Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Регулятивные: постановка учебной задачи; умение соотносить способ действий и его результат с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Регулятивные: постановка учебной задачи; умение соотносить способ действий и его результат с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока и поставить перед собой цель, найдём верные утверждения (задания на карточках)
1.
Глагол – это часть слова;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это член предложения
2. Спряжение – это…
а) изменение глагола по числам и лицам;
б) изменение глагола по временам;
в) изменение глагола по числам;
г) изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
3. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то это форма....
1) прошедшего времени
2) настоящего времени
3) будущего времени
4) неопределенная форма
4. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) что делает?что делают?
2) что сделает?что будет делать?
3) что делал?что делали? что сделал?
4) что делать?что сделать?
5. Выбери глагол будущего времени
1) пролетала
2) мечтает
3) прибежит
4) прошла
6. У глагола какого времени не определяется спряжение?
1) прошедшего
2) настоящего
3) будущего
7. Найди глагол 1 спряжения
1) играть
2) звонить
3) чистить
- С какой частью речи будем сегодня работать? Составьте портрет этой части речи.
ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.
- Прочитайте глаголы и сравните их.
Расчесывать – расчесываться
Мыть – мыться
- Что вы можете сказать?
-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?
- Что придает вторым глаголам такое значение?
-Чем глаголы отличаются по форме?
- Вы знаете, как называются такие глаголы?
-Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему.
Значит, наша задача на уроке:
1) узнать, как называются такие глаголы,
2)какие значения они имеют
3)как пишутся такие глаголы.
ΙV. Работа над новым материалом.
1)
- Откройте учебник на странице 102.
- Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока.
Давайте с помощью учебника найдем ответ на вопросы, которые мы поставили.
Учебник, с.102, упр.210
Работа по заданиям, делают вывод
Давайте проверим свой вывод
- Прочитаем правило.
- Какие глаголы называются возвратными?
- При написании возвратные глаголы отличаются наличием особой морфемы -ся и -сь, которая называется суффиксом.
- Она служит для образования новых слов, при этом присоединяется она не к основе слова, а к окончанию. При морфемном разборе глагола такие суффиксы входят в основу слова, при этом основа в этих словах будет прерывистой. Раньше, до того, как стать суффиксом, - ся был самостоятельным словом- местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс:
Жил был суффикс - СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причесывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордился, что посчитал себя в слове самым главным и…встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричесывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история.
2) Учебник, с.102, упр.211
- Как называются такие глаголы?
- Назовите показатель возвратных глаголов.
- Когда в возвратных глаголах перед – СЯ пишется ь?
- Разберем по составу записанные глаголы
Вывод
Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Показателем этого признака является формообразующий суффикс –ся (-сь), стоящий в конце слова.
– Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.
1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя).
- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?
- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.
(1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся
(2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь
(3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются.
-Какой вывод можно сделать?
-Как определить лицо и число этих глаголов?
(Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов.)
2) Упражнение в правописании возвратных глаголов.
- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак. (Один ребёнок работает у доски)
Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), приходить в негодование (злиться), испытывать волнение, тревогу (волноваться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), давать согласие (соглашаться), собирать свои вещив дорогу (собираться), проявлять интерес к чему-либо ( интересоваться).
3) Выборочный диктант.
- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы.
Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.
(Напиться, наклониться, кататься.)
VΙ. Итог урока.
- Продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал. . .
-Мне было интересно . . .
-Я могу поставить себе . . .
-Мне нужно еще постараться
VΙΙ. Домашнее задание.
Упр.213, стр.103.
Упражнение 214. Работа в парах.
- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?
- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.
(1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся
(2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь
(3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются.
-Какой вывод можно сделать?
-Как определить лицо и число этих глаголов?
(Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов.)
9). Упражнение в правописании возвратных глаголов.
- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак. (Один ребёнок работает у доски)
Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), приходить в негодование (злиться), испытывать волнение, тревогу (волноваться), ученик приветствует кого-нибудь при встрече (здоровается)
-Какое здесь слово лишнее и почему?
-Проверьте, где надо писать ь, а где нет.
-Разобрать слова по составу.
10) Выборочный диктант.
- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.
(Напиться, наклониться, кататься.)
11) Домашнее задание
Упр. 213, правило стр. 102.
12) Рефлексия
- Продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал. . .
-Мне было интересно . . .
-Я могу поставить себе . . .
-Мне нужно еще постараться
Список используемой литературы:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г.«Русский язык», 4 класс, II часть, М. «Просвещение», 2015 2. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь, 2ч. Канакина В.П. М. «Просвещение», 2015
3.К а н а к и н а В. П. Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками: 4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2012. — (Школа России).
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2005.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}