а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
2. Регулятивных УУД:
а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)
г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)
3. Познавательных УУД:
Общеучебных УД:
а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;
в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания
Логических УД:
Развитие логического мышления при обработке логических операций:
а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство
Постановка и решение проблемы:
а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи
б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.
4. Коммуникативных УУД:
а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)
б) Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)
в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий
г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Какой частью речи являются эти слова? ( Существительные)
- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы
- Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу)
- У какого падежа не бывает предлогов? ( У Именительного)
- Форма какого падежа является начальной? ( Именительного)
3.Создание проблемной ситуации.
- Ребята, (вы знаете, когда отмечают?) День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября. За окном уже мороз, часто бывает вьюга, метели, но мы своим теплом и любовью согреем наш класс.
- Прочитайте предложение.
По улице, по площади гуляет вьюга белая.
- Определите род и падеж выделенных слов.
( улица – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по улице. Д.п.
площадь – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по площади. Д.п.)
4. Формулирование проблемы.
- Ребята, обратите внимание: у существительных « улица» и « площадь» одинаковый род, одинаковый падеж, одинаковые предлоги, а окончания - разные.
- Как вы думаете почему? (Ответы детей)
- Какой возникает вопрос?
(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём исследование.
5.Открытие нового знания.
- На прошлых уроках мы изменяли существительные по команде вопросов. Положите перед собой листы с этой работой.
- Начнём наше исследование с существительных верхнего ряда.
- Прочитайте первые два существительных. (Скала, земля)
- Определите род этих существительных и окончание в И.п. (Почему в И.п.?)
- Итак, СКАЛА – ж. р. окончание – а, ЗЕМЛЯ – ж.р.окончание – я.
(Учитель прикрепляет карточки «женский род» и «-а», «-я» к доске)
Сравните падежные окончания этих существительных .
ВЫВОД : у существительных женского рода с –а, я падежные окончания одинаковые.
- Прочитайте следующие два существительных. (Слуга, Илья)
- Определите род этих существительных и окончание в И.п.
- Итак, «слуга» – м. р., окончание – а, «Илья» – м.р., окончание – я.
Сравните падежные окончания этих существительных.
ВЫВОД : у существительных мужского рода с –а, я в нач. форме, падежные окончания одинаковые.
(Учитель прикрепляет карточки «мужской род» и «-а», «-я» к доске)
Сравниваем: скала – слуга, земля – Илья
ВЫВОД : у существительных мужского и женского рода с –а, я в нач. форме , падежные окончания одинаковые.
(Учитель объединяет карточки в одну группу. Аналогично сравниваются остальные группы слов).
- Сколько получилось групп существительных с одинаковыми падежными окончаниями?
( Три)
- Какие существительные вы отнесете в первую группу?
( Существительные женского и мужского рода с окончаниями - а,-я).
- Во вторую?
(Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о, - е)
- В третью?
(Существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце)
- Давайте сверим свой результат с правилом в учебнике, и вспомним научное название этих групп. Книга правил.
- Итак, как называются группы существительных с одинаковыми падежными окончаниями. (Склонение)
(Учитель прикрепляет к доске карточки с названием групп существительных: «1склонение», «2 склонение», «3 склонение»).
«1склонение», «2 склонение» мы уже умеем распознавать.
- Сформулируйте тему нашего урока. («3 склонение имён существительных»)
Тема: «3 склонение имён существительных»
- Цель нашего урока? (Научиться определять 3 склонение существительных)
- Итак, по каким признакам определяют склонение существительного?
( По роду и окончанию в И.п.)
Физминутка.
- Вернёмся к предложению, с которого мы начали урок. Теперь вы можете объяснить, почему у слов улица и площадь в одинаковых падежах разные окончания?
(Эти существительные относятся к разным склонениям: улица – 1 скл., площадь – 3 скл).
- Как вы определили склонение имени существительного?
- Давайте составим алгоритм. Что мы должны определить в первую очередь?
( Определить род существительного).
(Учитель на доске выставляет части алгоритма).
- Дальше? (Выделим окончание).
- Что останется определить? (По роду и окончанию определить склонение).
6.Первичное закрепление.
Работа в группах.
А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям.
(Ответственные в группах наклеивают слова в таблицу)
Тень, картина, дядя, утро, ночь, конь.
Ответственные у доски обосновывают правильность распределения слов.
В печи стоит картошка
С топлёным молоком.
- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием –и нет ни в одном склонении.
- Что надо сделать? (Поставить в начальную форму)
- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм ? (Поставить существительное в начальную форму)
(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).
- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?
(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас поработаем самостоятельно.
Карточки.
Спишите. В скобках укажи склонение существительных.
Проверка по образцу.
Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).
Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.
Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)
Всё вокруг серебрит.
8.Рефлексия учебной деятельности.
- Подведём итоги нашего урока.
- Какова была тема нашего урока? (3 склонение имён существительных).
- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться определять 3 склонение существительных).
- Достигли ли мы своей цели? (Да).
- Заполните листы самооценки, поставьте знак + или -
(Ученики заполняют листы самооценки)
9. Домашнее задание.
Выучить правило на стр. 118, составить и записать несколько предложений с существительными разных склонений.