Цель урока: формировать навык правописания окончаний -ой, -ей имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Цели урока:
Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; повторять изученные орфограммы.
Развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.
Воспитывать внимательного читателя.
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Проверка д/з учащимися.
2..Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем. Оказался этот дом быстро в городе другом.(Вагон)
- Поставьте ударение в слове.
- Найдите орфограмму, подчеркните ее.
- Запишите слово вагон в свой словарик.
Работа со словарем Ожегова (стр 66)
(это слово пришло в русский язык из немецкого языка)
Вагон- транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов, приспособленное для движения на колёсах по рельсам. (На доске)
- Подберите однокоренные слова к слову «вагон» (вагончик, вагонетка, вагонетчик, вагонный, вагоновожатый и др)
- Подберите прилагательные к слову «вагон» (товарный, пассажирский, трамвайный)
- В каком роде употреблены имена прилагательные? (м.р.) Почему?
- Образуйте от имен прилагательных м.р. имена прилагательные женского рода.
- Какая часть слова указывает нам на то, что это прилагательные женского рода? (Окончания (-ая,-яя)
3.Чистописание.
В умной беседе быть — ума нажить, а в глупой — и свой растерять.
Беседа о смысле пословицы.
- Чему учит пословица? Где бы вы её применили?
Смысл пословицы ,что умная беседа-это содержательный, познавательный, полезный диалог, разговор ,из которого можно почерпнуть новые ,полезные, нужные знания, набраться опыта, а глупая беседа-это потеря времени, не приносящая никакого результата ,пустая болтовня, ненужные споры.
- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют такое же окончание? (В родительном, дательном, творительном)
3. Самоопределение к деятельности.
- Понаблюдаем на примере. Просклоняйте с/с «умная беседа» (запись на доске, уч-ся записывают в тетради)
умная беседа
И
умной беседы
Р
умной беседе
Д
умную беседу
В
умной беседой
Т
Об умной беседе
П
Какой вывод вы сделали после наблюдения? В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном)
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.
4. Освоение нового материала
а) с.32,упр.65 – схема
Чтение словосочетаний, выделение падежных окончаний. Запись словосочетаний в тетрадь.
Вывод: имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном падежах имеют окончания (- ой,-ей) и отвечают на вопрос (какой? )
5.Первичное закрепление знаний.
б) упр.68.
- Прочитайте. Запишите предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
Над широкой степью хищный коршун вьется. (Подчеркнуть главные члены предложения, подписать части речи, выписать словосочетания).
Мальчик в беленькой рубашке по селу идет.
По траве высокой кони на просторе бродят.
В окна сельской церкви огоньки мигают.
Отец его занят работой домашней.
- Это авторские предложения И.Сурикова.
- Определите падеж имен прилагательных и выделите их окончания.
-Найдите слова к схемам: корень, суффикс, окончание. Корень, окончание.
6. Обобщение по теме.
- В форме каких падежей имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос (какой?)
- Какие окончания в этих падежах имен прилагательных женского рода?
- работа на карточках. Закрепление.
7. Итог урока. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
-Вы достигли поставленной цели?
У вас возникали трудности на уроке ?
- Вам не понятна тема урока?
Оценивание.
Д/з стр 33 упр.70 Прочитайте словосочетания, на какие 2 группы можно их разделить?
( 1-я группа – м.р., 2-я группа – ж.р.).
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
На син.. блузке, с душист.. черёмухой, по широк.. дороге, из дальн.. стороны, весёл.. песней, в тёпл.. шубе, перед лесн.. опушкой, к земляничн.. поляне, на син.. ленте, у последн.. черты.
Из двух городов, расстояние между которыми 520 км одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Один поезд шёл со скоростью 60 км/ч, а другой поезд со скоростью 70 км/ч. Через сколько часов встретятся поезда?
Реши задачу.
От одной пристани одновременно отошли две моторные лодки в противоположных направлениях. Одна лодка шла со скоростью 250 м/мин, а другая – 200 м/мин. На каком расстоянии друг от друга будут лодки через 5 мин?
3 Решите примеры столбиком.
7 312 · 2 1 263 : 3 1600*5
904 · 8 1 635 : 5 5 910 : 3
4.Найди значения выражений.
(18370+ 23679) :7 657 - 14500 : 100 · 4
5. Решите задачу.
Вычислите ширину прямоугольника, если его длина 9см, а площадь 54кв.см.
2 вариант
Реши задачу.
От двух пристаней, расстояние между которыми 120 км, одновременно отошли на встречу друг другу два теплохода. Один из них шёл со скоростью 22 км/ч, другой – 18 км/ч. Через сколько часов теплоходы встретились?
Реши задачу.
С аэродрома одновременно поднялись два вертолёта, которые полетели в противоположных направлениях. Один из них летел со скоростью 240 км/ч, а другой – 180 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут вертолёты через 3 часа?
3. Решите примеры столбиком.
1 236 · 4 2 448 : 3 8910 :9
9 7 528 : 2 3600 · 5
4.Найди значения выражений.
(10283+ 16789) : 9 70 9+ 13200 : 100 · 6
5. Решите задачу.
Вычислить периметр и площадь квадрата со стороной 15мм.