Урок русского языка во 2 классе "Основа как значимая часть слов"
Урок русского языка во 2 классе "Основа как значимая часть слов"
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Основа как значимая часть слова
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-дать понятие об основе как значимой неизменяемой обязательной части слова;
-сконструировать способ выделения в слове основы;
-развивать внимание, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
-формировать коммуникативную культуру учащихся (воспитание солидарности, взаимопомощи, доброжелательности к товарищу во время работы в группах, в парах и в ходе учебного диалога, культуру учебного труда.
Метапредметные результаты:
- развивать речь учащихся;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-формирование умение построения рассуждений.
Личностные результаты:
-развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества.
Тип урока: Урок постановки учебной задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Основа как значимая часть слов"»
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Основа как значимая часть слова
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-дать понятие об основе как значимой неизменяемой обязательной части слова;
-сконструировать способ выделения в слове основы;
-развивать внимание, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
-формировать коммуникативную культуру учащихся (воспитание солидарности, взаимопомощи, доброжелательности к товарищу во время работы в группах, в парах и в ходе учебного диалога, культуру учебного труда.
Метапредметные результаты:
- развивать речь учащихся;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-формирование умение построения рассуждений.
Личностные результаты:
-развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества.
Тип урока: Урок постановки учебной задачи.
Ресурсы:
Учебник В.В.Репкин 2 класс.
Пособие для учителя по русскому языку 2 класс (Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова).
Проект урока
I. Актуализация прежних знаний:
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок русского языка.
- Как будем работать, чтобы урок прошел успешно? (вместе, дружно, помогать друг другу, слушать друг друга, не ссориться, вести диалог, не повторяться).
- Над какой проблемой мы работаем на уроках русского языка? (учимся вы-делять окончания).
- Вспомним алгоритм, с помощью которого выделяем окончания. (вывешиваем на доску)
- На доске записаны слова. Запишите их в тетрадь. Выделите окончания.
Гулять, белый, ножницы, писала, метро
- Проверим , как вы выполнили задание. ( У доски с объяснением)
- Почему допустили ошибки? (не использовали алгоритм).
-Что такое окончание?
- Является ли оно важной частью слова?
- Какую работу оно выполняет?
Оценка. Вывод.
II. Ситуация разрыва.
- Прочитайте высказывание.
У Миши есть и и и .
- Что необычного в этом высказывании?
- Понятно ли нам это высказывание? Почему?
- Понятно ли, что есть именно у Миши?
- А что же все-таки понятно из этого высказывания?( предметы во мн.ч.)
- Почему получилось так непонятно? Вы же говорили, что окончание важно для слова?
Что за часть слова остается, если отбросить окончание? Для чего она нужна?
III. Постановка учебной задачи.
- Какова учебная задача нашего урока?
- Узнать, как называется часть слова, если отбросить окончание. Выяснить, какую работу она выполняет.
Фиксируем на доске.
?
IV. Решение учебной задачи.
- Давайте заменим окончания на другую часть слова.
У Миши есть рыбк… и птичк….
- Понятно, что есть у Миши?
- А одна у него рыбка или много?
- А птичек сколько?
- А почему это непонятно из II высказывания?
- Так какую работу в слове выполняет часть слова без окончания? (лексич. значение слова)
- Как вы думаете, какая из двух частей слова главная? Основная?
- Почему?
- Как бы вы её назвали, попробуйте стать маленькими учеными, как называется часть слова без окончания. (основа)
- Запишите высказывание верно.
- Что же такое основа? Как вы понимаете значение слова? (Например: то, без чего не построить дом-фундамент. У пиццы есть основа.)
- Где находится основа в слове? (Перед окончанием.)
- Какую работу выполняет главная часть слова – основа? (Называет предмет. Сообщает, какой предмет называет слово.)
Откройте учебники на стр. 8.
- Как Дядюшка Ус предлагает выделять основу так (показывает на доске).
- Выделите в словах основу.
Физкультминутка
Работа в группе. (1зад.)
- А теперь попробуем вывести алгоритм определения основы.
- Подумайте в группах.
Группы учащихся представляют результаты своей работы (фиксация на доске).
- Какой из предлагаемых алгоритмов самый рациональный?
1. Выделить окончание.
2.Вы 2. Выделить всё слово без окончания – основу.
Или
1.
2.
Оценка.
Вывод. Чтобы найти основу, что нужно?
1.
(сначала выделить окончание, изменив слово)
2.
(оставшаяся часть будет являться основой)
Закрепление
- Вернёмся к словам, записанным в начале урока.
- Какая часть работы уже выполнена?(Выделены окончания.)
- Что осталось сделать?(Выделить оставшуюся часть - основу.)
-Какие вопросы возникли во время выполнения работы?
(Слово «метро» не имеет окончания.)
- Может ли слово состоять только из основы?(Слово может состоять только из основы. Без основы слова не получится.)
- Что это за слово?(Несклоняемое, неизменяемое.)
- Какой же можно сделать вывод?(Неизменяемые слова состоят только из основы.)
- Назовите ещё такие слова.
- Прочитайте в учебнике на странице 8, что говорит о таких словах дедушка Ус.
Работа в группе. (2зад.)
Раздаются карточки для групп:
1: гриб, грибник, грибы
2: сады, садовник, сад
- Определите основу в слове дождик.
Защита групп. Какие возникли трудности, вопросы? Как вы выделили окончание?
- Как нашли основу?
Работа по учебнику (если останется время)
- Продолжим работу по учебнику.
- Откройте страницу 31. Найдите упражнение 254.
- Почитайте текст про себя.
- Спишите первое высказывание.
С утра идёт мелкий тёплый дождик.
(Один ученик записывает высказывание на доску, остальные списывают высказывание в тетрадь.)
- Самостоятельно выделите в словах первого высказывания окончание и основу.
(Работают самостоятельно.)
Домашнее задание:
- Остальные высказывания запишете дома.
V. Итоговая рефлексия.
- Ответили ли мы на проблемный вопрос нашего урока?