Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС.
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ек-, -ик-.
ЦЕЛЬ: Познакомить с правописанием суффиксов -ек- , -ик-; закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении; учить делать умозаключения, находить выход из затруднения; создавать условия для развития критического мышления на уроках русского языка.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- Каким бы Вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением Вы его начинаете?(своим лицом).
- Откройте тетради и запишите число,классная работа.
2. ФАЗА «ВЫЗОВ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ).
- К сегодняшнему уроку я просматривала задания и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься. (предложение на доске составлено из слов и картинок).
Синий ____ ___ качается в ______________.
- Какую ошибку Вы заметили в этом предложении?
(колокол не может быть синим, не встречали колокол в поле).
- Какие слова нужно изменить,чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий).
- Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение. (Колокол - колокольчик, синий - синенький).
(Учитель меняет картинки).
- Какое предложение получилось теперь?
Синенький колокольчик качается в поле.
- Запишите в тетрадь. (у доски).
- Какая часть слова учавствовала в образовании новых слов?
- Выделите суффиксы.
- Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксе ................(правила).
Работа по рядам. (Работа в микрогруппах).
(Карточка для каждого ряда).(Спешите, выделите суффиксы).
Чтение, объяснение учащихся.
- Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Недаром мы вспоминали о суффиксе, так как дорога через поле привела нас к воротам Города Суффиксов.
- На воротах висит замок, который можно открыть, лишь уменьшив его размеры.
- Каким образом это сделать? (образуют однокоренное слово: замок – замочек).
- Чем можно открыть маленький замочек? (Ключиком).
ЗАМОЧ__К
КЛЮЧ__К
- Какая часть слова содержит орфограмму? Разберите по составу.
- А какие буквы мы будем писать -е- или -и-, суффикс -ек- , или -ик-?
Исходя из этого, как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Правописание суффиксов -ек-, -ик-).
- Назовите цели сегодняшнего урока?
3. ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ: (объяснение нового материала).
- Возвращаемся к нашим словам. (ключик, замочек).
- Кто может предположить, какие гласные нужно вставить в суффиксы? Почему?
(версии учащихся).
- Проверим, чьи предположения были наиболее верны.
- Изменим форму слова и понаблюдаем,что происходит с гласными в суффиксах?
(остаются без изменения, «убегают»).
Нет ключика, замочка.
- Кто с помощью моей подсказки сформулирует правило?
(Суффикс -ик- при изменении формы слова сохраняет гласную, в суффиксе -ек-при изменении формы слова гласная «убегает»).
Стр.61 Алгоритм , стр.62 (чтение правила).
- Верно ли мы сформулировали своё правило?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
На болоте две подружки, две зелёные лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чёмсекрет, всем друзьям
Физкультпривет!
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Стр. 61 , упр. 140 (устно по рядам).
Чтение с разбором.
-Почему в некоторых словах суффикс -ик-? в других -ек- ?
У ДОСКИ «ЦЕПОЧКОЙ ».
- А теперь применяем правило на практике. Самостоятельная работа. Слова записываются под диктовку: