воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон».
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки.
— Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
— Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, которую написали братья Гримм.
Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка.
— Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, используя слова какой ? что ?
2. Орфографическая минутка (запись под диктовку.)
Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.
— Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)
— Составьте предложение с любым словосочетанием:
вариант 1 — вопросительное,
вариант 2 — повествовательное.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте выразительно отрывок из произведения.
— Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше
Ворону!
К. Чуковский
— Из какого произведения эти строки? Кто его автор? (« Телефон», К. И. Чуковский.)
— Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о предложениях
— Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.)
— Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.)
— Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых советуют что-либо сделать.)
2. Грамматическая сказка
— Послушайте сказку о нашем госте.
Восклицание
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
— У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?
— Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно!
— Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
— Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно!
— Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
— Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это действительно чудесно!
И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.
— Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?
— Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)
3. Работа по учебнику
Упр. 27(с. 20).
Упр. 28 (с. 21).
— Прочитайте. Назовите автора стихотворения.
— Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?
— Какие знаки стоят в конце предложений?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)