Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Технологическая карта урока «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Урок отработки конкретизированного способа действия
Цели урока
Образовательные:
Обобщить знания о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании; выявлять постоянную и переменную работы окончаний в названиях предметов и признаков; определять падеж слова в словосочетании путем подстановки слова стена (по таблице падежных окончаний); применять основной закон русского письма и основное орфографическое правило для проверки орфограмм слабых позиций в разных частях слова.
Развивающие:
Совершенствовать умение строить высказывание в научном стиле; формировать универсальные учебные действия.
Воспитательные:
Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.
Технологии, методы, приемы: Метод решения учебных задач
Основные понятия, термины: Основной закон русского письма, основное орфографическое правило, работа окончаний слов, называющих предметы, работа окончаний слов, называющих признаки
Планируемый результат
Предметный:
Учебно-языковые умения: называть слово по его лексическому значению; объяснять смысл пословиц; определять сильные и слабые позиции гласных и согласных; определять части речи (без называния терминов); выделять значимые части слова; определять род, число и падеж слов, называющих предметы и признаки.
Правописные умения: записывать каллиграфически правильно слова, словосочетания, предложения; грамотно записывать слова с орфограммами.
Речевые умения: строить высказывания в научном стиле.
Личностный:
Осознавать границу знания-незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; осознавать себя гражданином России, испытывать гордость за свой народ, свою Родину.
Метапредметный:
Регулятивные УУД:
принимать и осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку выполняемых действий; работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и других учащихся; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев оценки, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выполнять универсальные логические действия (выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); создавать модели с выделением существенных характеристик объектов и представлением их в пространственно-графической и знаково-символической форме; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться критично относиться к собственному мнению); понять другие позиции (слушать и понимать речь других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым к изменению своей точки зрения); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща (сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи, организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться друг с другом и т.д., прогнозировать последствия коллективных решений).
Организация пространства
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Ресурсы: Репкин В.В. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы / В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова. – В 2-х частях. Часть 1. – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, iPad для групповой работы
Приложение к презентации:
К слайду 7
«Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма».
Орфографическое правило
«Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова».
К слайду 11
- Часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание)
- Остальную же часть слова именуем мы …(Основой)
- О чем же пойдет речь дальше? (Об основе и окончании)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) »
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс)
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Учитель
ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»:
Софронова Марина Александровна
Систематизация сведений
о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки
г.Йошкар-Ола, 2015г.
Разминка для пальчиков
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Внимание, девочки! Внимание, мальчики!
Приготовьте ручки, разомните пальчики.
Минутка чистописания
Вв ол ог ор
Век долог, а час короток .
-Прочитайте пословицу.
-Как понимаете ее смысл?
Словарная работа
-Назови одним словом:
1)Крытое углубление в земле, вырытое для жилья
2)Мужчина, достигший старости
3)Жена царя
4)Та, что исполняет желания и живет в синем море
-Кто догадался, что общего у этих слов?
-Как правильно называется эта сказка?
А.С.Пушкин – величайший русский поэт
Проверка орфограмм
З_МЛЯНКА
СТ_РИК
Ц_РИЦА
З_ЛОТАЯ
РЫ_КА
-Почему в этих словах пропали некоторые буквы?
-Спишите слова в столбик. Отметьте сильные и слабые позиции.
Проверка орфограмм
-Что нужно ЗНАТЬ для проверки орфограмм слабых позиций?
-Примените это орфографическое правило для проверки орфограмм в этих словах:
1.Выделите в слове значимую часть с орфограммой.
2.Подберите и запишите проверочное слово с этой фонемой в сильной позиции.
3.Напишите слово без пропуска буквы.
Проверка орфограмм
З_МЛЯНКА (ЗЕМЛИ) ЗЕМЛЯНКА
СТ_РИК (СТАРЫЙ, СТАРОСТЬ) СТАРИК
Ц_РИЦА (ЦАРЬ) ЦАРИЦА
З_ЛОТАЯ (ЗОЛОТО) ЗОЛОТАЯ
РЫ_КА (РЫБА) РЫБКА
-На какие две группы можно разбить эти слова?
-Сегодня будем работать со словами - предметами и признаками
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили все к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом - наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Приседай, не торопись!
И последний раз присели,
А теперь за парты сели .
Словарная работа
-Запишите подходящие словосочетания, используя следующие признаки:
ЗЕМЛЯНКА
ЦАРИЦА
РЫБКА
ЗОЛОТАЯ
ДРЯХЛАЯ
ГРОЗНАЯ
ВЕТХАЯ
СИНЯЯ
ДУБОВАЯ
Полное открытие темы урока
- Доскажи словечко:
Часть слова, которая изменяется, как называется?
Остальную же часть слова именуем мы …
- О чем же пойдет речь дальше?
-Все ли мызнаемоб окончании?
-Что мы знаем об окончании? Покажем в виде схемы
Работа в группах
-Выпишите выделенные словосочетания.
-Отметьте в них окончания.
-Укажите их работу.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку , не простую».
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: « Здравствуй , грозная царица !»
Работа в группах
- Проверьте работу групп.
- Оцените себя. Поставьте знак +, если все правильно.
Работа в группах
- Прочитайте внимательно задание 1 .Все ли выделенные слова вы выписали?
Какие слова пропустили?
К какой части речи относятся эти слова?
- Есть ли у них окончания? Выделите..
- Что вы можете сказать о работе этих окончаний?
- Обсудите в группах, как построить модель для изучения работы окончаний в словах, называющих действия.
Подведение итогов
- Так все ли мы знаем об окончании?
- А сегодня на уроке повторили:
Основной закон письма и основное орфографическое правило
Работу окончаний слов, называющих предметы (Постоянная работа – указание на род.)
Работу окончаний слов, называющих признаки (Постоянной работы нет.)
- Кто помогал нам на уроке?
- Чью работу в своей группе вы бы хотели отметить?
- Какую пословицу вы назовете применительно ко времени, проведенному на уроке?
(Век долог, а час – дорог.)
Домашнее задание
- Подготовиться к контрольной работе по теме.
- Сочинить стихи о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.