| Раздел: Что такое хорошо, что такое плохо? Лексическая тема: Дорожи дружбой. Тема: Твёрдые и мягкие согласные. | 
  | Урок: русский язык | Школа: | 
  | Дата: | Имя учителя: | 
  | класс 3 | количество присутствующих | количество отсутствующих | 
  | цели обучения, которым посвящён урок | 3.1.6.1 - соблюдать правила произношения слов: с окончаниями -ого, -его; иноязычного происхождения; с трудным звукосочетанием;  3.2.3.1 - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, формулировать вопросы с опорой на ключевые моменты / слова; 3.3.7.4 - обозначать парные глухие/звонкие, твердые/мягкие согласные в корне слова, непроизносимые/ удвоенные согласные, применять способы проверки. | 
  | цели урока | 1.6 Соблюдение орфоэпических норм 2.3Формулирование вопросов и ответов 3.7 Соблюдение орфографических норм | 
  | Ход урока | 
  | запланиро- ванные этапы урока | запланированная деятельность на уроке | ресурсы | 
  | вызов | Создание положительного эмоционального настроя Притча. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». | 
 | 
  | 
 | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.    Развивающее задание.    - Предлагаю вам задание, в котором нужно все записанные на доске качества характера разделить в два столбика по принципу «хорошее - плохое».  Запись на доске: доброта, верность, мстительность, чёрствость, агрессивность, доброжелательность, заботливость, грубость, лень, хитрость, отзывчивость, внимательность.    Ответ:     | Доброта. Верность Доброжелательность Заботливость Отзывчивость Внимательность | Мстительность   Чёрствость   Агрессивность   Грубость Лень Хитрость |   
  - К какому качеству можно отнести дружбу?  - Какую дружбу можно назвать настоящей?  - Кто может дружить по-настоящему? | учебник 
 
 
 
 
 слайд или на доске 
 | 
  | осмысление | Работа над лексической темой урока. Минутка чистописания: работа с пословицей – «Настоящие друзья и половинку разделят поровну». Работа с пословицей по плану: 1.Чтение пословицы. 2.Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом о чём она, и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. | учебник 
 | 
  | 
 |  Работа над грамматической темой урока  (К) Дети читают стихотворение, правильно произносят выделенные слова, объясняют, чем отличаются эти слова. Сер – сэр, нос – нёс, рад - ряд, лук – люк, Мила – мыла. Пополнение словарного запаса: сэр - рубрика «Это интересно!». Запись рифмующихся слов парами, сравнение их по смыслу и произношению. Дети называют и подчеркивают буквы, которые обозначают твёрдость и мягкость предыдущего согласного. | 
 | 
  | 
 |  Чтение и анализ правила из учебника.  Твёрдость предыдущего согласного звука на письме обозначается буквами а, о, у, ы, э. Мягкость предыдущего согласного звука на письме обозначается буквами: е, ё, ю, я, и или ь. Согласные [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые, [й], [ч], [ш]- всегда мягкие.    (П) Чтение текста «Настоящая дружба». Определение типа текста, основной мысли. Оценка детьми поступка друга. Выписывание слов, в которых все согласные твёрдые - составление из них пословицы - Дружба дороже богатства.    Творческое задание. Соотнести картинки и текст «Настоящая дружба». Расположение картинок в правильном порядке, придумывание продолжения истории. | 
 | 
  | 
 | (Д.К) Динамическая пауза Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб) Лежало большое бревно на песке. (развести руки в стороны) Первая рыбка сказала: - Нырять здесь легко.   (имитация ныряния)  Вторая сказала:- Ведь здесь глубоко . (грозят указательным пальцем) Третья сказала: - Мне хочется спать. (Руки лодочкой под ухо) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать . (потереть кистями плечи) Пятая крикнула: - Здесь крокодил! (руками имитируют пасть крокодила) Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают). | 
 | 
  | 
 |  Работа по учебнику  (Г) Записывание слов парами, определение твёрдости и мягкости согласных.  (И) Дети собирают пословицы о дружбе, соединив начало и конец пословицы.  Обращается внимание на произношение прилагательных с окончаниями – ого, - его в рубрике «Говори правильно».  (К) Исследовательская деятельность.  Необходимо выбрать верное утверждение о твёрдых и мягких согласных. | учебник | 
  | 
 |  (Д. К) Пальчиковая гимнастика    «Наши дружные пальчики»  Пальцы встали дружно в ряд  (показать ладони с выпрямленными пальцами)    Десять крепеньких ребят    (сжать пальцы в кулак).  Эти два - всему указки  (показать два указательных пальца)    Всё покажут без подсказки  (соединить их с большими пальцами)  Пальцы - два середнячка    (показать два средних пальца)  Два здоровых бодрячка    (соединить их с большими пальцами).  Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы  (показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).  Два мизинца - коротышки    (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).  Пальцы главные средь них  Два больших и удалых.  (показать два больших пальца, остальные сжать в кулак).   | 
 | 
  | 
 |  Работа в «Рабочей тетради».  Оценка уровня усвоения навыков по теме. | 
 | 
  | Рефлексия | Итог урока.    Твёрдость предыдущего согласного звука на письме обозначается буквами . , ..., .. , .... . Мягкость предыдущего согласного звука на письме обозначается буквами: ….., ….. , ….., ….. или….. . Всегда твёрдые согласные: ….., ……., ….. ; всегда мягкие - …. , ….. , …. . Приём критического мышления «Незаконченное предложение»   -Было интересно... - Новым для меня стало …. - Реально ли мне применить это на своих уроках? - Что я возьму с собой? - Мне понравилось…. -Где мне было легко? - Что давалось с трудом? - Теперь я смогу…. . | 
 |