-Начинаем работу на первом этапе. Определяем основной вопрос урока, работая в парах. Выполните задание на карточках Распределите слова по группам. Выделите корень фломастером. Вода, водопад, упаду, падать, водичка. (вызвать 2 пары к доске) - Сравним результаты работы . Что вас удивило? (в слове водопад есть корень вод и пад) -У нас противоречие. - Какие возникают вопросы? (Вопросы записывает учитель на доску) Может ли в слове быть два корня? Как это определить? Какой корень в слове водопад? - Сравните свои вопросы с авторскими на стр.171 -Какие умения вы формировали на данном этапе. Покажите цветом кружка (поднимают кружок зелёного цвета). -Назовите их. Выбирают умения из слайда (высказывать свою точку зрения, сотрудничать друг с другом, учиться задавать вопросы) - Чтобы ответить на поставленные вопросы, что мы должны сделать? (провести наблюдение) Прочитайте слова, записанные на доске. Камнепад Луноход -Как вы определите, что обозначают эти слова.? Предложите ваши версии (подберём однокоренные слова) -Поверим вашу версию. -Спишите слово камнепад Что вы будете делать? Подберём однокоренные слова к слову камнепад, Камнепад- камень, каменный; падать, упаду. Ваши дальнейшие действия. Выделим в них корни. Что заметили.(в слове есть корень –камн- и- пад-) - Спишите слово луноход Что вы будете делать? Подберём однокоренные слова к слову луноход. Луноход – луна, лунный; ходить, ход Ваши дальнейшие действия. Выделим в них корни Что заметили.(в слове есть корни –лун- и –ход-) - Подведите итог наблюдению. (в словах камнепад и луноход 2 корня) Можем ли мы сейчас ответить на поставленные вопросы (да.) Отвечаем. Может ли в слове быть два корня? (да) Как это определить?( подобрать однокоренные слова) Какой корень в слове водопад? -Как бы вы назвали такие слова.(сложные) Какая тема нашего урока? «Сложные слова» -Какие слова называются сложными? Сравните наш вывод с авторским на стр. 106. Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? ( потому что слова образовались от сложения корней) Продолжаем наблюдение над данными словами, какие буквы соединяют два корня в сложных словах. Подчеркните эти буквы. -После каких букв пишется о, а после каких е? Твёрдые или мягкие согласные звуки обозначают эти буквы? Сделайте вывод. -Сравните свой вывод с авторским на стр 106. - Какие добавления вы можете сделать из авторского вывода (после букв ж и ш пишется е: пешеход. Буквы о и е в сложных словах – это орфограмма) - Кто может начертить схему сложного слова, опираясь на текст правила,? Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название? (соединяют корни слов) - Какие умения вы формировали на 2 и 3 этапах урока . Покажите цветом кружка (кружок синего цвета, кружок оранжевого цвета). Назовите их (учились работать с информацией, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса, ориентироваться в учебнике, формулировать тему урока) - Переходим к 4 этапу. Применяем новые знания, работая в группах. Объединитесь в мобильные группы. Поиграем в игру «Составь слова». Работайте по плану. План: Составьте сложные слова с данными корнями. Возьмите карточки и наклейте их на лист. Назовите слова, которые у вас получились. Устно приготовьте отчёт по плану. ВАШ ОТВЕТ Наша группа составила слова с данными корнями. Это слова ………… 3. Эти слова _________, так как образовались от сложения…….. 4. Тема этих слов………. | 1 группа сам о лёт пар о ход везд е ход | 2 группа сад о вод пчел о вод стал е вар | 3 группа туг о дум пуст о слов книг о люб | Всем ли известно значение слов тугодум, пустослов. Кто такой пустослов? А тугодум? А книголюбы есть в нашем классе? А пустословы? Ну тугодумов точно нет, в этом я уверена. Выполним самостоятельно упражнение 126 на стр. 107 -Что нам нужно сделать ,чтобы правильно написать буквы на месте пропуска?(составить инструкцию) Попробуем? Добавьте пропущенные слова в предложения .(Один ученик читает, остальные хором добавляют слова.) Начинайте работу, пользуясь инструкцией с. 107 (1 чел. у доски) Вод _ лаз, мног_ летний, пут _ водитель*, нос _ глотка, древн_ русский, мыш _ ловка. -Оцените свою работу по алгоритму, а мы с….. в диалоге оценим её работу. -Что означает звёздочка у слова путеводитель ( нужно определить его лексическое значение) Определите. -Где можно найти лексическое значение слова (откроем словарь в конце учебника и прочитаем) -А для учеников на уроке какая книга является путеводителем. -Какие умения вы формировали на данном этапе. Покажите цветом кружка. Назовите (оценивать учебные действия) Итог урока подведём в диалоге ученик –ученики. Сформулируйте и задайте вопросы по теме «Сложные слова» своим одноклассникам. -О каких словах вы сегодня узнали? - Что такое сложные слова . - Как соединяются корни в сложных словах? (с помощью соединительных гласных о или е ). -С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились? (сложение корней) -Теперь вы догадались о какой тайне слов русского языка говорил Афанасий в своём письме ? -Покажите уровень своих умений по изученной теме, в колесе познания, сектор №6. (закрасьте сегменты в секторе) Похвалитесь Вашими достижениями на уроке мне, гостям. -Уровень своих познаний вы можете повысить, выполняя домашнее задание. Д.з Упр. 85 («Дидактический материал»). П. Сочинить сказку про сложные слова Друзья мои, я очень рада- вы – думающий класс. Поверьте, для меня награда – логичные слышать ответы от вас. Я вижу, каждый в классе тему понял, полученные знанья только впрок. Вам от меня огромное спасибо за плодотворный творческий урок! | Коммуникативные УУД 1. Умение работать в паре 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Представлять информацию в виде схемы. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе Регулятивные УУД 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные результаты 1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей Познавательные УУД 1.Формировать умения слушать и слышать других, задавать вопросы Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 2 Определять степень успешности своей работы |