kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное. Обобщение

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщаются знания о прилагательном- правописание, формы прилагательного, присутствет межпредметная связь, ведется работа со словами -синонимами, антонимами, фразиологизмами, работа над предложением, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное. Обобщение»

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс


Цели: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать оконча­ния имён прилагательных в единственном и во множественном числе.


Ход урока


Организационный момент.

Сегодня урок проведём необычно, в виде игры «Брейн-ринг»

Наши команды –

  1. «Умники» 2) «Всезнайки» 3) «………………….»

  2. Капитаны …. (представление) правила игры…., оценивается по 5- бальной системе, отвечает … (назначает капитан)

А оценивать вашу работу будет наше жюри, в составе…..


А сейчас послушайте стихотворение.


Работа над эпиграфом к уроку:


Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Как без признаков предмета
Рассказать про то, про это…. 
Очень замечательное – 
Имя …..(прилагательное!)

Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (имя прилагательное)

Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

Итак, мы с вами в гостях у Его Величества «Имени прилагательного»

Выступление детей (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)


Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.


Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.


Имя прилагательное: Вместе - служба, вместе - дружба!


Дети: Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.


Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает

3. На какие вопросы отвечает

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)


Итак, начинаем игру


1 раунд «Словарная работа»


Вставьте пропущенные буквы  о  или  а, поставить ударение

о  вощная                         з а бавный                 

а  втобусный                 о  синовое                 

п а ссажирский                 а  ктивная                

к о мандрый

Можно ли в данных словах проверить безударные гласные?  (ДА…..Нет….. почему…  Словарные слова).(на карточках)


2 раунд «Фразеологизмы»


 Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Искать (вчерашний) день         1. Тратить время на бесполезные поиски 

                                            чего-либо.

Хуже  (горькой)  редьки         2. Совершенно невыносим.

Под  (горячую)   руку                 3. В минуту гнева, раздражения попадаться

                                            в самый неподходящий момент.

Как называются эти словосочетания?  (фразеологизм).  Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?


К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы?  (Прилагательным).  

Докажите.   (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д.,  связаны с существительным).


3 раунд «Устное народное творчество»


-Загадки

Каких камней нет ни в одном море? Сухих

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

В каком прилагательном пишется подряд три буквы е?(длинношеее)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

Каким поясом не подвяжешься?(климатическим)

- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)


-Пословицы


Ребята, вспомните, что мы называем пословицей?  (Краткое изречение с назидательным смыслом).  Какие у нее признаки?  (Совет,  наставление,  поучения).

         Пословицы помогают нам запомнить советы, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц.

           

Держись друга старого,  а дома  (нового).

Сладким портят,  (горьким)  лечат.

Маленькая ложь за собой  (большую)  ведет.

 

Закончите пословицы, используя прилагательные – антонимы. Какой мудрый совет дают пословицы?  


Определите грамматические признаки у имен прилагательных. 

Как вы определили безударные окончания у прилагательных?  (Нашли существительное, к которому относится,  от существительного задали вопрос к прилагательному;   по окончании вопроса  определить окончание прилагательного).



4 Раунд «Эпитет»

- Прочитайте стихотворение.

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.   

                                 (С.Есенин)

-Что же такое эпитет? (Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.)

- Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?


Указать связь слов в словосочетании, главное и зависимое слово, части речи

(Согласование, если можно задать вопрос от существительного к прилагательному)


5 раунд « Синонимы»


Прочитайте словосочетания:

       

 1. Теплая погода                   

 2. Холодный ветер          

 3. Сладкая ягода

                   

- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).

-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении.


Используйте слова для справок.

Слова для справоккофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.

(Теплая беседа)

(Холодный разговор)

(Сладкая речь)


- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).

Холодный ветер (Студеный, прохладный, ледяной, морозный, свежий)

- Как называются слова близкие по смыслу?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы



6 раунд Игра «Большая разница»


Соедините слова из левой колонки с их правильной парой во второй колонке.


Жёсткий поступок

Жестокий диван

 

Каменная дорога

Каменистая стена


Серебряное платье

Серебристое кольцо


Можно ли назвать их однокоренными словами?

Да________________

Нет_____________________


Выделить корень



7 раунд «Синтаксис»


Каким членом предложения может быть выделенное слово: 

 1. в зависимости от ударения в предложении: 


На сверкающем золотомшпиле развевался флаг. 


Ответ. Если ударение падает на 1 слог, то это слово является дополнением. Если ударение падает на 2 слог, то это слово является определением. 


2. в зависимости от знака препинания в конце предложения: Как он смел! (Определение)

Как он смел?  (сказуемое)


Как называются слова, которые произносятся одинаково, но обозначают разное значение (омонимы)


8 раунд 2 Части речи»


Что нужно сделать с существительными дорога, сера, 

чтобы превратить их в прилагательные. Ответ: поменять ударение. 


Какую форму стали иметь прилагательные?


9 раунд Игра « что лишнее?»


 Что «лишнее»? По какому признаку определили

  1. Смелый, трусливый, храбрый, отважный; (антоним)

  2. Хороший, замечательный, прекрасный, молодой (возраст, характер)

  3. Белый, синий, нежный, зеленый.


10 раунд « Морфологические признаки»


Конкурс капитанов (У доски)


 Соберите и распределите слова по родам, выделите окончания  

        М.р.                        Ж.р. _                        Ср. р. 

зимний                 спелая                 серое

колючий               пушистая                низкое

звонкий                белая                        примерное

новый                широкая                густое

забавный            родная               кривое

                                               

 морские, весёлые


 Как определяем род имени прилагательного?

(По вопросу, родовому окончанию имени прилагательного)

Почему 2 прилагательных не внесли ни в один из столбиков?  (Они прилагательные множественного числа).


Для членов команды


На столе у каждой команды лежат карточки со словосочетаниями. Прочитай словосочетания. О каком сказочном персонаже идет речь, назовите произведение и автора.

I – в   читает   (Незнайка.  Н.Носов).    

II – в  читает  (Золушка.  Ш.Перро).

Вставьте и выделите окончания у прилагательных,  укажите их грамматические признаки число, падеж)

I в.    Из Цветочн…(ого) города(____________), за Огурцов…(ой) рекой(_____________),по Васильков….(ому) бульвару(___________),  в голуб….(ой) шляпе(______________).


II в.   В хрустальн….(ую) туфельку(____________),  прекрасн….(ого) принца(____________),со зл…(ыми) сестрами(___________),от добр…(ой) феи(____________).


Как вы проверили безударные окончания прилагательных в ед. ч.?  (по вопросу  к существительному)


11 раунд « Работа с текстом»


-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.


Найдите прилагательные, в которых все звонкие согласные (еловая, зимний), выполните разбор по составу


12 раунд «Падеж»


Соотнесите вопросы и окончания прилагательных, укажите падеж

        Какого?                 ым,  им

        Какому?                 ое,   ее

        Какое?                 ого,  его

        Каким?                 ой,  ый,  ий

        Какой?                 ом,  ем

        О каком?                ому,  ему

Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных?  


Рефлексия


Итоги жюри награждение команд грамотами, призами


Ребята а теперь с помощью прилагательных выразите, какое у вас впечатление  вызвал урок.

-С помощью смайлика покажите какое у вас сейчас настроение.





















































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное. Обобщение

Автор: Носан Анастасия Григорьевна

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Обобщение знаний" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "109771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405007522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация. Имя прилагательное. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-imia-prilaghatiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444417514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка тему "Обобщение знаний об имени прилагательном как часть речи"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458837237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства