-
~1.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку « пять»! (Слайд 1)Я желаю вам успеха.
2. Введение в тему.
У меня возник вопрос. О какой части речи будем говорить мы с вами на уроке? ( Слайд 2)
Чтобы ответить на этот вопрос. Внимание! Посмотрите на экран.(Слайд 3)
? ?
Заяц воробей
Выбежал снегопад
Моряк картина
Плаванье весенний
Сестра растение
Какие слова лишние? ( выбежал- глагол, весенний- прилаг.)
А какие слова заблудились? ( плаванье, воробей)
Почему?
Вывод: Мы видим, что слова, отвечающие на вопрос кто? Это имена существительные одушевлённые, а на вопрос что?- неодушевлённые.
А какой частью речи все эти слова? ( имена существительные)
Я пришла к выводу о том, что мы сегодня будем говорить об имени существительном.
Что мы знаем об имени существительном? ( Слайд 4, 5)
3. Словарная работа.( Слайд 6)
Потренируемся, в написании буквы «о» в словах, проведём орфографическую пятиминутку, вспомним написание словарных слов.
В.кзал, в.сток, к.мандир, к.стёр, с.рока, с.бака, м.роз.
Проверьте так ли у вас , как у меня. ( Слайд 7)4. Физкультминутка.
Я буду называть слова. Если среди них вы услышите существительное, то хлопком мне покажите.
Облако, пушистый, плавал, Серёжа, задача, новая, Иванова, нёс, нос, туман, рассказывал. ( Слайд 8)5. Работа по теме
Игра « Найдите лишнее слово» (Слайд 9)
1.Чулки, носки, яблоки, сад.
2. Чистота, сапоги, груши, рельсы.
3. Медали, село, камни, острова.
4. Школьники, скрипки, утро, столы.
5, Папа, волны, ключи, перья.
6, Ромашки, ягоды, встреча, огни.-Проверьте, пожалуйста.( Слайд 10)
Сад( м. р.), чистота ( ж. р.), село( ср. р.), папа( м. р.), встреча( ж.р.)
-Мы повторили категорию имени существительного- род.
-Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имён существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? ( Поставили бы их в единственное число)
- Зачем? ( Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного
-Составьте и запишите предложения. ( Слайд 11)
Из конюшни вышел конь.
В курятнике кудахчут куры.
Назовите однокоренные слова в предложении. Какое будет проверочным, а какое проверяемым?
Подчеркните одушевлённые - зелёным карандашом, а неодушевлённые- простым карандашом.( Слайд 12, 13, 14) шутка тюлень
удочка бабочка
Какой обозначает предмет одушевлённым или неодушевлённым?
Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их.6. Работа по учебнику.( Слайд 15)
Упр. 15 стр. 72 ( Читаем задание)
-Проверяем.
-Игра « Волшебные превращения» ( Слайд 16.)
А теперь предлагаю вам поиграть в игру.
- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких и записывать это в тетради.
Слон- слонёнок ёж- ежонок
Кукушка- кукушонок волк- волчонок
Лось- лосёнок медведь- медвежонок
Лиса- лисёнок- Какие суффиксы нам помогали? (- онок-, ёнок-)
- Какое явление вы увидели в двух последних парах слов? ( Чередование согласных на конце корня)7. Подведение итогов.
-Я произнесла слово ГУСЕНИЦА. ( Слайд 17) Что вы себе представили? Каким существительным относится это слово? Почему?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.( Слайд 18) МОЛОДЦЫ!