- Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана - Граф, 2012.
- Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана - Граф, 2013.
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся:
- беседа по заданиям учебника и тетради «Пишем грамотно» с последовательным поэтапным выполнением заданий;
- организация самостоятельного выполнения задания с оказанием индивидуальной помощи тем, кому она необходима;
- организация работы в группах, парах.
Ход урока:
На предметном столике разложены по группам конверты с раздаточным материалом.
Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Коллективная форма организации обучения.
Приём – частичная передача организации учебного занятия учащимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ образца выполнения и демонстрация).
У: - Здравствуйте, ребята. Займите свои места. Проконтролируйте организацию рабочего места.
На парте у каждого ученика: дневник, учебник, тетрадь «Пишем грамотно», рабочая тетрадь, пенал.
У: - Проверьте правила посадки, расположения тетради на парте. Кто забыл, посмотрите на плакат.
У: - Запишите дату проведения сегодняшнего урока, вид работы (классная работа).
II. Целеполагание
Цель: Формировать способность к работе с материалом учебника.
Фронтальная форма обучения.
Приёмы обучения - словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия,проблемно – поисковый.
Работа по учебнику. с.100
У: - Ребята, найдите страницу в учебнике, на которой будем сегодня работать.
- Назовите номер страницы!
Д: - Страница 100
У: - Ребята, назовите номер урока!
Д: - Урок номер 40.
У: - К какому блоку относится наш урок?
Д: - Правописание.
У: - Какие задачи мы решаем на уроках этого блока?
Д: - На уроках блока «Правописание» мы формируем навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма.
У: - Прочитайте и назовите тему сегодняшнего урока.
Д: - Учимся писать буквы согласных в корне слова.
У: - Определите цель сегодняшнего урока.
Д:- Учиться писать буквы согласных в корне слова.
У: - Правильно. Составим план работы на уроке.
На доске:
План урока
Рубрика «Давай подумаем»
Знакомство с правилом
Применение правила
У: - Ребята, что помогло нам составить план урока?
Д: - Учебник.
У: - Правильно.
III. Этап первичного восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель: выявить проблемную ситуацию.
Коллективная форма организации обучения.
1. Обобщать знания о написании букв согласных в корне слова.
2.Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильные и обосновывать сделанный выбор.
Приёмы обучения - словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия,проблемно – поисковой.
У: - Ребята, откроем печатную тетрадь, подскажите, на какой странице будем работать.
Д: - Мы работаем на странице 38, урок № 40
У: - Прочитайте задание к упражнению (читает один обучающийся).
У: -Что нужно сделать?
Д:. – обозначить на моделях согласные звук. Подчеркнуть опасное место для согласных. Сделать буквенную запись. Вместо буквы, обозначающей согласный звук, требующий проверки, ставь прочерк.
1) Рубрика «Давай подумаем».
У.: - Итак, приступаем к выполнению первого этапа нашего плана.
Рубрика «Давай подумаем», где она находится?
Д.: - в учебнике на странице 100
У.: - Прочитайте задание к рубрике (читает один обучающийся).
У.: - Давайте ответим на вопросы после рубрики.
У.: -Что удалось заметить?
Д.:- Оглушение согласного звука. Звонкий согласный в корнях некоторых слов начинает звучать как парный глухой, но это не отражается на письме
У.: - Как ты думаешь, с чем связано изменение в произношении корня?
Д.:- Вместо стоящего после корня гласного звука, появляется глухой согласный.
У.:- Произнеси парные по звонкости-глухости согласные звуки
Д.: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш
У: - Выполним задание № 2 в печатной тетради в парах.
Групповая (парная) форма обучения.
Приёмы обучения - организация парной работы.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Нахождение орфограммы
Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове.
У.: - Проверим результат вашей работы.
У.: Ребята, какой следующий этап нашего урока?
У.: - Ребята, обратимся к учебнику. С какой ещё рубрикой нам предлагают поработать авторы учебника.
Д.: - «Обрати внимание»
У.: - Прочитайте самостоятельно.
Затем читает учитель.
Зрительная гимнастика
У.: -Ребята, какой следующий этап нашего урока?
Д.: - Применение правила.
У.: - Дети,предлагаю попробовать применить правило на практике.
Выполним упр.№1 в учебнике, работаем в паре.
Групповая (парная) форма обучения.
Приёмы обучения - организация парной работы.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове.
1-й ряд записывает первые три пары слов, второй ряд –следующие три пары слов и третий ряд – записывает оставшиеся три пары слов.
Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
У.: Проверьте себя самостоятельно, на слайде правильный вариант выполненной работы. Оцените себя на полях.
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
У.: - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
«Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).
Коррегирующая гимнастика для глаз (направлена на снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта).
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.
«Письмо носом» снижает напряжение в области глаз: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
У.: Работаем в печатной тетради. Самостоятельно выполните упр. № 4.
У: - Прочитайте задание к упражнению (читает один обучающийся)
У: - Поднимите руку, кому понятно, как выполнять это задание.
У:- Приступайте к выполнению задания применяя правило и подсказки авторов.
Взаимопроверка, критерий, по которым оцениваем задание.
Каким приёмом пользовались (т.е. ласково называли предмет)
Нахождение орфограммы (выделен корень, подчёркнута, та буква, которую проверяли)
IV. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.
Групповая форма обучения.
Приёмы обучения - организация групповой работы.
Характер учебно - познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования - проблемно – поисковый метод.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.
У: - Ребята, сейчас по моему сигналу вы объединитесь в группы, распределите роли.
Представитель группы возьмёт конверт с заданиями, клей ПВА на предметном столике.
У: - Вам необходимо составить алгоритм проверки написания согласного звука в корне слова.
Обратная связь: презентация результатов работы.
V. Этап контроля и самоконтроля
Цель: Выявить качество усвоения обучающимися знаний и способов действий; обеспечить у школьников способности к оценочным действиям.
Индивидуальная форма обучения
Приёмы обучения - организация самостоятельной работы.
Группировать слова по заданному основанию.
Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове.
У: - Работаем в тетради «Пишем грамотно» Упр.№ 5 и в таблице, которая лежит на краю парты.
У: - Поднимите руку, кому не понятно, как выполнять данное задание.
VI. Рефлексия
Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда
Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем обучающимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Произвольное внимание обучающихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.
У: - Какую цель мы поставили в начале сегодняшнего урока?
У: - Так что, я буду делать, когда услышу два глухих согласных?
VII. Итог
Д\з: дифференциация заданий
правило на стр. 101, упр.2 или упр. 6 тетрадь «Пишем грамотно» 40 стр. по желанию.
У: - Работу каждого ученика на уроке оценю в тетради. Вложите последнее задание в тетрадь.