kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка для 2 класса "Проект. Пишем письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок познакомит учащихся с письмом как  разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности.Цель урока: создание условий для знакомства с правилами написания писем и составления письменного сообщения.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка для 2 класса "Проект. Пишем письмо"»

МАОУ « СОШ №3 с. Алакуртти» Кандалакшского района

Мурманской области







Урок русского языка в 3 классе

Закрепление изученного

об имени существительном

Здоровый образ жизни (Речевая тема)



















Учитель начальных классов

Нестерова Екатерина Александровна



С. Алакуртти 2016



Тема урока: Проект «Пишем письмо»

Цель: создание условий для знакомства с правилами написания писем и составления письменного сообщения.



Предметные задачи урока:

  1. Познакомить с письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности;

  2. Организовать деятельность обучающихся по реализации проекта «Пишем письмо»

Метапредметные задачи урока:

1.Регулятивные:

-формировать у обучающихся умения принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; пользоваться продуктом совместной проектной деятельности.

2.Познавательные:

-формировать у обучающихся умения ориентироваться на страницах справочной литературы; соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

3.Коммуникативные:

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; участвовать в разных формах работы в классе; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Личностные задачи урока:

-создать условия для формирования интереса к эпистолярному жанру;

- помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость переписки в жизни людей.

Используемые технологии:

Информационно-коммуникационные, деятельностного подхода.



Этапы работы над проектом:

1.Мотивационный

2.Планирующий

3.Информационный

4.Представление результатов



Материалы, ресурсы, оборудование:

-компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Microsoft PowerPoint, конверты; открытки; почтовый ящик; карточки с правилами переписки; таблица «Схема текста письма»; карточки «Проверь себя»; В.П.Канакина и др. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: В 2 ч.Ч.1- М.; Просвещение, 2012-(Школа России)



Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс (слайд № 1)

    1. Приветствие «Ладошки удачи».

«Желаю успеха большого во всем и везде – здравствуйте! Удачи тебе!»

-Начинаем урок русского языка.

Мы правила изучим,

Писать себя научим,

Ведь так необходимо

Нам грамотными стать.

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

(Правильно и красиво писать, составлять предложения и тексты)

(Дети записывают в тетради дату)

-Отметьте на волшебных линеечках, как вы готовы работать.



(Ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает предполагаемый результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же “линеечке”. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником.)

Личностные: формирование положительного отношения к учению













Регулятивные: прогнозирование результатов учебной деятельности, самооценка

II.Актуализация опорных знаний

Цель: развитие орфографической зоркости


1.Кроссворд «Мой друг-словарь»

(слайды № 2-3)

- Ребята, решив кроссворд, вы узнаете, какой герой спешит к нам на урок. Запишите словарные слова с орфографическим проговариванием, отметьте опасные места.

Чтоб ошибок избежать

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Своё внимание к словам.

- Разбейте словарные слова на группы разными способами (устно - овощи, люди и школьные принадлежности) В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.



То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка,

Можно и нарисовать.

Как зовут меня …



Ранец на плечах

носить привык,

Кто такой он?



Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.



Что красно снаружи,

Бело внутри, с зелёным хохолком на голове…



Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …



- Назовите ключевое слово.

- Назовите произведение, автора и профессию героя.

2. Встреча с почтальоном Печкиным ( слайд № 4)

( Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин.)

-Здравствуйте, дети!

Я веселый почтальон!

Детям я давно знаком.

Много писем и газет

Возит мой велосипед!

Разноцветные конверты.

И открытки, и пакеты,

И посылки, телеграммы

Доставляю все их вам я! (М.Лаписова)

(Почтальон вручает учащимся письма и уходит)

-До свиданья, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще очень много писем.





Дети в тетради записывают словарные слова, определяя ударение и выделяя безударные гласные













Классификация слов по лексическому значению



















Пенал









Тетрадь









Ученик





Морковь









Редиска







Карандаш



Печкин


















Познавательные: восстанавливать в памяти необходимую для решения учебной задачи информацию











































































Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости к происходящим событиям

III.Проблемное объяснение нового знания

Цель: формулирование и согласование цели урока, уточнение и согласование темы урока, организация использования предметных действий с моделями, организация фиксации преодоления затруднения


1.Введение в тему урока

-Ребята, а как почтальон узнал, кому какое письмо предназначено?

-Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? (слайд № 5)

Правило 1

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

-Получателя письма называют адресатом. «Адресат» - от немецкого слова «адрес».

- Прочитайте письма, которые вам вручил почтальон.

2. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

-Будем ли отвечать на полученные письма?

Правило 2

Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

- Умеем ли мы писать письма? Так чему сегодня научимся на уроке русского языка?

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Между тем, кто пишет письмо, т.е. отправителем, и получателем соблюдается выработанный веками порядок. (слайд №6)







-На конверте прочитал адрес и фамилию.

- Письмо может распечатать только тот, кому оно адресовано.







Учащиеся читают письма (Письма подготовлены заранее родителями, шефами – старшеклассниками каждому ученику)





-На письмо нужно обязательно ответить.















-На уроке будем учиться писать письма, для того чтобы написать ответ.



























Познавательные: знакомство с новыми понятиями



Личностные: усвоение этикетных норм письменного общения, осознанное отношение обучающихся к процессу познания

















Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, выделять проблему, осуществлять итоговый и пошаговый контроль



IV.Физкультминутка

Цель: повысить умственную работоспособность детей, предупредить преждевременное наступление утомления и снятие у них мышечного статического напряжения (слайд №7)

Сядьте ровно, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь.

Встаньте, наклонитесь,

Сядьте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.



(Дети выполняют движения)

Личностные: осознанное отношение обучающихся к процессу познания, формирование положительного отношения к учению

V.Составление плана работы

Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала, установить последовательность учебных действий

(слайд №8)







Регулятивные: целеполагание как постановка учебной деятельности, планирование, прогнозирование



  1. Выяснение лексического

значения слова «письмо»

  1. Изучение истории появления писем

  2. Рассматривание коллекции марок

  3. Составление плана написания письма

Планируемый результат: написание писем

  1. Учащиеся вспоминают этапы работы над проектом, составляют план работы

VI.Работа по теме урока

Цель: формирование у обучающихся умения ориентироваться на страницах справочной литературы; соотносить изучаемый материал с собственным опытом





1.Общеклассная дискуссия, саморефлексия собственных знаний (слайд №9)

-Кто уже получал письма? От кого? О чем узнавали из писем?

-Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Если сохраняются, то почему?

-С какой целью люди пишут письма?

-Кому из вас приходилось писать ответ?

-Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе?

Правило 3

Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.





Умение вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.



Дети рассказывают, что сейчас чаще общаются с помощью сотового телефона, SMS-сообщений, электронной почты



Коммуникативные: развитие у обучающихся монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли

















Личностные: усвоение правил написания письменных сообщений











Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра



Познавательные: умение работать с источниками информации, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи

2. Работа в группах(слайд № 10)

а) «Языковеды» - работа с толковым словарём (выяснение лексического значения слова «письмо», определение его многозначности

б) «Историки» - работа с детской энциклопедией (изучение истории появления писем)

в) «Филателисты» - работа с коллекцией марок (определение сюжета и времени появления марок)



Учащиеся объединяются в группы по интересам.



Учащиеся анализируют учебную информацию, получаемую из различных источников.



VII. Знакомство со структурой письма

Цель: познакомить с письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности (слайд№11)





-Дети, какие чувства вы испытывали, когда читали письма?

-Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях.

Пишут письма только в хорошем настроении. Оно у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые ответы на полученные письма.

-А с чего же начать письмо?

-Как обратиться к адресату, на Вы или ты? От чего это зависит?

-Запишите в тетрадь слова здравствуйте, привет.

-Прочитайте, как обращаются в письме к вам?

-Какое обращение было бы приятно тебе прочитать в письме?



-В «приступе» описывается причина написания письма :

-Я очень скучаю…

-Мне необходим твой совет…

- Получила от тебя письмо…

-О чем можно рассказать в основной части письма?

- Назовите слова прощания.



(По ходу беседы на экране демонстрируется таблица)



Схема текста письма

Письмо

  1. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

Дорогие мама и папа!

Получила ваше письмо.

  1. Основное содержание письма, сообщение о новостях.

Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей…Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – белорусские школьники..

  1. Вопросы адресату

(родителям)

Благодарность.



Просьбы.

Приветы.

Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Спасибо за то, что положили мне теплые вещи.

Я прошу вас писать мне чаще.

Передайте большой привет Тане.

  1. Прощание.

Подпись.

Дата и место написания

До свидания.

Любящая вас Катя.

14 июня 2012 года. Анапа.





-Мы радовались, когда получали письма от друзей или от бабушки.

































Пользуясь словарём учебника, дети записывают слова приветствия



Коммуникативные: обеспечение развития у школьников монологической и диалогической речи;

умение сопереживать и сочувствовать;



















Познавательные: умение работать со справочной литературой

























Регулятивные: умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения

VIII. Музыкальная физкультминутка

(слайды №12-13)

Цель: повысить умственную работоспособность детей, предупредить преждевременное наступление утомления

Дети под музыку выполняют упражнения для глаз

Личностные: формирование эмоциональной отзывчивости к окружающим





IX. Первичное закрепление

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.



1.Работа групп. (Внутригрупповая дискуссия, саморефлексия) (слайд№ 14)

Написание писем:

1) другу, бывшему однокласснику:

2) заболевшему учителю;

3) бабушке, живущей в другой местности.













2. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.

- Чье письмо вам понравилось? Почему?

-Какое письмо легче читать адресату? (В котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись).



3.Оформление конверта

(слайды № 15-16)

-В рассказе А.П.Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

-Подберите синонимы к словам адресат, адресант.

-Докажите, что слова адрес, адресат, адресант родственные.









-Чтобы письмо нашло своего адресата, т.е. получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С.Маршак)

-Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, т.е. собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе- 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 368301. 368 – Республика Дагестан, 301 – номер нашего почтового отделения.

-Укажите индекс на конверте.

-Письма - это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому, каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку.





Учащиеся пишут письма под руководством учителя

(По желанию дети читают письма)

























































-Мальчик не указал адрес





Адресат-получатель, адресант-отправитель.

(В словах дети выделяют корень, называют общее значение)



(Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты)



Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция

Познавательные: создание письменного высказывания

Личностные: чувство гражданской идентичности

Регулятивные: контроль и оценка учебных действий











Познавательные: использование общих приёмов выполнения учебной задачи



Регулятивные: осуществление пошагового контроля, адекватное восприятие оценки учителя



























































X. Задание на дом (по выбору)

(слайд №17)

Цель: создать условия для усвоения и закрепления учебного материала



Простое: составить памятку «Правила написания письма» или план письма

Сложное: написать письмо другу

Интересное: написать письмо президенту страны







Учащиеся записывают в дневник домашнее задание, уточняют непонятные вопросы



Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: волевая саморегуляция, выделение и осознание усвоенного материала и подлежащего усвоению

XI. Подведение итога

Цель: помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость переписки в жизни людей; определить степень достижения цели (слайд №18)



- На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова.

Сейчас письма, деловые и личные, вытеснили телефон, телефакс. Но не следует забывать об этом способе общения людей.

«Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…»

(Н.Кузовлева)

-Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

(Работа по карточкам «Проверь себя»)

  1. Для письма используй___________лист бумаги.

  2. Письмо – это текст. Назови его части_________.

  3. Отвечать на письмо нужно__________________.

  4. Письмо складывается текстом_________________.

  5. Адрес нужно писать_________________________.

  6. Не забывай указать на конверте_______________.

Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс)





























Пользуясь схемой, дети перечисляют изученные правила.



Учащиеся самостоятельно работают по карточкам «Проверь себя».

Личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости переписки в жизни людей.



Регулятивные: определение степени достижения целей

XII. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результатов деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей деятельности (слайд № 19)













-Вернитесь к волшебной линеечке в тетради и проверьте, подтвердился ли ваш прогноз. Как вы работали на уроке?





«Лестница достижений»



Учащиеся отмечают на волшебной линеечке достигнутый результат, сравнивают его с предполагаемым.





Используют освоенные начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: осознанное отношение ребенка к процессу познания, мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п.


Использованная литература.

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации. Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Баллас, С – инфо, 1996

  2. Канакина В.П.Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий– М.: Просвещение, 2012- (Школа России)

  3. Мали Л.Д. Речевое развитие младших школьников./Л.Д.Мали и др. – Пенза, НМЦ Пензенского гороно, 1994.

  4. Речевые уроки: Кн. Для учителя нач. классов. Под редакцией Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994.

  5. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. Под редакцией Т.А.Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990.

  6. Электронные физкультминутки Галкиной И.А, учителя начальных классов

МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области, интернет

Приложения:

  1. Письма обучающихся

  2. Проектные работы обучающихся

  3. Буклет «Я вам пишу…»

  4. Презентация к уроку в Microsoft PowerPoint

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка для 2 класса "Проект. Пишем письмо"

Автор: Нестерова Екатерина Александровна

Дата: 08.06.2019

Номер свидетельства: 513966

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-bukvosochietaniia-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "107568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403324593"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "163452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422474751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Урок "Парные согласные" "
    ["seo_title"] => string(24) "urok-parnyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "239164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444733179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства