kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в словах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква в словах»

(УМК «Школа России»)

Тема урока: «Заглавная буква в словах». (1-ый урок)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.

Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», электронное приложение к учебнику (1CD), карточки для работы в группах, аудиозапись «Звуки моря», иллюстрации о Москве, офтальмотренажер.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Пусть каждый лучик согреет вашу душу и придаст вам силы и уверенности в познавании нового. А теперь вперед – за дело.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

 

II. Подготовка к работе на основном этапе.

1.Минутки чистописания.

Пальчиковая разминка «Зайка».

 -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).

- Повторим правила при письме.

(ответы детей)

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

Октябрь – осень

Январь – зима

Март - ?

Август - лето

( март – весна, пишем букву «в»)

- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)

- Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.

- Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)

- Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у»                                         

III. Усвоение новых знаний и способов действий

(на доске записаны слова)

кошка, собака, корова, Буренка

человек, Виктория, учитель, строитель

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Назовите тему урока.

- Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

- Я предлагаю план работы, а ваше мнение?

(на доске выстраивается план урока символами)

IV. Реализация построенного проекта.

1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 122)

- С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?

(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

- Прочитайте группы слов.

- Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? 

- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Проверим, верно ли вы сформулировали правило.

(видеоматериал по теме урока, слайд «Анимация»)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(ученики, выполнившие задание, читают страничку для любознательных о происхождении названий городов)

- Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?

- Нужна ли нам эта информация и для чего?

- Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?

(дети называют слова и эти слова появляются на доске)

2. Словарная работа.

- Назовите главный город нашей страны.

- Что вы знаете о Москве? Расскажите.

(ответы детей)

Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу  много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.

(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место.

- Придумайте предложение с этим словом.

3.Физкультминутка. Минутка релаксации.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)

- Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Упр. 2 (стр. 123). Работа в паре.

- Прочитайте. Обсудите задание в парах.

- Как одним словом назвать все, что записано?   (имена)

- Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?

- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

- Назовите пары слов, какие у вас получились.

 

2. Работа в тетради.

Упр. 75 (стр. 60). Самостоятельная работа.

-Выполните задание в тетради.

(один ученик выполняет упражнение из рабочей тетради на компьютере)      

- Напишите свое полное и сокращенное имя.

- Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?

- Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?

3. Продолжение работы по учебнику.

Упр. 4 (стр. 124)

- Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)

(беседа о значимости и уважительном отношении к своему имени)

- А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

- Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает.

- Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем  ещё раз. Но не торопитесь. Прочитайте задание к упражнению 4.

- Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение?

- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?

- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?

 

VI. Самостоятельная работа.

1. Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

- У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)

- Напишите свое имя, отчество и фамилию.

Проверка.

- Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.

- В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

- К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?

2. Физкультминутка

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в группах.      

1 группа. Учебник – упр. 6, стр. 125

                                                                     Ира                    Миша

2 группа. Татьяна            Юрий                Ирина                Михаил

                Ивановна          Васильевич      Юрьевна           Юрьевич

                Румянцева        Румянцев          Румянцева        Румянцев

Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

………………….Аня                   Витя

3 группа. Лариса              Алексей            Анна                  Виктор 

                Николаевна      Андреевич        Алексеевна       Алексеевич

                Захарова           Захаров             Захарова            Захаров

 

Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

Проверка.

- Выполнив это задание, сформулируйте вывод.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На уроке я работал…

Материал урока мне был…

Мое настроение…

- Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в словах" »

Урок русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква в словах»

(УМК «Школа России»)



Тема урока: «Заглавная буква в словах». (1-ый урок)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.

Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», электронное приложение к учебнику (1CD), карточки для работы в группах, аудиозапись «Звуки моря», иллюстрации о Москве, офтальмотренажер.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Пусть каждый лучик согреет вашу душу и придаст вам силы и уверенности в познавании нового. А теперь вперед – за дело.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!


II. Подготовка к работе на основном этапе.

1.Минутки чистописания.

Пальчиковая разминка «Зайка».

 -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).

- Повторим правила при письме.

(ответы детей)

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

Октябрь – осень

Январь – зима

Март - ?

Август - лето

( март – весна, пишем букву «в»)

- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)

- Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.

- Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)

- Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».

III. Усвоение новых знаний и способов действий

(на доске записаны слова)

кошка, собака, корова, Буренка

человек, Виктория, учитель, строитель

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Назовите тему урока.

- Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

- Я предлагаю план работы, а ваше мнение?

(на доске выстраивается план урока символами)


IV. Реализация построенного проекта.

1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 122)

- С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?

(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

- Прочитайте группы слов.

- Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?

- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Проверим, верно ли вы сформулировали правило.

(видеоматериал по теме урока, слайд «Анимация»)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(ученики, выполнившие задание, читают страничку для любознательных о происхождении названий городов)

- Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?

- Нужна ли нам эта информация и для чего?

- Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?

(дети называют слова и эти слова появляются на доске)


2. Словарная работа.

- Назовите главный город нашей страны.

- Что вы знаете о Москве? Расскажите.

(ответы детей)

Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.

(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место.

- Придумайте предложение с этим словом.


3.Физкультминутка. Минутка релаксации.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)

- Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Упр. 2 (стр. 123). Работа в паре.

- Прочитайте. Обсудите задание в парах.

- Как одним словом назвать все, что записано? (имена)

- Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?

- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

- Назовите пары слов, какие у вас получились.


2. Работа в тетради.

Упр. 75 (стр. 60). Самостоятельная работа.

-Выполните задание в тетради.

(один ученик выполняет упражнение из рабочей тетради на компьютере)

- Напишите свое полное и сокращенное имя.

- Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?

- Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?


3. Продолжение работы по учебнику.

Упр. 4 (стр. 124)

- Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)

(беседа о значимости и уважительном отношении к своему имени)

- А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

- Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает.

- Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем ещё раз. Но не торопитесь. Прочитайте задание к упражнению 4.

- Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение?

- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?

- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?


VI. Самостоятельная работа.

1. Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

- У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)

- Напишите свое имя, отчество и фамилию.

Проверка.

- Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.

- В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

- К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?


2. Физкультминутка


VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в группах.

1 группа. Учебник – упр. 6, стр. 125

Ира Миша

2 группа. Татьяна Юрий Ирина Михаил

Ивановна Васильевич Юрьевна Юрьевич

Румянцева Румянцев Румянцева Румянцев


Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

………………….Аня Витя

3 группа. Лариса Алексей Анна Виктор

Николаевна Андреевич Алексеевна Алексеевич

Захарова Захаров Захарова Захаров


Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

Проверка.

- Выполнив это задание, сформулируйте вывод.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На уроке я работал…

Материал урока мне был…

Мое настроение…

- Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в словах"

Автор: Ермолаева Светлана Константиновна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка "Письмо заглавной и строчной буквы Б, б.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pismo_zaglavnoi_i_strochnoi_bukvy_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "489714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544352054"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России» по теме : «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных»"
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_znakomstvo_s_imienami_sobstviennymi_otlichiie_imion_sobstviennykh_ot_naritsatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "349041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476392142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства