kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание суффиксов ек,ик в именах существительных. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС.

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ек-, -ик-.

ЦЕЛЬ: Познакомить с правописанием суффиксов -ек- , -ик-; закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении; учить делать умозаключения, находить выход из затруднения; создавать условия для развития критического мышления на уроках русского языка.

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

- Каким бы Вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением Вы его начинаете?(своим лицом).

- Откройте тетради и запишите число,классная работа.

2. ФАЗА «ВЫЗОВ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ).

- К сегодняшнему уроку я просматривала задания и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься. (предложение на доске составлено из слов и картинок).

Синий ____ ___ качается в ______________.

- Какую ошибку Вы заметили в этом предложении?

(колокол не может быть синим, не встречали колокол в поле).

- Какие слова нужно изменить,чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий).

- Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение. (Колокол - колокольчик, синий - синенький).

(Учитель меняет картинки).

- Какое предложение получилось теперь?

Синенький колокольчик качается в поле.

- Запишите в тетрадь. (у доски).

- Какая часть слова учавствовала в образовании новых слов?

- Выделите суффиксы.

- Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксе ................(правила).

Работа по рядам. (Работа в микрогруппах).

(Карточка для каждого ряда).(Спешите, выделите суффиксы).

Чтение, объяснение учащихся.

- Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы.

- Недаром мы вспоминали о суффиксе, так как дорога через поле привела нас к воротам Города Суффиксов.

- На воротах висит замок, который можно открыть, лишь уменьшив его размеры.

- Каким образом это сделать? (образуют однокоренное слово: замок – замочек).

- Чем можно открыть маленький замочек? (Ключиком).

ЗАМОЧ__К

КЛЮЧ__К



- Какая часть слова содержит орфограмму? Разберите по составу.

- А какие буквы мы будем писать -е- или -и-, суффикс -ек- , или -ик-?

Исходя из этого, как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Правописание суффиксов -ек-, -ик-).

- Назовите цели сегодняшнего урока?

3. ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ: (объяснение нового материала).

- Возвращаемся к нашим словам. (ключик, замочек).

- Кто может предположить, какие гласные нужно вставить в суффиксы? Почему?

(версии учащихся).

- Проверим, чьи предположения были наиболее верны.

- Изменим форму слова и понаблюдаем,что происходит с гласными в суффиксах?

(остаются без изменения, «убегают»).

Нет ключика, замочка.

- Кто с помощью моей подсказки сформулирует правило?

(Суффикс -ик- при изменении формы слова сохраняет гласную, в суффиксе -ек-при изменении формы слова гласная «убегает»).

Стр.61 Алгоритм , стр.62 (чтение правила).

- Верно ли мы сформулировали своё правило?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

На болоте две подружки, две зелёные лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чёмсекрет, всем друзьям

Физкультпривет!

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Стр. 61 , упр. 140 (устно по рядам).

Чтение с разбором.

-Почему в некоторых словах суффикс -ик-? в других -ек- ?

У ДОСКИ «ЦЕПОЧКОЙ ».

- А теперь применяем правило на практике. Самостоятельная работа. Слова записываются под диктовку:

Мальчик, лучик, цветочек, кружочек, мячик, одуванчик, дружочек, листочек.

(Дети записывают в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы).

- Теперь закрепим это правило, выполнив самостоятельно упражнение в учебнике.

Стр. 62, упр. 142 (по вариантам).

(Групповая проверка после выполнения работы).



4. ФАЗА « РЕФЛЕКСИЯ».

- А теперь давайте повторим всё, что мы можем сказать о суффиксе:

Находится : _____________________________________

Служит: _______________________________________

Является: ________________________________________

При изменении в суффиксе -ик- гласная _________________(остаётся).

При изменении в суффиксе -ек-гласная _________________(убегает).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?

- Как проверить написание суффиксов -ек- , - ик-?

- С каким настроением Вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось________________________.

Меня удивило_______________________.

Мне понравилось_____________________.

Я порадовался за ______________________.

Я хочу поблагодарить________за_________.

Я могу похвалить себя за_________________.

- Благодарю всех Вас за работу на уроке.

6. ЗАДАНИЕ:









4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка

Автор: Толстова Ирина Борисовна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiiepoznavatielnoghointieriesanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455552385"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства