3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. - Что вы можете сказать о первых звуках в отгадках? - ВСПОМНИТЕ ! На какие две группы они делятся? - Что образуют звонкие и глухие согласные? - Назовите эти пары. - Сколько их? Слайд № 2, 3 ПРАВИЛЬНО ! Некоторые звонкие и глухие согласные образуют пары, поэтому их называют ПАРНЫМИ ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ. МОЛОДЦЫ ! Мне очень понравилось что вы так много вспомнили. ОЦЕНИТЕ себя. На сколько баллов вы вспомнили материал 1 класса? Поставьте на полях балл СЛАЙД № 4 ( жар – шар) - Что произойдёт, если звонкий согласный заменить глухим , или наоборот? - Почему? - Как избежать ошибки в опасном месте? - А КТО ИЗ ВАС ДОГАДАЛСЯ И НАЗОВЁТ ТЕМУ УРОКА? ЦЕЛЬ : сегодня мы с вами будем учиться проверять парные по звонкости –глухости согласные звуки в корне слова. 4. Совместное « открытие» знаний, составление АЛГОРИТМА. СЛАЙД № 5 ( чистописание) - Пропишите букву л и слого-слияния ло, лё ле, ли - На др. строчке запишите слова : лошадь, лёд, леопард - Какое слово « лишнее»? Почему? ( пишут) - Какие ЗВУКИ слышатся в конце этих слов? - А какая БУКВА пишется? Слайд № 5 ( продолжение) Обратите внимание : это ОРФОГРАММА . Что нужно делать чтобы правильно её писать? КАК ? ( дети говорят) - Нам поможет в этом 3 строчка в чистописании. - Сделайте вывод. Это 1 способ проверки. Слайд № 6 Среди родственных ( однокоренных) слов найдите слова с орфограммой . Выделите корень. . - А теперь найдите проверочные слова. - Выделите корень. ( ДОКАЖИТЕ) В слове хлебный гласная не стоит за звонкой согласной. Почему же оно проверочное? Это 2 способ проверки. Когда за парной по звонкости – глухости стоит непарный согласный звук. Это могут быть звуки (Н), (Л),(М),(Р), (Й). - А теперь сделайте ВЫВОД: как подобрать проверочное слово Устно. ( Работа в парах) Городок, загородный, город, городки. - Договаривайтесь: 1- слова с орфограммой 2- проверочное ( проверка в слух) И так, давайте подведём итог : как нужно проверять парную по звонкости-глухости согласную букву. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА. - А теперь давайте откроем учебник и убедимся что мы правильно сделали вывод и составили алгоритм. СТР, 99. « Проверяй так» - Убедились, всё правильно сделано? - Вы довольны собой? Самооценка. ( Смайлики) Какое у вас настроение от того что мы всё правильно сделали. ФИЗМИНУТКА | - Они согласные. - Звонкие и глухие.( твёрдые и мягкие) Пары. 11 пар. - Ученики называют пары твёрдых согласных и мягких. Уч- ся ставят балл от 1 до 5. Изменится смысл слова и возникнет ОПАСНОЕ МЕСТО Их нужно проверять. - Проверка парных по звонкости – глухости согласных. ЛЁД ( Т) и ( Т! ) Д - Проверять. ВЫВОД: за согласной должен стоять гласный звук. Хлеб, хлебцы. Хлебушек, хлебный. - Произносится и пишется ОДИНАКОВО. За орфограммой стоит непарный звонкий согласный. родственные или форма слов с гласным звуком после парной согласной с непарным звонким согласным после орфограммы - Уч-ся объясняют друг другу. ИТОГ. - Чтобы проверить парную по звонкости-глухости согласную букву, нужно подобрать родственное слово или ( форму слова) изменить его так, чтобы за согласным звуком стоял гласный , или непарный звонкий согласный звук Прочитать слово 2. Выделить корень Выделить орфограмму Подобрать проверочное слово 5. Доказать. Рисуют на полях смайлики. |