Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Открытый урок
Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении;
Планируемые результаты:
Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные: - овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- уметь работать в парах, в группе;
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
1.Организационный момент
Девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного,
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Вспомним, с какой частью речи работали на прошлых уроках? (местоимением)
(Ученик выходит к доске)
— Что такое местоимение?
-Назови личные местоимения
- Как изменяются местоимения?
https://learningapps.org/view17257443 лицо местоимений
2. Актуализация знаний
— Запишите. Обозначьте орфограммы в словах.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
С. Маршак
Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.
— Назовите части речи, которые использовал автор. Что вы о них знаете?
- Назовите часть речи, слов этой части речи 6?
Предположите тему урока.
Глагол.
Цель: обобщить знания о глаголе
Задачи: повторить признаки глагола;
учиться распознавать глагол среди других частей речи;
применять знания на практике
3. Самоопределение к деятельности
Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая... кровь языка. (А. Югов)
Давайте обратимся к словарю Ожегова.
ГЛАГОЛ - муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык.| грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи; | многословить. Св. Егорий-свет глаголует, ·песен. -ся, быть сказываему, говориться; | сказываться чем, называться; именовать себя.
В словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»
А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».
Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.
4. Работа по теме урока
Работа в парах (правила работы в парах)
1. Наблюдения над ролью глаголов в речи
— Прочитайте текст.
Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.
— Из каких частей речи состоит этот текст?
— Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?
— Прочитайте второй текст.
Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого.
— Как изменился текст? Что его изменило?
— Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощью, какой части речи это произошло?
Какое время года сейчас? (Весна)
Оживите это слово с помощью глаголов. Придумайте предложения. (Прищла весна. Наступила весна. Ворвалась весна.) Обратимся к литературному чтению. С помощью какого средства художественной выразительности вы изменили предложение?(Олицетворение)
Наступило жаркое южное утро. (Запишите в тетрадь, разберите по членам предложения. Имя существительное и прилагательное разберите ,как часть речи)
5.Физкультминутка
6.Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 100).
— Прочитайте первую группу слов.
— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте вторую группу слов.
— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Что можно сказать об этих предложениях?
— Каким членом предложения является глагол?
— Прочитайте сведения о языке на с. 101.
— Что такое глагол?
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.