kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Суффикс и его роль в слове»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок руского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове" по программе Л.В.Занкова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Суффикс и его роль в слове»»


Русский язык, 3 класс ПрограммаЛ.В.Занкова

Тема урока: «Суффикс и его роль в слове»

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.

Цель урока. Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений образовывать новые слова с помощью суффикса.

Задачи урока:

1.Предметная: Развивать умение с помощью суффикса образовывать новые слова и определять их значение.

2. Метапредметная: Развивать умение работать в парах

Метод: деятельностный метод.

Оборудование: учебник «Русский язык», рабочие тетради, карточки со словами для разбора, мультимедийный проектор, экран, компьютер, эталоны, рисунки суффиксов.

Планируемые результаты

Предметные:

1) выделять в словах суффиксы;

2) образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

3) на основе наблюдений выделять значения суффиксов.

Метапредметные:

1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

2) делать выводы по наблюдениям;

3) находить общий признак, выделять лишнее.

Личностные:

1) проявлять интерес к русскому языку


Ход урока

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал: 
Поработать час настал. 
Так что время не теряем 
И работать начинаем. (СЛАЙД 1)


  1. Актуализация знаний, постановка учебной задачи, фиксирование затруднения.

Барабан, барабанчик, барабанище, барабанщица, барабанные (палочки).

- Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего? (Однокоренные или родственные)


Что значит однокоренные? (Имеют один и тот же корень и близки по смыслу)


А теперь следующее задание: Найти лишнее слово. (Барабанные, т.к. это прилагательное, барабанщица, т.к. это ж.р.)

Хорошо. Раз слово барабанные лишнее, то дальше мы будем работать без него. Работать дальше мы будем письменно, поэтому откроем тетради, напишем число (сегодня 27 сентября) и классная работа.

Задание такое. С красной строки, с большой буквы, в строчку, через запятую запишите те слова, которые являются существительными.

Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими словами? (Разобрать по составу). Прежде, чем мы будем это делать, нужно вспомнить (что?) ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ.

  1. Окончание

  2. Основа

  3. Корень

  4. Приставка

  5. Суффикс (СЛАЙД)


Взяли карандаш и разбираем слова по составу, на каждое слово ребёнок у доски (Гриша, Глеб, Маша, Глаша).


А вот теперь мне скажите, какое слово будет лишним? (исходя из состава данных слов, какое же слово будет лишним?). (Барабан) Почему? (Т.к. не имеет суффикса).

О чём же мы сегодня на уроке будем говорить? О суффиксе.

  1. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода.


У меня есть ещё один вопрос. Мы сказали, что родственные слова близки по смыслу, но давайте посмотрим, а какие значения имеют каждое из родственных слов на доске. У слова «барабанчик» какое значение? (маленький барабан), у слова «барабанище»? (очень большой барабан), у слова «барабанщица» (женщина, которая играет на барабане).


А что придаёт разные значения всем этим родственным словам? (суффикс)

Тогда давайте предположим, какую роль выполняет суффикс в слове? (Образует новые слова с разными значениями). Значит, чему мы будем сегодня учиться? (с помощью суффикса образовывать новые слова и наблюдать над изменением их значений)



IV. Реализация построенного проекта.

  1. Ну, и раз мы говорим сегодня о суффиксе, я пригласила некоторые из них к нам в гости. И первым для работы вызывается суффикс……А какой суффикс, сейчас мы с вам узнаем.

Открываем учебник с.43 упр 71. (СЛАЙД) Читает задание Аня.

Вчера мы с вами на уроке выполняли упражнение 70, но для того, чтобы вспомнить слова, которые там были, мы попросим прочитать их Иванова Максима. Слова с какими грамматическими признаками нужно выписать?

Пишем в тетради: Упр.71.


Выписываем. Выделяем суффикс. Какой здесь общий суффикс? (-чик-)

Итак, первым для работы вызывается суффикс -чик- (человечек-суффикс на доску)

Образуйте новые слова (от каких слов?), выделите суффикс.

К доске идут 1 слово:….

Получились слова: буфетчик, переводчик, лётчик, переплётчик, рассказчик.

А какое значение суффикса –чик-? Род деятельности людей.


  1. Далее для выполнения задания вызываются два брата суффиксы –очк- и –ечк-

Но это задание мы будем выполнять в парах. Поэтому, прежде, чем начать работать, вспомним правила работы в парах:

1.Работать должны ОБА

2.Один говорит, другой слушает.

3.Своё несогласие высказываем вежливо.

4.Если не понял, переспроси. (СЛАЙД)


Возьмите карточку жёлтого цвета. Прочитаем задание на ней. При помощи суффиксов –очк- и –ечк- образовать новые слова. Выделить корень и суффикс.

Утро

Утречко

Труба

Трубочка

Время

Времечко

Звезда

Звёздочка

Кисть

Кисточка

Свеча

Свечечка

Проверка задания в парах. Первая пара называет первое слово и т.д.

А теперь проверим по образцу (СЛАЙД)


Значение этих суффиксов? Суффиксы, которые всё уменьшают и ласково называют предмет. У этих суффиксов уменьшительно-ласкательное значение.


V. Физкультминутка


  1. В нашем городе есть театр? (Да, и не один) Кто любит ходить в театр, поднимите руки.

В одном таком театре жил суффикс. Давайте прочитаем о нём. (СЛАЙД)

Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда он надевал чёрный фрак с белой рубашкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!


Нам встретились непонятные слова. Какие? Гримёр, дублёр, суфлёр, жонглёр. Где мы можем найти их значения? ( В толковом словаре) Но я, когда готовилась к уроку, выписала значения этих слов из словаря и сейчас попрошу вас помочь мне разобраться, какие слова к какому значению я должна приписать. (СЛАЙД)


Следующее задание в парах. Возьмите зелёную карточку, на которой вы увидите тот же текст. Найдите и подчеркните слова, в которых встречается один и тот же суффикс.

Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда он надевал чёрный фрак с белой рубашкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!

Какой это суффикс? –ЁР- (человечка на доску)Добро пожаловать к нам ( прикрепить на доске).

Какое значение имеет этот суффикс? Название профессий.

Так как влияет суффикс на значение слова? (меняет)


VI. Закрепление пройденного.


В русском языке есть много суффиксов, с помощью которых можно показать уменьшительно-ласкательное значение слова и значение профессий человека. Это, например суффикс –ёнок-, -ист-, -ышк-, -ок-, -ик-, -тель-. Предлагаю с их помощью так же образовать новые слова.

Конечно, мы с вами ещё много раз будем встречаться с различными суффиксами, но сегодня:


VII. Итог урока. Рефлексия

Быстро время пролетело

И идет к концу урок.

Так давайте без задержки

Подведем всему итог.


-Чему мы учились на уроке?

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось?

Оценка работы в парах:

-Кто остался доволен своей работой в парах, поднимите две руки.

-А кто думает, что в этот раз что-то не получилось, поднимите одну руку. Что вы считаете, у вас не получилось?


VIII. Определение домашнего задания

А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 45, 46 РТ. Откройте дневники, и запишите задание.

Спасибо за урок! Урок окончен!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Суффикс и его роль в слове»

Автор: Петрова Юлия Викторовна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове""
    ["seo_title"] => string(60) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_suffiks_i_iegho_rol_v_slovie"
    ["file_id"] => string(6) "452731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516976278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства