Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Признаки имён существительных"»
5
ТЕМА: Признаки имён существительных.
Ход урока:
Вступительное слово
(Слайд №1)
- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Константин Георгиевич Паустовский.
- Ребята, что необходимо делать, чтобы сохранить наш родной язык:
Говорить и писать грамотно (правильное ударение, построение предложения)
Не использовать сокращённые слова, иностранные.
Говорить выразительно.
- Именно поэтому в школах основным предметом является русский язык. И на каждом уроке основная задача школьников – учиться грамотности. Сегодня мы продолжим работу для достижения этой задачи.
Словарная работа
- Прочитайте отрывок стихотворения Самуила Маршака «Багаж». Вставьте словарные слова, которые изучили на прошлом уроке.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
- Проверьте! (Слайд №2)
Имя существительное
- Что общего у этих слов? (имена существительные)
- Докажите? (отвечают на вопрос что? и обозначают предмет)
- Какие признаки имён существительных вы знаете? (постоянные и непостоянные) (Слайд №3)
- Назовите постоянные признаки? (щелчок)
- Назовите непостоянные признаки? (щелчок)
- Догадайтесь, какая тема нашего урока? (Признаки имён существительных) (щелчок)
ЗРЯ стр. 1 зад.1
- Запишите слова-отгадки в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные:
Одуш.
Неодуш.
Пограничник - 5
снежинка - 3
подушка - 5
теплица - 3
подосиновик - 5
- Разберите по составу слова и определите подходящие для них схемы. Рядом со словами напишите номер схемы. (Слайд №4)
- Какие части слова помогают образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)
ЗРЯ стр. 1 зад.2
- Какое слово получилось? (выносливый)
- К какой части речи относится слово выносливый? (прилагательное)
- Образуйте однокоренные слова другой части речи. (выносить – глагол, вынос - существительное)
- Второе слово соберите самостоятельно.
- Какое слово получилось? (раскладушка)
- К какой части речи относится слово раскладушка? (имя существительное)
- Это имя собственное или нарицательное? (нарицательное)
- К какому роду относится данное слово? (женский род)
- Как определил? (подставил слово помощник – она моя)
Физминутка
- Внимание, кто изображён? (герои русской сказки «Алёша Попович», Царевна, Богатырь, чудовище Змей Горыныч)
(Слайд №5)
- Определите род этих слов.
- Поиграем в игру «Царевна, богатырь, чудовище»
- Встаньте.
Если услышите существительное женского рода, необходимо присесть, как царевна;
если существительное мужского рода, как богатыри говорим «Ух» и вытаскиваем меч;
а если существительное среднего рода, изображаем чудовище, показываем когти.
- Что интересного заметили в словах, которые я произносила? (многие слова оканчиваются на шипящий звук).
- Расскажите о правилах написания существительных с шипящим звуком на конце. (в именах существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а мужского рода после шипящих не пишется) (Слайд №6)
- Запишите предложение, объясняя орфограммы в каждом слове. Работаем по цепочке.
Усталые охотники возвращались из леса и несли дичь.
- Выполним синтаксический разбор предложения.
- Назовите существительное во множественном числе. (охотники)
- Определите падеж у существительных этого предложения. (охотники – И.п., из леса – Р.п., дичь – В.п.) (Слайд №7)
- Просклоняем по падежам существительное охотники и выделим окончание.
И. охотники
Р. охотников
Д. охотникам
В. охотников
Т. охотниками
П. об охотниках
Групповая работа. (Слайд №8)
- Чтобы узнать, насколько эффективно прошёл наш урок, предлагаю поработать в группе вместе с родителями (команда красных, жёлтых и зелёных).
- У каждой команды стартовый капитал 500 монополий и одинаковый набор заданий в конвертах.
- Перед каждым заданием, команда делает ставки (от 50 до 150 монополий). Необходимо выполнить каждое задание. Если выполните верно, ваша команда заработает размер ставки, если неверно, то команда потеряет монополии в размере ставки. Если половина задания будет выполнена, то команда теряет половину ставки.
- Ставки необходимо писать на конверте перед его открытием.
(Слайд №9)
Выпиши имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.
Подчеркните в шуточном стихотворении существительные, которые употреблены в неверном роде.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
(Слайд №12)
На арабском языке пишут слова справа налево. Причём в арабском языке нет заглавных букв. Используя правила арабского языка, прочтите текст, написанный на русском языке, и запишите его по правилам русского языка.
аратхум йобос с илязв ино .иглов гереб ан илшоп арюн акшубаб и яьли ,чивеьлотана йескела
ПОДСЧЁТ МОНОПОЛИЙ У КАЖДОЙ КОМАНДЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Итог урока
- Сегодня на уроке мы проделали большую работу. Оцените свою работу (от 1 до 10 баллов), впишите в окошко внизу своего рабочего листа. (Слайд №13, щелчок)