kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Сложные слова" Тип урока "Открытие " нового.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»


Предмет.


Учитель


Русский язык


Киселёва Е.Б. МОУ «СОШ№2 г. Пугачёва Саратовской области»

Класс

3

Тема урока.

Знакомство с понятием «сложные слова».



Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников при наблюдении над значением корней в сложных словах; способами образования сложных слов, употреблением соединительных гласных – о - , - е

Задачи.

Обучающая: формировать умения образовывать сложные слова, умение выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы), способствовать формированию нового понятия “сложные слова”

Развивающая: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, внимание, логическое мышление при введении новых знаний, развитие умения ориентироваться в системе имеющихся знаний, добывать новые знания, умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию урока, умение  делать выводы, применять на практике полученные знания , подводить итог, самооценку.

Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных способностей, формировать умения делового общения.

Тип урока: урок «открытие» новых знаний.

Базовый учебник.

Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 3 класса ,часть 1

М.: Баласс 2012г. с.106-107


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: метод проблемного изложения.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация - сопровождения в программе PowerPoint компьютер, раздаточный материал.





Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД



Ι. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности




- Ребята, давайте наш урок начнем с улыбки. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Поделитесь улыбкой с гостями. Садитесь.

-Друзья мои , я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

От вас ответы, взгляды, мненья, мы вместе проведём урок «Открытия» новых знаний.

-Ребята ,нам на электронную почту пришло письмо. Прочтём его.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

-Сегодня вы проведёте открытие в разделе «слово». Раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно!

Успехов вам!

Ваш Афанасий.

-Кто это? ( Афанасий - сказочный человечек, знаток русского языка, персонаж нашего учебника Русский язык,)

-Готовясь к сегодняшнему уроку, я записала его этапы на карточки. Помогите мне собрать их в нужной последовательности.

Прикрепляют к доске карточки

1. Определяем основной вопрос урока.



2 .Решаем проблему, открываем новые знания.



3. Сравниваем свой вывод с авторским.



4. Применяем новые знания. Развиваем умения.



5. Подводим итог урока.



-Где мы можем проверить правильность составленного (на страницах учебника)


Личностные результаты

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


















Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).




II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


























III Постановка учебной задачи.








































IV Построение проекта выхода из затруднений («открытие»)








































































V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



































VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

















































VII.Рефлексия учебной деятельности.








-Начинаем работу на первом этапе. Определяем основной вопрос урока, работая в парах. Выполните задание на карточках

Распределите слова по группам. Выделите корень фломастером.

Вода, водопад, упаду, падать, водичка.

(вызвать 2 пары к доске)















- Сравним результаты работы . Что вас удивило? (в слове водопад есть корень вод и пад)

-У нас противоречие.

- Какие возникают вопросы? (Вопросы записывает учитель на доску)

Может ли в слове быть два корня?

Как это определить?

Какой корень в слове водопад?


- Сравните свои вопросы с авторскими на стр.171

-Какие умения вы формировали на данном этапе. Покажите цветом кружка (поднимают кружок зелёного цвета).

-Назовите их. Выбирают умения из слайда (высказывать  свою точку зрения, сотрудничать друг с другом, учиться задавать вопросы)







- Чтобы ответить на поставленные вопросы, что мы должны сделать? (провести наблюдение)

Прочитайте слова, записанные на доске.

Камнепад

Луноход

-Как вы определите, что обозначают эти слова.? Предложите ваши версии (подберём однокоренные слова)

-Поверим вашу версию.

-Спишите слово камнепад Что вы будете делать? Подберём однокоренные слова к слову камнепад, Камнепад- камень, каменный; падать, упаду.

Ваши дальнейшие действия. Выделим в них корни.

Что заметили.(в слове есть корень –камн- и- пад-)

- Спишите слово луноход Что вы будете делать? Подберём однокоренные слова к слову луноход. Луноход – луна, лунный; ходить, ход

Ваши дальнейшие действия. Выделим в них корни

Что заметили.(в слове есть корни –лун- и –ход-)

- Подведите итог наблюдению. (в словах камнепад и луноход 2 корня)

Можем ли мы сейчас ответить на поставленные вопросы (да.) Отвечаем.

Может ли в слове быть два корня? (да)

Как это определить?( подобрать однокоренные слова)

Какой корень в слове водопад?

-Как бы вы назвали такие слова.(сложные) Какая тема нашего урока?

«Сложные слова»

-Какие слова называются сложными?

Сравните наш вывод с авторским на стр. 106.


Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? ( потому что слова образовались от сложения корней)

Продолжаем наблюдение над данными словами, какие буквы соединяют два корня в сложных словах. Подчеркните эти буквы.

-После каких букв пишется о, а после каких е? Твёрдые или мягкие согласные звуки обозначают эти буквы? Сделайте вывод.

-Сравните свой вывод с авторским на стр 106.

- Какие добавления вы можете сделать из авторского вывода (после букв ж и ш пишется е: пешеход. Буквы о и е в сложных словах – это орфограмма)

- Кто может начертить схему сложного слова, опираясь на текст правила,? Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название? (соединяют корни слов)

- Какие умения вы формировали на 2 и 3 этапах урока . Покажите цветом кружка (кружок синего цвета, кружок оранжевого цвета).

Назовите их (учились работать с информацией, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса, ориентироваться в учебнике, формулировать тему урока)



- Переходим к 4 этапу. Применяем новые знания, работая в группах. Объединитесь в мобильные группы. Поиграем в игру «Составь слова». Работайте по плану.

План:

  1. Составьте сложные слова с данными корнями.

  2. Возьмите карточки и наклейте их на лист.

  3. Назовите слова, которые у вас получились.

  4. Устно приготовьте отчёт по плану.

ВАШ ОТВЕТ

  1. Наша группа составила слова с данными корнями.

  2. Это слова …………

3. Эти слова _________, так как образовались от сложения……..

4. Тема этих слов……….






1 группа

сам о лёт

пар о ход

везд е ход

2 группа

сад о вод

пчел о вод

стал е вар

3 группа

туг о дум

пуст о слов

книг о люб



Всем ли известно значение слов тугодум, пустослов. Кто такой пустослов? А тугодум? А книголюбы есть в нашем классе? А пустословы? Ну тугодумов точно нет, в этом я уверена.



Выполним самостоятельно упражнение 126 на стр. 107

-Что нам нужно сделать ,чтобы правильно написать буквы на месте пропуска?(составить инструкцию) Попробуем? Добавьте пропущенные слова в предложения .(Один ученик читает, остальные хором добавляют слова.)



Начинайте работу, пользуясь инструкцией с. 107 (1 чел. у доски)

Вод _ лаз, мног_ летний, пут _ водитель*,

нос _ глотка, древн_ русский, мыш _ ловка.

-Оцените свою работу по алгоритму, а мы с….. в диалоге оценим её работу.

-Что означает звёздочка у слова путеводитель ( нужно определить его лексическое значение) Определите.

-Где можно найти лексическое значение слова (откроем словарь в конце учебника и прочитаем)

-А для учеников на уроке какая книга является путеводителем.

-Какие умения вы формировали на данном этапе. Покажите цветом кружка. Назовите (оценивать учебные действия)



Итог урока подведём в диалоге ученик –ученики. Сформулируйте и задайте вопросы по теме «Сложные слова» своим одноклассникам.

-О каких словах вы сегодня узнали?

- Что такое сложные слова .

- Как соединяются корни в сложных словах? (с помощью соединительных гласных о или е ).

-С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

(сложение корней)

-Теперь вы догадались о какой тайне слов русского языка говорил Афанасий в своём письме ?


-Покажите уровень своих умений по изученной теме, в колесе познания,

сектор №6.

(закрасьте сегменты в секторе)

Похвалитесь Вашими достижениями на уроке мне, гостям.



-Уровень своих познаний вы можете повысить, выполняя домашнее задание.

Д.з Упр. 85 («Дидактический материал»).

П. Сочинить сказку про сложные слова

Друзья мои, я очень рада- вы – думающий класс.

Поверьте, для меня награда – логичные слышать ответы от вас.

Я вижу, каждый в классе тему понял, полученные знанья только впрок.

Вам от меня огромное спасибо за плодотворный творческий урок!







Коммуникативные УУД


1. Умение работать в паре


2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами




















Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника


2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





































Познавательные УУД

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.


5. Ориентироваться на развороте учебника.













Регулятивные УУД


1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию






































Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе















































Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






















Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию




Личностные результаты

1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей




















Познавательные УУД

1.Формировать умения слушать и слышать других, задавать вопросы


























Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


2 Определять степень успешности своей работы



Деятельность учеников. Находить сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).





14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка

Автор: Киселева Елена Борисовна

Дата: 15.07.2022

Номер свидетельства: 611113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiiepoznavatielnoghointieriesanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455552385"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства