Воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету, культуру поведения, бережное отношение к своему здоровью, прививать любовь к русскому языку, к Родине.
Задачи: формировать личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.
Формирование УУД.
Личностные:
признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
классифицировать слова по определённым признакам;
делать выводы на основе обобщения;
определять последовательность действий для решения предметной задачи;
подтверждать аргументы фактами;
разрешать проблемную ситуацию.
Коммуникативные:
слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
Оборудование урока:
Тест «Имя существительное» (у каждого ребёнка).
План урока (таблица, у каждого ребёнка).
Текст письма (у каждого ребёнка, у учителя).
Инструкция и таблица для заполнения (у каждого ребёнка).
Алгоритм «Как определить род имени существительного?» (у каждого ребёнка).
Карточки с заданиями.
Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка).
8. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3класс: в 2 ч.: Ч.1.
-Какие из этих качеств и способностей нам не понадобятся на уроке? (Эгоизм и лень)
-Какими качествами вы уже обладаете? (Отвечают на вопрос).
-На уроке мы постараемся проявить эти качества, а кто-то их сегодня и приобретёт.
-Сегодня на уроке вам также будут необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.
2.Проверка домашнего задания – с. 21 упр.32 Слайд 3
- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
- Как изменяли имена существительные? (По числам)
- Что изменяется у имени существительного при изменении его по числам? (Окончание)
3.Каллиграфическая минутка. Слайд 4
- Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия.
- Запишите в тетрадях число, классная работа с доски, а я напомню вам правила подготовки к письму:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Записывают число, классная работа)
- Угадайте какая буква спряталась от нас. Подсказка в загадке:
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква «М».
- Посмотрите на доску и вспомните, как каллиграфически верно пишется эта буква. Слайд 5
- Пропишите пять раз слияние заглавной и строчной букв «ЭМ». Помним о наклоне.
- Найдите самое красивое и правильное написание и обведите его простым карандашом.
- Вспомните, какие имена начинаются на эту букву. (Марина, Маша, Миша и другие).
- А назовите иностранные имена (Майкл, Моника, Магда).
- Запишите их. (Выполняют задание в тетради).
- Как написали данные слова? Почему? (Рассказывают правило)
- Устно составьте предложение с одним из записанных слов. (Ответы детей)
4.Актуализация знаний. Слайд 6
- Мы работаем под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие.
- Узнайте, о какой части речи будем говорить.
- Найдите лишнюю часть речи: Слайд 7
Подруга, праздник, добрый.
Лондон, написать, сосед.
(Дети читают слова, сравнивают, обсуждают, делают вывод).
- Почему лишнее? (добрый – имя прилагательное, написать - глагол – они лишние, остальные слова – имена существительные)
- Ребята, о какой части речи мы будем вести разговор? (Имя существительное).
- На какие группы можно разделить данные существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные – дети называют слова каждой группы).
- Верно. Сегодня мы продолжим открывать тайны имени существительного и будем пополнять знания об имени существительном.
Работа в парах . Слайд 8
- Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и в тесте отметьте верный ответ.
Тест.
1. Что такое имя существительное?
Часть слова.
Член предложения.
Часть речи.
2. Что обозначает имя существительное?
Признак предмета.
Предмет, явления природы и др.
Действие предмета.
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Как? Откуда? Где?
Кто? Что?
Что делать? Что сделать?
4. Каким членом предложения может быть существительное?
5. Отметьте несколько признаков имени существительного.
Одушевлённое или неодушевлённое.
Собственное или нарицательное.
Изменяется по числам.
(Обучающиеся взаимодействуют в парах. Работа с тестом на карточке.)
У каждого из вас на парте лежит таблица – план урока, внесите в нее данные, которые вы сейчас вспомнили. (Работают с планом).
Обобщение о существительном. (Ответы детей).
- Расскажите, все, что знаете об имени существительном, с опорой на тест и план.
(Это самостоятельная часть речи;
- обозначает предмет;
- отвечает на вопросы кто? что?;
- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения;
- изменяется по числам
- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)
- Какие слова можно употреблять в речи вместо существительных? Указывают на них, но не называют (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке – ОН, МОЙ, ОНА,МОЯ, ОНО, МОЁ.) Слайд 9
Классификация имен существительных. Словарная работа Слайд 10
-Прочитайте слова и распределите имена существительное на 2 группы по известному признаку (одушевленности и неодушевленности), запишите в тетрадь в два столбика.
