воспитывать у учащихся интерес к своему здоровью и желание сберечь его.
воспитывать культуру поведения при работе на уроке.
здоровьесберегающая:
создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся
на уроке.
Прогнозируемые результаты:
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: наглядные, объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, метод опоры на жизненный опыт, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.
Оборудование: учебник, телевизор. компьютер, презентация к уроку, карточки, предметные картинки, солнце, лучики, тест, речевая разминка, ребус, текст (каждому)
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные, технология развития критического мышления, здоровье-сберегающие технологии, игровые, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения.
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
Добрый день и добрый час!
На уроке второй класс.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
Улыбнитесь от души, до чего все хороши!
За работу, нам пора,
И.., ни пуха, ни пера!
-Сегодня у нас необычный урок.
К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала «Глагол». (СЛАЙД №1) Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в журнале должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.
II. Актуализация опорных знаний.
Им приходится много говорить и быстро работать, а для этого нужно обладать хорошей дикцией, правильно читать и писать, быть внимательными. (СЛАЙД №2)
Ответственный момент. Приём на работу — редакция возложила на меня. (СЛАЙД №2)
1) Речевая разминка
ра – ра – ра – начинается ИГРА;
ри – ри – ри – улетели СНЕГИРИ;
ры – ры – ры – появились КОМАРЫ;
рык – рук – рок – продолжаем мы УРОК.
- С дикцией – порядок. Все приняты на работу. Запишем дату приема на работу……………
2) Орфографическая минутка. Минута чистописания.
Какая буква следует за буквой М. А какая буква стоит между буквой ё и д?
Давайте сначала напишем букву в воздухе, а затем в тетради.
-Составьте предложение с одним словом и подчеркните главные члены предложения.
Составьте предложение с одним из этих слов. Найдите главные члены
предложения.
Составьте предложение с одним из этих слов. Найдите главные члены
предложения.
Составьте предложение с одним из этих слов. Найдите главные члены
предложе
- Мама говорит: «Прибери игрушки», а вы...
- Слова эти вы говорите, а кто задумывался, как их написат
4) Возьмите на парте конверт, достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками. Лучики не простые (СОЛНЫШКО НА ДОСКЕ), в них спрятались ваши умения, которые вам понадобятся на уроке.
И вы узнаете, какие умения нам понадобятся на уроке.
б) - Какой ч р. являются эти слова? (ГЛАГОЛЫ) (НА доску ДЯДЮШКА ГЛАГОЛ)
Первая страница «Это нужно знать на пять»
- Проверим, а что вы знаете о глаголе? Выберите верный ответ. (у каждого)
Тест «Глагол» (СЛАЙД №4)
1. Глагол - это ...:
а) часть речи; б) часть слова.
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?;
б) кто? что?;
в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета
4. В предложении чаще всего глагол бывает:
а) сказуемым;
б) подлежащим.
5. Глагол по числам:
а) изменяется;
б) не изменяется.
- Зачитаем, что у вас получилось. Проверьте выбранные вами ответы. (САМОПРОВЕРКА)делая отметки в «Оценочных листах»
Те, кто выполнил работу правильно,
Не допустил ни одной ошибки, поставит (5 баллов) .
Те, кто допустил 1-2 ошибки, поставит(4 балла).
А те, кто допустил 3 ошибки (3 балла).
Итак, какой материал мы собрали для первой страницы? (На доску облака: действие, вопросы, сказуемое., кочки: ед.ч, мн.ч
III.Самоопределение к деятельности.
Дети разыгрывают сценку.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдешь?
- Нет, не найду!
- Знаком ли вам такой диалог? Часто ли родители от вас слышат глаголы с частицей
НЕ?
- Мама говорит: «Иди спать», а вы...
- Мама говорит: «Помой посуду», а вы...
Вторая страница «Наука и глагол»(СЛАЙД №5)
- Послушайте пословицу
Языком не спеши, а делом не ленись.
- Как вы понимаете смысл пословицы? (СНАЧАЛА ПОДУМАЙ - ПОТОМ ГОВОРИ. НАЧАЛ ДЕЛО - ДОВЕДИ ЕГО ДО КОНЦА)
1.Выполнение пробного действия
- Запишите её в тетрадь.( Перед «А» поставим запятую!!!)
- Подчеркните в глаголах безударную гласную в корне (СПЕШИ, ЛЕНИСЬ)
- Назовите проверочные слова (СЛАЙД №5)
(СПЕШИ - СПЕШКА, ЛЕНИСЬ - ЛЕНЬ)
-Проверьте., сделайте отметку в «Оценочных листах» у кого нет ошибок- поставьте -5б, у кого 1-2 ошибки -4б.
3. Фиксация индивидуального затруднения.
- А еще унас получились разные варианты записи пословицы.
- Почему? (НЕ ДЕЛАЕТ, НЕДЕЛАЕТ)на доске дать два варианта записи пословицы
IV. Выявление места и причины затруднения
- В каком месте возникло затруднение?( ПРИ НАПИСАНИИ не С ГЛАГОЛОМ)
-Почему возникло затруднение? (МЫ НЕ ЗНАЕМ, КАК ПИШЕТСЯ не С ГЛАГОЛОМ)
V.Самоопределение к деятельности. (СЛАЙД №6)
Дети разыгрывают сценку.
Слезь со стула!
Не хочу!
Упадешь!
Не упаду!
Отойди!
Не отойду!
Приедешь?
Не приеду!
Придешь?
Нет, не приду!
Услышишь?
Не услышу!
Найдешь?
Нет, не найду!
- Знаком ли вам такой диалог? Часто ли родители от вас слышат глаголы с частицей НЕ?
- Мама говорит: «Иди спать», а вы...
- Мама говорит: «Помой посуду», а вы...
- Мама говорит: «Прибери игрушки», а вы...
- Слова эти вы говорите, а кто задумывался, как их написать?
-Какую цель ставим? УЗНАТЬ, КАК ПИШЕТСЯ НЕ С ГЛАГОЛОМ.
Потом надо УСТРАНИТЬ ЗАТРУДНЕНИЕ.
ПРИМЕНИТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ.
Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть
Физкультминутка (СЛАЙД №7)
VI. Реализация построенного проекта
В редакцию пришло письмо-вопрос: Чем является слово НЕ? (СЛАЙД №8)
а)- Выполните задания, нужную букву впишите в кружок и получите ответ
(РАБОТА В ПАРЕ) (СЛАЙД №8)
1.Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву
2. Разгадайте ребус, выделите орфограмму.
3. Подберите антоним к словутемнота, подчеркните в нём первую букву
4. Подчеркните орфограмму в слове крот
5.Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.
6.Отгадайте загадку:
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква....
7. Вставьте и подчеркните пропущенную букву п…льто.
(СЛАЙД №9) Вывод: НЕ – ЭТО ЧАСТИЦА.
-У кого получился правильный ответ (САМОПРОВЕРКА) сделайте отметку в «Оценочных листах»
б) - Какие будут предположения: как писать не с глаголом? (СЛАЙД №9)
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.
(СЛАЙД №9)
Гордую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно.
- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке? (НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО)
- Прочитайте на слайде информацию о частице НЕ (правило из учебника с.78) (СЛАЙД №10)
-Какое значение придаёт глаголу частица НЕ? (ОТРИЦАЕТ ДЕЙСТВИЕ)
Люблю – не люблю; верю – не верю….
НЕ – ЭТО ЧАСТИЦА. Служебная ч.р..Служит для связи слов в предложении.
Устранение затруднения.
Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение
Языком не спеши, а делом не ленись. (СЛАЙД №10)
- Исправьте ошибку, если вы её допустили. Назовите глаголы
Какую информацию мы поместим на второй странице? (не – частица, пишется с глаголами раздельно, отрицает действие) На доске размещается частица не (убегающая по траве)
VII. Первичное закрепление
1.Третья страница «Заруби на носу»
- Что значит «Заруби на носу»? ЗАПОМНИ (СЛАЙД №11)
На слайд сначала без НЕ две строчки с глаголами.
- А теперь придайте отрицание действию.
- Что получилось? (СЛАЙД №11)
Не выучил – не делай.
Не знаешь – не пиши.
С глаголами раздельно
Частицу «не» пиши.
Вывод: учиться – всегда пригодится.
2. Работа по учебнику
Упражнение 136 стр. 78
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
-Как будете писать частицу не- с глаголами?
- Запишите одну из пословиц. Подчеркните пробелы между глаголами и частицей. не- (1 ряд – 1 пословица, 2 ряд - 2 пословица, 3 ряд – 3 пословица).
Взаимопроверка упражнения.
Физ. минутка.
3. Самостоятельная работа (дифференцированное задание).
- Выберете задание, которое вы хотели бы выполнить.
1. Запиши пословицу, раскрывая скобки.
Как (не) злись метелица, весной повевает.
Собери пословицу.
Весною, (не) вернёшь, день, упустишь, годом.
Составь правила поведения весной (используя частицу не-).
В данный текст перед глаголами вставьте частицу НЕ так, чтобы было понятно, что мы – друзья природы. (Каждому карточка. (СЛАЙД №11)
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг природы портит деревья в лесу, ломает ветки, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.
-На доску вывести правильный текст. (СЛАЙД №12)
-У кого получился правильный текст (САМОПРОВЕРКА) сделайте отметку
1 и 2 самопроверка. 3 проверка учителем.
Как вы написали частицу «не» с глаголом?
Пропедевтика.
- Ребята, в русском языке есть слова, которые пишутся с частицей не- слитно. Этих слов немного: негодовать, ненавидеть, неволить.
VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Упр.135 стр.78
- Автор стихотворения «Не» Н. Вронский написал о хороших привычках, какие должны быть у ребят.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы ставили? Достигли цели?
- Чему научились на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Самооценка с помощью сигнальных карточек.)
-Молодцы. Вы хорошо творчески поработали. Предлагаю на третьей странице рассказать о знаниях, которые вы получили и применили.
- Обратите внимание на доску…… Получилась обложка нашего журнала.
-Как вы думаете, интересным, познавательным получился у нас журнал?
- Вы являлись сегодня сотрудниками редакции.
Поднимите руки те, у кого больше пятёрок. У кого – в основном четвёрки.