Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное. Обобщение
Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное. Обобщение
обобщаются знания о прилагательном- правописание, формы прилагательного, присутствет межпредметная связь, ведется работа со словами -синонимами, антонимами, фразиологизмами, работа над предложением,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное. Обобщение»
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс
Цели:обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня урок проведём необычно, в виде игры «Брейн-ринг»
Наши команды –
«Умники» 2) «Всезнайки» 3) «………………….»
Капитаны …. (представление) правила игры…., оценивается по 5- бальной системе, отвечает … (назначает капитан)
А оценивать вашу работу будет наше жюри, в составе…..
А сейчас послушайте стихотворение.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Трудно будет без него, Если пропадет оно. Как без признаков предмета Рассказать про то, про это…. Очень замечательное – Имя …..(прилагательное!)
Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (имя прилагательное)
Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.
Итак, мы с вами в гостях у Его Величества «Имени прилагательного»
Выступление детей (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)
Имя прилагательное:
- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное: Вместе - служба, вместе - дружба!
Дети: Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Актуализация опорных знаний.
-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает
3. На какие вопросы отвечает
4. С какой частью речи связано?
5. Как изменяется?
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?
7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
Итак, начинаем игру
1 раунд «Словарная работа»
Вставьте пропущенные буквы о или а, поставить ударение
о вощная з а бавный
а втобусный о синовое
п ассажирский а ктивная
к о мандрый
Можно ли в данных словах проверить безударные гласные? (ДА…..Нет….. почему… Словарные слова).(на карточках)
2 раунд «Фразеологизмы»
Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.
Искать (вчерашний) день 1. Тратить времяна бесполезные поиски
чего-либо.
Хуже (горькой) редьки2. Совершенно невыносим.
Под (горячую) руку3. В минуту гнева, раздражения попадаться
в самый неподходящий момент.
Как называются эти словосочетания? (фразеологизм). Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?
К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным).
Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).
3 раунд «Устное народное творчество»
-Загадки
Каких камней нет ни в одном море? Сухих
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)
В каком прилагательном пишется подряд три буквы е?(длинношеее)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
Каким поясом не подвяжешься?(климатическим)
- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)
-Пословицы
Ребята, вспомните, что мы называем пословицей? (Краткое изречение с назидательным смыслом). Какие у нее признаки? (Совет, наставление, поучения).
Пословицы помогают нам запомнить советы, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц.
Держись друга старого, а дома (нового).
Сладким портят, (горьким) лечат.
Маленькая ложь за собой (большую) ведет.
Закончите пословицы, используя прилагательные – антонимы. Какой мудрый совет дают пословицы?
Определите грамматические признаки у имен прилагательных.
Как вы определили безударные окончания у прилагательных? (Нашли существительное, к которому относится, от существительного задали вопрос к прилагательному; по окончании вопроса определить окончание прилагательного).
4 Раунд «Эпитет»
- Прочитайте стихотворение.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
(С.Есенин)
-Что же такое эпитет? (Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.)
- Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?
Указать связь слов в словосочетании, главное и зависимое слово, части речи
(Согласование, если можно задать вопрос от существительного к прилагательному)
5 раунд « Синонимы»
Прочитайте словосочетания:
1. Теплая погода
2. Холодный ветер
3. Сладкая ягода
- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).
-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении.
Используйте слова для справок.
Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.
(Теплая беседа)
(Холодный разговор)
(Сладкая речь)
- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).
Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы
6 раунд Игра «Большая разница»
Соедините слова из левой колонки с их правильной парой во второй колонке.
Жёсткий поступок
Жестокий диван
Каменная дорога
Каменистая стена
Серебряное платье
Серебристое кольцо
Можно ли назвать их однокоренными словами?
Да________________
Нет_____________________
Выделить корень
7 раунд «Синтаксис»
Каким членом предложения может быть выделенное слово:
1. в зависимости от ударения в предложении:
На сверкающем золотомшпиле развевался флаг.
Ответ. Если ударение падает на 1 слог, то это слово является дополнением. Если ударение падает на 2 слог, то это слово является определением.
2. в зависимости от знака препинания в конце предложения: Как он смел! (Определение)
Как он смел? (сказуемое)
Как называются слова, которые произносятся одинаково, но обозначают разное значение (омонимы)
8 раунд 2 Части речи»
Что нужно сделать с существительными дорога, сера,
чтобы превратить их в прилагательные. Ответ: поменять ударение.
Какую форму стали иметь прилагательные?
9 раунд Игра « что лишнее?»
Что «лишнее»? По какому признаку определили
Смелый, трусливый, храбрый, отважный; (антоним)
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой (возраст, характер)
Белый, синий, нежный, зеленый.
10 раунд « Морфологические признаки»
Конкурс капитанов (У доски)
Соберите и распределите слова по родам, выделите окончания
М.р. Ж.р. _ Ср. р.
зимний спелая серое
колючий пушистая низкое
звонкий белая примерное
новый широкая густое
забавный родная кривое
морские, весёлые
Как определяем род имени прилагательного?
(По вопросу, родовому окончанию имени прилагательного)
Почему 2 прилагательных не внесли ни в один из столбиков? (Они прилагательные множественного числа).
Для членов команды
На столе у каждой команды лежат карточки со словосочетаниями. Прочитай словосочетания. О каком сказочном персонаже идет речь, назовите произведение и автора.
I – в читает (Незнайка. Н.Носов).
II – в читает (Золушка. Ш.Перро).
Вставьте и выделите окончания у прилагательных, укажите их грамматические признаки число, падеж)
I в. Из Цветочн…(ого) города(____________), за Огурцов…(ой) рекой(_____________),по Васильков….(ому) бульвару(___________), в голуб….(ой) шляпе(______________).
II в. В хрустальн….(ую) туфельку(____________), прекрасн….(ого) принца(____________),со зл…(ыми) сестрами(___________),от добр…(ой) феи(____________).
Как вы проверили безударные окончания прилагательных в ед. ч.? (по вопросу к существительному)
11 раунд « Работа с текстом»
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
2. Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.
3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
Найдите прилагательные, в которых все звонкие согласные (еловая, зимний), выполните разбор по составу
12 раунд «Падеж»
Соотнесите вопросы и окончания прилагательных, укажите падеж
Какого? ым, им
Какому? ое, ее
Какое? ого, его
Каким? ой, ый, ий
Какой? ом, ем
О каком? ому, ему
Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных?
Рефлексия
Итоги жюри награждение команд грамотами, призами
Ребята а теперь с помощью прилагательных выразите, какое у вас впечатление вызвал урок.
-С помощью смайлика покажите какое у вас сейчас настроение.