Комната, молоко, заяц, письмо, ворона, воробей.
(Учащиеся работают в тетради. Два ученика выполняют задание у доски).
КТО? ЧТО?
заяц комната
ворона молоко
воробей письмо
- Ребята, что вы скажете о работе ребят у доски?
- Если у вас в тетради была ошибка – отметьте её ручкой галочкой на полях. (Оценивают свою деятельность).
-Ребята как вы считаете какое слово лишнее и почему? (Ответы детей).
( Слово письмо лишнее, оно не словарное).
5.Проблематизация.
Чтение письма и его обсуждение. Слайд 12
Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Марина дружит с Майклом. (Их имена мы уже встречали, писали в минутке чистописания). Он живёт в иностранном городе, в Лондоне, о котором мы уже сегодня упоминали.
- Столица какого государства Лондон? (Англия).
- На каком языке говорят в этой стране? (На английском).
Недавно Марина получила письмо от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Марины. Она разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.
Письмо Майкла (на доске) Слайд 13
Здравствуй, мой любимый подруга Марина! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.
(Чтение письма).
-Что вас рассмешило, а, может, удивило? (высказывают своё мнение).
(Неправильно соединяет слова между собой.)
6.Постановка учебной задачи (3 мин.)
- А что именно Майкл не знает? (Как правильно употреблять форму слов)
- Как правильно согласовывать слова мы сможем объяснить Майклу, разобравшись в теме нашего урока. Для этого необходимо разгадать ребус Слайд 14
- Какое слово получилось? (РОД).
- Где мы можем прочитать толкование этого слова? (В толковом словаре).
- На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового словаря.
- Кто желает прочитать объяснение данному понятию? (Учащиеся читают значение данного слова). Слайд 15
-Авторы толковых словарей объясняют, что род – это: 1) Ряд поколений, происходящих от одного предка.
2) Направление, образ деятельности.
3) Это грамматический признак некоторых частей речи.
-Сколько значений слова род мы прочитали?(3)
- Значит какое это слово? (Многозначное)
- О каком роде пойдет речь на уроке? (О роде, как грамматической категории).
7. Определение темы урока. Слайд 16
-Сформулируйте тему нашего урока:
(«Род имен существительных»).
- Итак, ребята, подумайте, какие задачи мы можем поставить перед собой?
- Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов:
Слайд 17
Узнать больше об имени…
Открыть какие …
Научиться определять…
(Задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных, выявить признаки каждого рода).
-Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе.
Работа с деформированным текстом
- Поможем Майклу, исправим ошибки. Слайд 18
(Читают, исправляют ошибки).
Проверка исправленных предложений. Поменяйтесь с соседом карточкой и проверьте простым карандашом.
Вывод
-Вы умеете правильно употреблять имена существительные в речи. Но практические знания должны опираться на науку.
-Поэтому мы приступаем к исследовательской работе.
-Но сначала отдохнем.
8. Физминутка Слайд 19
Ребята, давайте Майклу отправим наш национальный сувенир – матрёшку, а мы с вами отдохнём. Понаблюдаем за ней. (зарядка для глаз)
9. Открытие нового знания
Исследовательская работа в парах.Слайд 20
- На 1 этапе: Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это в парах. (Помогаем друг другу)
Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.
(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам).
Инструкция: Слайд 21
Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.
Подумай, каким словом – помощником можно заменить слова называющие мужчин, женщин?
Запиши слова-помощники в таблице в первом и втором столбике.
Запиши в первый столбик имена существительные, которые называют мужчин.
Запиши во второй столбик имена существительные, которые называют женщин.
Мужской род
Женский род
Средний род
он, мой
она, моя
оно, моё
папа
подруга
лото
дедушка
Марина
Майкл
мама
дом
встреча
молодость
- Заполняют таблицу.
- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы). Слайд 22
Проверка таблицы:
- Какие имена существительные, называющие мужчин, вы выписали? ( Папа, дедушка, Майкл).
- Имя существительное какого рода называет мужчину? (Мужского).
- Назовите слова-помощники. (Он, мой).
- Запишите в рамку- мужской род.
(Учитель открывает рамки в своей таблице).
- Какие имена существительные, называющие женщин, вы выписали? (Подруга, Марина, мама).
- Имена существительные какого рода называют женщину? (Женского).
- Назовите слова-помощники. (Она, моя).
- Запишите в рамку - женский род.
Итак, мы записали одушевлённые существительные мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.
- Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?
- Продолжим наше исследование.
- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.
- Вернитесь к письму и найдите существительные неодушевлённые в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.
- Давайте возьмём несколько существительных и определим их род. (Встреча, дом, молодость, лото)
- Запишите слова в таблицу.
(Учитель наблюдает и по необходимости помогает).
- Что вы заметили? (Слово лото не записали)
- Почему?
- А как вы думаете, какой это род? (Средний род)
- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (Оно, мое)
- Открыли три группы? Надо проверить, правы мы или нет?
- Где проверим? ( в учебнике) ( с. 25 правило - читают)
- Правы? Ура!
- Сделайте вывод. Какого рода могут быть существительные? (Ответы детей).
- Давайте вспомним, что мы делали, когда определяли род этих существительных. (Заменяли существительное местоимениями ОН, ОНА или ОНО)
- Составим алгоритм (план). Слайд 23
Алгоритм
Как определить род имени существительного?
1.Ставлю имя существительное в начальную форму.
2.Заменю имя существительное одним из местоимений
(он, она, оно).
3. Определю род (м.р, ж.р., ср.р)
- Проблема: Можно ли считать род признаком имён существительных? (Рассуждение учеников)
- Вывод: Род – это ещё один признак имен существительных.
- Подумайте, пожалуйста, какой он – постоянный или непостоянный. Может ли существительное ж.р. стать существительным м.р. или ср. р.?
- Вывод: постоянный. Возьмите таблицу-план и заполните до конца.
- Хорошо потрудились! Молодцы!
10. Первичное закрепление.
Ребята получают дифференцированные задания.
1) Работа в парах (лист с заданием красного цвета) Слайд 24
Найдите «лишнее» слово, подчеркните его. Определите род имен существительных.
Морковь, свёкла, капуста, огурец.
Карандаш, линейка, циркуль, портфель.
Солнце, туча, облако, поле, дерево.
Проверка с объяснением.
2)Самостоятельная работа по учебнику - с. 25 упр. 39
Распределение слов в столбики по родам (по три слова). (Самостоятельно в тетради, а 1 ученик работает у доски).
Проверка.
3) Работа с учителем (лист с заданием зеленого цвета). (Объяснение по алгоритму). Слайд 25
Определите род имён существительных. Надпиши над каждым словом кратко: ж.р., м.р. или ср.р.
Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
Мозоль, вуаль, бандероль — женский род
11.Рефлексия
- Вернёмся к началу урока (к словам качествам). Какие качества на сегодняшнем уроке нам пригодились? Определите род этих имён существительных. Слайд 28
- Какова была цель нашего урока? (Научиться определять род имён существительных в единственном числе.)
- А о том, как определить род у существительных во множественном числе, мы поговорим на следующем уроке?
- Продолжи фразу: Слайд 29
Я узнал(а) на уроке…
Я научился(лась) на уроке…
Мне было интересно…
Оцените свою работу на уроке Слайд 30
«Лесенка успеха».
- На какой ступеньке вы оказались к концу урока? Почему?
12.Домашнее задание Слайд 31
-На партах лежат три варианта домашнего задания на листах разного цвета.
-Если вам было легко работать на уроке возьмите карточку красного цвета.
-Если испытывали затруднения – зелёного цвета.
-Если было трудно, не понятно – жёлтого цвета.
Разноуровневые задания.
1 уровень: Запишите в тетрадь название предметов (10 слов), которые видите на картинке и определите род имён существительных.
2 уровень: Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напишите словосочетания в тетрадь. Определите род имён существительных.
3 уровень: Подберите к каждому животному пару и определи род имён существительных:
кот – кошка
лев – львица
утка – селезень
петух – курица
баран – овечка
корова – бык
Придумай и запиши с одним из слов предложение.
13. Подведение итога урока
Мне было приятно с вами работать. Вы большие молодцы. Активные и умные ребята!
-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.