания современных казахских писателей.

С разных точек зрения, своеобразно, через ощущения героев, их поступки, поведение, размышления осмысливается эта тема на страницах нашего прозаиков,не лишенных впечатлений от детства и юности, прошедших на земле,где они родились и выросли, где по сей день живут их родители, родственники, друзья, а значит оттуда корни и истоки мыслей о нравственных ценностях, накопленных веками народной жизни.

Талантливый казахский писатель,поэт,критик,переводчикАбишКекильбаев родился на Мангышлаке, там, где пересекал его знаменитый «Шелковый путь» древности. Край этот породил много преданий, легенд, своеобразных поэтических и философских заветов далеких предков.

Прозаические книги писателя уводят нас в глубокую историю народа. Это и романы : «Конец легенды», «Плеяды-созвездие надежды»,- и повести: « Баллада забытых лет», «Хатынгольская баллада», «Состязание».

Обратившись к историческому материалу, АбишКекильбаев ставит «вечные» проблемы, размышляет над сущностью человека, над его отношением к своему происхождению, предкам, земле, куда уходят корни родного племени.

Но, обращаясь к историческим фактам, событиям, преданиям своего народа с их суровой поэтичностью, ясностью и глубокой мудростью писатель стремится извлечь нравственный урок- и для себя, и для читателя. Его герои, в основном, войны, защитники родной земли, для них дом-необъятная казахская степь с множеством племен, населяющих ее, когда речь идет об отпоре «внешним» врагам, в этом случае племена объединяются. И понятия «родная земля» сужается, когда роды воюют между собой. И вот тут-то автор заставляет своих героев задумываться о сущности бытия, а значит, о начале рода и о его продолжении. По этомуА.Кекильбаев крупным планом показывает потерявшего привычные точки опоры человека. Так, в повести «Баллада забытых лет» старый Жонеут вершит суд и расправу потому что того требует закон степи, так повелевает дух предков. В результате лишается единственного оставшегося в живых любимого младшего сына Даулета, который мог бы продлить его род. Цепочка междоусобиц, тянущаяся из века в век, губительна для домошнего семейного очага. Поэтому так выразительна сцена, когда пленный казах кюйши своим пением переворачивает душу не только мирным жителям. Но и «степному вояку» Жонеуту. И мы приходим к выводу, что умирают герои, но живет великое искусство-кюй. В нем продолжение рода, потому что он о любви к родной степи, обессмертии человека, творящего добро, и выпавшую из рук музыканта домбру подхватывает другой музыкант, совсем еще мальчик.

Тема ценности человеческой личности развивается и в повести «Хатынгольская баллада». Не понять Чингисхану, что дает силы закованному в кандалы хану тангутов Шидурге, на краю гибели пророчащему ему, властелину, возмездие. Не может он понять и красавицу Гурбельжан, ранившую его и нашедшую смерть в волнах реки. Но потомки оценят по достоинству мужество и свободолюбие женщины, отомстившей за унижение своего народа. Еще один Повелитель в романе «Конец легенды», добившийся высшей власти, покоривший почти весь мир имеющий несметные богатства. Но под конец жизни он остается один в огромном пустом дворце наедине со своими тяжкими думами. Автор развенчивает культ антинародной по своей сущности власти, трагичен исход антинародного правителя.

Совсем иным предстает главный герой романа А.Кекильбаева «Плеяды-созвездие надежды»- Абулхаир, мудрый, дальновидный. «Уж если выпадает ему доля вести народ за собой, то он поведет его к большой достойной цели. Например, к единству между собой и к битве с врагами».

Абулхаируверен,что казахи не найдут свободные земли, где смогли бы обосноваться, как у себя дома. «Как же нам оставить такую необъятную землю, как наша?» С горечью он вспоминает богатый Сайрам, над которым некогда вились 50 тысяч мирных дымов. А с его падения началось смутное время в степи. Поэтому он признает молитву степняков : «Будем жить в мире и согласии!» И при этом автор согласен с главным героем, который считает, что «…счастье, слава и авторитет страны- в многочисленности потомков. А если родичей у тебя мало, потомство твое скудно- ты ничего не добьешься». Но чтобы выполнять этот завет, казахи безмолвно, мужественно расставались с жизнью, когда в течение 96 лет нужно было давать отпор джунгарам, чтобы защитить свой народ, не погасить домашний очаг. Абулхаиру открылась истина- простая и сложная, как сама жизнь. «Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага, в те… часы и дни, что проводит он в отчем доме… рядом со своими близкими». Народ слабеет,когда теряет родственные связи и узлы, по мнению автора романа, необходимо быть теснее друг к другу, не допускать разброда в народе.

О.Бокеев- один из писателей- современников, душа которого созрела для поэтического повествования, и сейчас он как бы выполняет обет, данный своему народу, тому казахскому аулу посреди Алтая, где пророс. «…Если найдется среди вас кто-нибудь с талантом писать- сказал однажды последний их старик Асан,-… расскажите всем о славе нашего племени, о высоких и бездонных архаровых ямах нашей горной страны». Эти слова из повести О.Бокеева «Человек- Олень» можно считать напутствием для современных прозаиков.

О.Бокеев смело взялся за перо, ясно слыша в себе большую силу запечатлеть тот мир, в котором когда-то прорезалось его дыхание. И горный воздух Алтая, соплеменники, казахи- родичи, живущие здесь, поддерживающие огонб в очаге родного дома, помогают ему. Герои его книг живут среди живых гор, среди яростно вздыбленного Алтая его родников, ущелий и лугов и неуклонно взращивают свое родовое древо.

Незабываемый его Человек- Олень не может долго смириться с тем,что должен покинуть аул Аршолы, и задает себе риторический вопрос: «Да разве найдется в мире человек, отец и хозяин, который смог бы разрушить очаг своего дома?» По его мнению,нельзя окна и двери жилищ забивать крест- накрест старыми досками, заливать водою огонь в очаге. Поэтические слова и образы писателя обращают нас к синему куполу небес детства Актана, Человек- Оленя, обладающего сердцем чутким и беззащитным, не отделяющего свою судьбу от судьбы кусочка казахской земли, на которой родился. Но он чувствует себя подавленным и одиноким, когда ему открывается зрелище ветхости, заброшенности и забвения. Его спасение в том, что он любит ясное, весёлое, мудрое начало своего деда Асана с его поучительными сказками и легендами о прашуреМаметеке. Поэтому в минуту смертельной опасности Актан, Человек- Олень, вдруг осознает, что «… на замле ничего не остается после него: ни братьев, ни детей, которые будут жить после него- он умрет весть, он умрет навечно…». После этого случая Актану нестерпимо захотелось в нижний аул, над которым вьется кудрявый дым, чтобы не быть одиноким охотником среди глухих гор. Актан задумывается над способностью человека представлять будущее. «И в этом будущем он должен видеть своих потомков, могучую поросль своего имени». А значит нужно уходить от Аршалы, от покинутого всеми старого аула, где прозвучала последняя в округе сказка о тайнах пещеры Таниркоймаса. И автор с горечью пишет «…теперь мы не знаем, задымится ли когда-нибудь хоть одна труба заброшенного селения».

И так, сбунтовавшийся, чистый помыслами казах-охотник пытается найти свою, особую от соплеменников радость в замкнутом мире гор, в одиночестве. Но, как предостерегает писатель О.Бокеев, «…пешему пыль не понять до небес и в одиночку славы не добиться». Отсюда неистовый бег назад , к людям, батыра Актана, Человека-Оленя. Даже верные чистые горы не могут дать радости герою, если весельем не пополнится его юрта, если не разбудит её уединение новорожденный смех. Продолжение рода ждет казах и даже готов слиться с природой, раствориться с ней чтобы случилось великое рождение, потому что она создавала человека для великой общности. И сколько бы не радовался Актан своей вольности, темные языческие страхи овладевают его душою, и желанная свобода оборачивается темницей, а горы перестают быть убежищем его желаний. А его душа постоянно и мучительно обращена к тому аулы, в котором была разрезана пуповина. А кровной надежной связи отца и двух его сыновей повествует Бокеев в своем произведении «отзовись, мой жеребенок!». Их сила в слиянии с природой, горой Акшокы, в понимании смысла существовании на земле. След который оставил отец- это безмятежный сон его сыновей и родных гор. Это продолжать детям, у которых есть свой дом.

