Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Этап самоопределения к деятельности Эмоц., псих. мотивационная подготовка беседа | 1 мин. | - Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой трудясь дорожи! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. - Давайте настроимся на активную работу. | приветствовать учителя, проверять готовность к уроку, устранять недостатки высказывать свои предположения следить за посадкой. | К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Минутка чистописания Прописывание | 1 мин. | Откройте тетради , запишите число, классная работа. Сл.2 Чистописание: Свое любимое имя-красиво напишите | Писать в тетради число. Прописывать букву | |
2.Актуальность знаний и мотивация. словарные слова взаимопроверка | 1 мин. | Что было задано на дом? - На дом вам было задано повторить словарные слова. (на доске) Пл…ток Д…рога М…локо В…кзал Г …зета Ж…лезо К…смос Р…кета Обл…ко ( он) (она ) (оно) - Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова(по родам). - Как вы узнали?( подставили слова он, она,оно). - Почему эти слова называются словарные? (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить) - Вставьте пропущенные буквы. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа с образцом на доске, исправьте ошибки, если они есть. - Время нам нельзя терять, Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. - А я желаю вам быть внимательными, любознательными и активными Слова он,она,оно-эти слова какой части речи? (местоимение) | участвовать в беседе, слушать учителя. выполнять словарную работу со взаимопроверкой. | Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
3. постановка учебной задачи. Целеполагание Лексическое значение слова. | 2 мин. | Кто сформулирует тему урока? сл.1-3 Итак, тема урока «Роль местоимений в речи. Личные местоимения» Какую цель мы поставим перед собой? Продолжите предложения: познакомиться с личными местоимениями, уметь отличать местоимение от других частей речи, уточнить роль местоимений в речи. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. Оно о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Оно отдается делу сполна: Местоимение заменяет имена! – Какое открытие для себя сделали? Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. | отвечать на вопросы | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска |
|
4. Открытие нового знания. Работа в парах Работа с правилом. Опрос | 5 мин. | - Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике) - Прочитайте правило. Проговариваем в парах. Кто сможет повторить. Назовите личные местоимения? Знакомство с личными местоимениями.УПР.108 и 109 - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: -Назовите местоимения, которые указывают на того: кто говорит; -к кому(к чему)обращаются с речью -о ком (или о чем)говорят. Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа. 1.Местоимение – это __часть речи. 2.Употребляется вместо существительного. 3.Отвечает на вопросы: кто? Что? (нач.форма) 4. В предложении являются подлежащим и второстепенным членом пред. 5. Не называют предмет, а указывает на предмет. 6.Личные местоимения-я, мы, ты, вы, он, она, оно, они ( 1, 2, 3-лица) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | читать правило в учебнике на с. 52. Рассказать в парах новое правило. показывать карточки с местоимениями. читать стихотворение. Рассказать по памяти | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в группах. Коллективное обсуждение. Синтаксический разбор | 9 мин. | IV.Этап закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону - Работа в группах по рядам. Правила. Задание: 1.Следующую работу вы выполните самостоятельно. У вас на партах лежат две карточки синего и розового цвета. На карточке синего цвета задание базового уровня - А на розовой карточке задание повышенного уровня сложности Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения. 1) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. 2)Мама купила красивое платье. Платье было такое голубое, что напоминало чистое небо. Платье было сделано из атласа и украшено бисером. Мама купила платье, чтобы сходить на день рождение к тете. 3) В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ежика прозвали Пушок. - Проверка. -Тот кто у вас читатель, он отвечает. Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Запишите в тетрадях по 2 предложения. Давайте сделаем СР. (Она поедает мышей, зайцев, диких уток.) - Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) - Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ | Работа в группах Записывать получившиеся предложения в тетрадь. отвечать на вопросы. Разбирать предложение по членам | Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Поисковая игра. | 5 мин. | - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. - Игра «Открой секрет» Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. | писать в тетрадях слова. Выполнять упражнение | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний |
7. Включение в систему знаний. Тестирование. | 4 мин. | Проведение тестирования. )голубого цвета 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. | выполнять задания тестирования индивидуально, оценивать работу. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
8. Рефлексия деятельности Инструктаж домашнего задания. Фронтальный опрос Самоанализ работы. | 3 мин. | - Записываем домашнее задание. Стр 52 учить правило, номер 111, сделать карточки местоимений? - Как называется часть речи. с которой мы познакомились?- Почему так называется эта часть речи?- Как отличить местоимение от других частей речи?- Какова роль местоимения в нашей речи? ПРОДОЛЖИТЕ фразу, употребляя местоимение я и слова под стрелочками - Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам. | Записывать домашнее задание. Отвечать на вопросы для закрепления Анализировать свои действия на уроке. | Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |