Оборудование: видеопроектор, презентация к уроку, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент.
1. - Ребята! Дам я вам такой наказ:
Чтоб настроенье было класс!
И здоровье берегите,
Спинки ровненько держите,
И чтоб знаний вы с урока
Унесли бы очень много!
Давайте порадуемся встрече с гостями;
Улыбнёмся партнёру по лицу;
Поприветствуем партнёра по плечу.
Проверьте глазками, всё ли готово к уроку. Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания, словарная работа.
- На доске написаны слова. Назовите орфограмму.
- Какая буква пропущена во всех этих словах?
Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок
- Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания?
Ии
(Самооценка: за работу на полях тетради ученики ставят себе оценки)
Самоопределение к деятельности
Прочитайте.
1-е скл 2-е скл.
зима лето
холода огонь
снежинка солнце
льдина на жаре
- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано слово холода, во втором — на жаре).
- В чём причина ошибок?
К какому склонению относятся эти существительные? (Ответы детей.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.
- Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие признаки имеют имена существительные 1,2,3-го склонения, научиться их распознавать в косвенных падежах.)
Актуализация знаний.
Вспомните, какие существительные относятся к 1-му склонение, какие ко 2-ому и 3-ему.
Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже.
Мотивация учебной деятельности.
а) Учитель читает:
«Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром». (зима)
Докажите, что эта загадка о зиме. Придумайте предложение о зиме.
б) Запишите предложение о зиме (один ученик записывает на доске):
Пришла суровая зима, она принесла мороз, метель, буран и вьюгу.
Выполните синтаксический разбор предложения.
(Самооценка: за работу на полях тетради ученики ставят себе оценки)
в) Работа в паре
Найдём в предложении имена существительные.
Назовите их? (зима, метель, буран, вьюгу).
Выполните морфологический разбор.
Пара 1 – зима
Пара 2 – мороз
Пара 3 - метель
Пара 4 - буран
Группа 5 – вьюгу
Взаимопроверка, оценивание работы соседа
Работа по теме урока
Только существительное зима стоит в И.п., остальные в В.п.
Определите склонение имен существительных
Давайте проверим свои знания. На столе у вас лежит листок, на котором написаны примеры существительных, на доске - таблица склонений. Ваша задача определить склонение и вставить слово в нужный столбик.
По дороге, с неба, над школой, к сирени, у парка, для жизни, в траве, без друга, по дереву, за дверью, с тётей, без соли, о зиме.
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Проверка.
Работа над текстом
На доске записан текст. Прочитайте. О чем говорится в тексте. Как можно озаглавить. Какой тип текста.
Расставить знаки препинания в предложениях.
Определить склонение имен существительных.
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.
1 ряд выписывает существительные 1-го скл.
2 ряд выписывает существительные 2-го скл.
Какое существительное никто не выписал
Взаимопроверка. Оценивание
Работа в группе.
Составить памятку «Как определить склонение имени существительного».
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1) определить начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число);
2) определить род, выделить окончание;
3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
4. Самостоятельная работа.
Задание: списать, определить склонение существительных
В классе, из школы, об осени, с букетом, на лошади, по речке, из бутылки, под кроватью, на коне, в кастрюле, из автобуса, в ночи.
Проверка, оценивание
. Рефлексия.
Тест
Выбери правильный ответ.
Склонение – это изменение имён существительных:
а) по числам б) по падежам в) по родам
2. Вставь нужную цифру:
____скл. ___скл. ___скл.
М.р. С.р. Ж.р. М.Р. Ж.р.
- -о,-е -а, -я -а,-я
3. Выбери правильный ответ.
Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:
а) Р.п. мн.ч.
б) И.п. ед.ч.
в) И.п. мн.ч.
4. Укажи падеж:
Кем? Чем?______________
Кому? Чему?____________
О ком? О чём?___________
5. Укажи склонение:
Степь _______, поле_____, пустыня______.
Итог урока.
- Какую цель мы ставили сегодня на уроке?
- Достигли ли мы её?
Подведите итог, поставьте себе оценки за урок
Молодцы! Выставляю оценки за урок.
Домашнее задание: Из литературного чтения списать текст, определить склонение имен существительных