Выделим корень. ****Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Понаблюдаем, как образовались эти слова? (Предположения детей)
- А вот часть, которая стоит после корня и называется суффиксом.
Составление кластера и выведение определения (что это, где нах-ся, для чего служит, что в себе несёт)
СУФФИКС
значимая часть слова после корня новые слова
обозначение ^
Работа по учебнику стр. 86
Найдите определение - Правильно мы вывели определение суффикса?
Уупр. 2 стр. 86 – письменно
Физминутка
ДОЖДИК.
К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге.
В лужице — смотри, смотри!
— Он пускает пузыри. Показывают руками на воображаемые пузыри.
Этап первичного закрепления нового материала
Работа в рабочих тетрадях: упр. 1 – самостоятельно, затем проверка по эталону.
- Поднимите руки, кто выполнил без ошибок.
- Какое правило вспомнили? (чк)
- Молодцы ребята! Вы меня очень порадовали.
Групповая работа
- Выполним задания в группах.
5 групп, каждая получает карточку с заданием. Нужно образовать новые слова от данных слов при помощи конкретного суффикса и сделать вывод, какое значение придают эти суффиксы новым словам.
Вспомнить правила работы в группе (слайд)
1 – с помощью суффиксов – ёнок, - онок
тигр
лев
слон
медведь
мышь
2 – с помощью суффиксов – иц- , - их-
тигр
лев
медведь
лось
слон
3 – с помощью суффикса – ищ-
усы
кот
лапа
глаз
рыба
4 – с помощью суффиксов – ик , - чик
куст
дом
стол
стул
диван
5 – с помощью суффиксов – ист, - щик
баян
курай
футбол
пила
барабан
Проверка. ВЫВОДЫ
Дыхательная гимнастика под мелодию курая.
Этап включения в систему знаний и повторения
Упр. 4 стр. 87 - по 1 ученику у доски (девочки пишут женские имена, мальчики- мужские)
Физминутка для глаз (стоя).
На стенах классной комнаты развешены слова-карточки со словами ЛУНА, ГЛАЗА, ЛОШАДЬ, ДОМ, СОБАКА, РАДОСТЬ, ДРУГ
Учитель называет слова, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где написан синоним этого слова.
Слова для зачитывания учителем: месяц, очи, конь, изба, пёс, веселье, товарищ.
- А словами какой части речи они являются?
- А теперь запишем эти слова и образуем от них с помощью суффиксов имена прилагательные. (Лунный, глазной, лошадиный, домашний, собачий, собачий, радостный, дружный)
Вывод: С пом. суффиксов можно образовать слова разных частей речи
Игра «Я согласен»
- Если я называю слова, в кот. есть суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением, поворачиваетесь друг к другу лицом и обмениваетесь хлопками, если в словах приставки нет, поворачиваете голову в стороны.