В повести «Когда уходят плеяды». Главный герой Бага признается своему брату Коке: « … ты остался как неугасимый свет, и я помню твои уроки правды и любви к нашей земле, брат…»

Необыкновенно трогательна сцена прощания двух братьев, когда Бага набирает горсть земли своего аула, завязывает в узелок и падает брату Коке. Это земля их предков, на которой выросло семь поколений рода Узак, в мазарах которого нет костей чужого племени. Бага вспоминает слова своего отца: «… не разжигайте других очагов, живите дружно возле прежнего…». И Бага выполняет его наказ. Родная земля стала колыбелью Чабана, героя повести Бокеева «Олиара», который вспоминает обычай: «Не даром у казахов заведено, когда ребенку исполняется год, обвалять его в родной казахской пыли, приговаривая: «Люби, дитя, свою землю…» и он размышляет: «У меня есть дом, моя семья. Дети продолжат меня, имя мое не будет забыто на земле». После трудового дня он бывает утешен, когда сидит с детьми своими возле очага. Чабан мечтает еще об одном сыне, которого назовет Адилем Правдивым, и мальчик вырастит достойным своего племени. Так хочется ему, чтобы внуки и правнуки его были верными и только в правде. Хотя и заканчивается история Чабана странно и грустно, но мечты его вселяют веру в душу читателя, что старший сын Чабана- это не погасшая Надежда на продолжение его рода.

Тревожные мысли нашего современника Т.Нурмагамбетова прослеживается в повести «Горел очаг…». Мы видим уже зрелого человека, прожившего не простую жизнь, который прошел войну, вырастил троих сыновей. Они на блага народа занимают высокие посты директоров. Мука похоронил жену, с которой у него было полное взаимопонимание, в их доме всегда было тепло и уютно, царила атмосфера любви и уважения друг к другу. Лучшие годы своей молодости, детство, рождение детей- все это происходило на земле предков: « все шесть поколений наших предков прожили здесь, в Талтогане…» но шли годы,жизнь менялась, и пришлось покинуть родные места « Мука поначалу утешал себя тем, что навещать будет время от времени землю предков, которую, признаться с тяжелым сердцем покинул». Но десять долгих лет не был он ни на останках дома,ни на могилках родных людей. Лишь потерявшаяся корова заставила старика побывать там, где душа обретала покой и благоговение. Разведенный костер, заставляет его задуматься «о своей жизни», на него наплывает воспоминания о былых счастливых днях, о не сбывшихся мечтах и неоправдавшихся надеждах о былой любви и нежности. Тяжело от того, что так долго не был здесь, уже почти забыл о долге, чувства стыда испытывает Мука.

Встреча с Шинаркуль,- старой соседкой и подругой семье, заставляет Муку еще больше задуматься о происшедшем и раскаяться в том, что так долго не дышал воздухом «родной земли- упокоением для души». Вопросы Шинаркуль: «Почему, я спрашиваю, мы забыли друг про друга? Разъехались- и все переменилось. Почему? Разве расстояние- помеха для памяти?...Мука,где мы все это растеряли?» Не находит ответа Мука, лишь опускает глаза, ему нечего сказать, она понимает, что правда не на его стороне, что все его причины неприезда лишь отговорки. Возвращаясь домой, он понимает, глядя на Аймуиз, что она корова осталась преданной очагу, что она чиста, что она «не забывала о …становье» и продлить потомство пришла сюда, а он, человек, жалкое существо, слабое и беззащитное в своей слепоте и потери памяти о прошлом. «Неповторимый запах сада- урюк», « запах родной земли», «родной речки вода»- «исцеление для души…успокоение» для героя.

Урок который преподают казахские писатели- современники на страницах своих произведений, заставляет задуматься нас, читателей, о главном в жизни.

Уже много веков существует человеческий род, судьбы его отдельных племен и народов переплелись в огромный клубок чувств: страхов, счастья, любви и ненависти.

Какое множество людей

Перебывало на планете,

Трудом и щедростью своей

Украсив прошлые столетья.

Р.Гамзатов

И действительно, народ поворачивает тяжелое колесо истории. Но каждый человек должен дорожить своей Родиной, своим домом, своей семьей. И помнить о том, что никакие красоты мира не смогут дать той атмосферы, того тепла, силы духа, что дает нам родная земля, семейный очаг, наши близкие. Здесь все особое: и вкус воды, и лучи света, и воздух настоян незабываемыми запахами особых трав. Нельзя отрываться от матушки-земли,от своего народа, от родного очага, от отца с матерью, от друзей. Это заповедь для всех живущих на земле! Поэтому закону жили наши предки,продолжают жить наши современники, и он перейдет по праву в будущее, как непререкаемая общечеловеческая истина.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Асташева Нина Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства