Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Ворсма
УМК «Начальная школа XXI века»
(Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ С.В. Иванов. А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др./- М.: Вентана-Граф, 2013)
Урок русского языка в 3 Б классе
по теме «Имя прилагательное»
Стрижова Елена Алексеевна
учитель начальных классов,
стаж работы 32 года,
высшая квалификационная категория.
2014 г.
Характеристика 3 «Б» класса
В классе 29 человек:13 мальчиков и 16 девочек. Класс был сформирован в 2011-2012 учебном году. Все дети класса посещали детские сады города. Состав класса по возрасту практически одинаков – 7,5-8 лет. Социальный уровень родителей разнообразен: предприниматели, интеллигенция, рабочие, служащие. Высшее образование имеют 34 % родителей, средне-специальное 25 %, остальные – среднее. Двое ребят имеют неполную семью (отец в семье не проживает).
Дети обучаются по УМК «Начальная школа XXI века». Дети подвижные, активные, жизнерадостные. В классе преобладают дети с холеристическим и сангвинистическим типами темперамента. Подавляющее большинство учащихся работоспособные, с интересом воспринимают информацию, имеют широкий кругозор. Психологические исследования показали, что класс подразделяется на три группы развития:
9 человек (31%) – высокий уровень развития. Они быстро включаются в работу, легко усваивают учебный материал. Внимание произвольное, большой концентрации, устойчивое. Они способны переключаться с одного вида работы на другой. Наблюдательны, любознательны. У них развиты познавательные процессы. Они обладают долговременной, оперативной памятью. Самостоятельно выстраивают алгоритм выполнения нового задания и следуют ему при работе. Владеют переносом способа действий в новые условия и способны следовать внутреннему плану действий. Этим учащимся присуще познавательная активность, выполнение творческих работ.
14 человек (48%) - средний уровень развития. Внимание произвольное, его объем , устойчивость и концентрация средние, преобладает механическая память. У них хорошо развита зрительная память. Эти дети работоспособны, но их мыслительные процессы не отличаются гибкостью и вариативностью. Для них затруднено восстановление логических связей между явлениями, трудно делать выводы, обобщения. Для усвоения учебного материала им необходимо повторение определений, правила, алгоритмы действий. Они хорошо решают типовые задачи, творческие задания выполняют с опорой на организующую помощь учителя. В конечном итоге учебный материал усваивают. У них преобладает социально-познавательная мотивация.
6 человек (20%) – низкий уровень развития. У них преобладают социальные мотивы. Они имеют низкий темп переключения с одного вида деятельности на другой. Мыслительные процессы затруднены. Рациональные приемы запоминания используют только при помощь учителя, преобладает образная память. Им характерна повышенная утомляемость, снижена работоспособность, саморегуляция. Для усвоения учебного материала им требуется неоднократное повторение правил, алгоритмов действий. У них преобладает наглядно-образное мышление.
В классном коллективе нет отвергаемых и изолированных детей. Ярких лидеров не наблюдается, но можно выделить группу детей, которая в последствии станет лидирующей в классе. К ним обращаются за помощью, прислушиваются к их мнению, хотят сидеть с ними за одной партой.
Психологическая атмосфера благоприятная, между детьми дружеские отношения, преобладает характер сотрудничества.
Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», урок открытия новых знаний.
Тема: Имя прилагательное.
Цель: формирование новых знаний о прилагательном.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
-готовность целенаправленно использовать новые знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; обобщать;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания,
- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить знакомить с грамматическими функциями имени прилагательного;
- познакомить со способом выражения сказуемого;
- совершенствовать практические навыки при работе с алгоритмом по нахождению сказуемого;
- совершенствовать коммуникативные навыки общения при работе на уроке;
- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля при выполнении работы при определении сказуемого.
Оборудование:Smart доска, ноутбук учителя, проектор, задания, построенные в программе Notebook, листы для составления кластера «Имя прилагательное».
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Орг.момент
- Звенит звонок, начинается урок.
Урок русского языка.
- Чем бы вы хотели заниматься на уроке русского языка?
Какие цели перед собой ставите?
Психологическая установка на работу. Создание у детей хорошего настроения, их включение в совместную деятельность («хочу»).
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: планирование. Формирование самоконтроля.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
2.
Этап актуализации знаний.
- Послушайте и скажите, о чём идет речь:
«Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!»
- Поясните, какие слова помогли догадаться, что речь идет о прилагательном.
(открываю смарт-доску – 1 страницу, на ней загадка)
Беседа по строчкам, приведение примеров.
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи (заполнение кластера «Имя прилагательное» (Приложение 1), работая в группах)
Проверка – страница 2.
Учащиеся отгадывают загадку, предполагая, что это имя прилагательное.
Читают строки, приводят примеры имен прилагательных, поясняя свой выбор.
Систематизируют и обобщают знания об имени прилагательном как части речи.
Работают в группах.
Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, форма ученик-ученик.
Познавательные УУД: структурирование знания, логические операции анализа и синтеза, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД: коррекция.
Развитие гибкости мышления. РКМЧП Познавательные УУД: анализ, синтез, аналогия.
Регулирующий компонент учебной деятельности - итогового самоконтроля.
3.
Этап проблематиза-ции, целеполагания и планирования. Постановка учебной задачи
Физминутка
-Вы, ребята, молодцы,
Может не стоит больше изучать имя прилагательное. Вы многое уже знаете.
Все ли пункты кластера заполнены?
В каком разделе кластера остался пробел?
Там спряталась тема нашего урока.
Может ли прилагательное выполнять в предложении другую роль? Например, сказуемого?
Попробуем ее сформулировать:
«Имя прилагательное как член предложения».
Составляем план работы над новой темой:
- наблюдаем над языковым материалом,
- делаем выводы,
- учимся применять.
Учащиеся соглашаются, что многое изучили, но в кластере остался не заполнен прямоугольник.
Делают предположение или отрицают утверждение, что прилагательное в предложении может выполнять другую роль, отличную от роли определения.
Пытаются назвать тему урока.
Называют алгоритм работы над новой темой.
Ситуация «интеллектуального конфликта» способствует постановке учебной задачи.
Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Постановка учебной задачи.
Мотивационный компонент учебной деятельности: формирование познавательной мотивации через постановку проблемного вопроса.
На первом этапеусвоение начинается с создания мотивационной основы действия (первый этап по П. Я. Гальперину).
Развитие операционного компонента учебной деятельности – формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Использование здоровьесберегаю-щих технологий.
Формирование потребности в здоровом образе жизни
4.
Этап концептуализации знаний. Открытие нового знания.
-Откройте учебник с.102.
-Давай подумаем! Правильно ли подчеркнуты сказуемые?
(предполагаю, что учащиеся дадут отрицательный ответ)
-Вспомним алгоритм нахождения грамматической основы предложения, разбираем каждое.
(Приложение 2)
Открываю 3 страницу Смарт-доски (утверждение – Имя прилагательное в предложении может быть не только определением, но и сказуемым.)
Работать будем по плану сравнивая определение и сказуемое. (страница 4 с затенением)
- В предложениях говорится о том, что предметы и явления существуют?
- О чем говорится?
Открывают учебник, рубрика «Давай подумаем».
Дают ответы на вопрос. (Использование алгоритма нахождения грамматической основы предложения)
Ход рассуждений:
Весна ранняя.
В предложении говорится о весне.
Что? Весна. Это подлежащее. О весне говорится, что она ранняя. Это сказуемое.
Высказывания учащихся об утверждении.
- Нет.
- О том, что предметы и явления характеризуются признаками.
Делают вывод: утверждение, что прилагательное в предложении может быть не только определением, но и сказуемым верное.
Частично-поисковый метод.
Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучения понятия
Составление основы ориентировочной деятельности (второй этап по теории П.Я. Гальперина).
Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие.
Частично-поисковый метод: система вопросов и заданий в подсказке ориентирована на самостоятельное разрешение проблемы. Предполагается, что учащиеся под руководством учителя решат проблему и подойдут к выводу.
5.
Этап моделирования. Составление алгоритма.
Алгоритм нахождения сказуемого.
(использование формы слова был)
Познавательные УУД: аналогия, сравнение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция, контроль
6.
Этап конструирования. Первичное закрепление.
- Упражнение 1 с. 102 (фронтальная работа с записью в тетрадях)
Учащиеся выполняют упражнение: читают задание, отвечают по желанию.
Использование алгоритма нахождения сказуемого. Этап громкой речи.
Формирование контроля и самоконтроля.
7.
Этап систематизации знаний.
Упражнение 2 с. 103. Проверка с доской
Работают в парах. Читают предложения, выбирают словосочетания (прил.+ сущ.) и грамматические основы, где прилагательное является сказуемым (используют алгоритм)
Этап рефлексии. Рефлексивно-оценочная деятельность.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
-Удалось ли нам узнать новое о прилагательном?
-Что узнали?
-Как определить, является ли прилагательное в предложении определением или сказуемым?
-Оцените себя на уроке, засели смайлик в домик
- Узнать новое об имени прилагательном.
- Да, удалось.
- Узнали, что прилагательное в предложении может быть не только определением, но и сказуемым.
- Можно подставить глагол был в одной из его форм.
Формирование выводов по новой теме. Ситуация выбора и создания успеха.
Регулирующий компонент учебной деятельности: рефлексия. Операционный компонент: обобщение с помощью зрительной и слуховой памяти.
Регулятивные УУД: формирование у детей саморегуляции: способности к рефлексии, к планированию собственной деятельности, формирование адекватной и прогностической самооценки.
Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности.
Прогнозуруемый результат:
Учащийся научится:
Наблюдать за использованием в предложении имени прилагательного в функции сказуемого.
Высказыватьпредположение о синтаксической функции имён прилагательных в предложении.
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений.
Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Формулировать задание по результату его выполнения.
Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки.
Получит возможность научиться:
Находить сказуемое, выраженное именем прилагательным.
Находить предложения по заданному основанию.
Находить и группировать сочетания слов по заданным основаниям.
Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам.
Приложение 1
Имя прилагательное
Часть речи
Начальная форма
Связь с другими частями речи
Член предложения
Приложение 2
Алгоритм нахождения грамматической основы предложения:
- Прочитайте предложение.
- О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
- Выясни, что говорится о подлежащем. Это сказуемое.
Приложение 3
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
3
Тип урока
Открытие нового знания
Тема
Имя прилагательное
Цель
Формирование новых знаний о прилагательном
Учебные задачи
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
-готовность целенаправленно использовать новые знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; обобщать;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания,
- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить знакомить с грамматическими функциями имени прилагательного;
- познакомить со способом выражения сказуемого;
- совершенствовать практические навыки при работе с алгоритмом по нахождению сказуемого;
- совершенствовать коммуникативные навыки общения при работе на уроке;
- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля при выполнении работы при определении сказуемого.
Планируемые результаты
Учащийся научится:
Наблюдать за использованием в предложении имени прилагательного в функции сказуемого.
Высказыватьпредположение о синтаксической функции имён прилагательных в предложении. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Формулировать задание по результату его выполнения.
Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки
Получит возможность научиться:
Находить предложения по заданному основанию. Находить и группировать сочетания слов по заданным основаниям.
Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам.