kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 3

Тип урока: Урок отработки конкретизированного способа действия

Цели урока

Образовательные:

Обобщить знания о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании; выявлять постоянную и переменную работы окончаний в названиях предметов и признаков; определять падеж слова в словосочетании путем подстановки слова стена (по таблице падежных окончаний); применять основной закон русского письма и основное орфографическое правило для проверки орфограмм слабых позиций в разных частях слова.

Развивающие:

Совершенствовать умение строить высказывание в научном стиле; формировать универсальные учебные действия.

Воспитательные:

Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

Технологии, методы, приемы: Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины: Основной закон русского письма, основное орфографическое правило, работа окончаний слов, называющих предметы, работа окончаний слов, называющих признаки

Планируемый результат

Предметный:

Учебно-языковые умения: называть слово по его лексическому значению; объяснять смысл пословиц; определять сильные и слабые позиции гласных и согласных; определять части речи (без называния терминов); выделять значимые части слова; определять род, число и падеж слов, называющих предметы и признаки.

Правописные умения: записывать каллиграфически правильно слова, словосочетания, предложения; грамотно записывать слова с орфограммами.

Речевые умения: строить высказывания в научном стиле.

Личностный:

Осознавать границу знания-незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; осознавать себя гражданином России, испытывать гордость за свой народ, свою Родину.

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

принимать и осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку выполняемых действий; работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и других учащихся; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев оценки, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выполнять универсальные логические действия (выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); создавать модели с выделением существенных характеристик объектов и представлением их в пространственно-графической и знаково-символической форме; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться критично относиться к собственному мнению); понять другие позиции (слушать и понимать речь других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым к изменению своей точки зрения); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща (сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи, организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться друг с другом и т.д., прогнозировать последствия коллективных решений).

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Ресурсы: Репкин В.В. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы / В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова. – В 2-х частях. Часть 1. – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, iPad для групповой работы

Приложение к презентации:
К слайду 7

«Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма».

Орфографическое правило

«Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова».

К слайду 11

- Часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание)

- Остальную же часть слова именуем мы …(Основой)

- О чем же пойдет речь дальше? (Об основе и окончании)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) »

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Учитель ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»: Софронова Марина Александровна  Систематизация сведений  о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки г.Йошкар-Ола, 2015г.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс)

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Учитель

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»:

Софронова Марина Александровна

Систематизация сведений

о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки

г.Йошкар-Ола, 2015г.

Разминка для пальчиков Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ручки, разомните пальчики.

Разминка для пальчиков

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Внимание, девочки! Внимание, мальчики!

Приготовьте ручки, разомните пальчики.

Минутка чистописания Вв ол ог ор Век долог, а час короток . -Прочитайте пословицу. -Как понимаете ее смысл?

Минутка чистописания

  • Вв ол ог ор
  • Век долог, а час короток .

-Прочитайте пословицу.

-Как понимаете ее смысл?

Словарная работа -Назови одним словом: 1)Крытое углубление в земле, вырытое для жилья 2)Мужчина, достигший старости 3)Жена царя 4)Та, что исполняет желания и живет в синем море -Кто догадался, что общего у этих слов? -Как правильно называется эта сказка?

Словарная работа

-Назови одним словом:

  • 1)Крытое углубление в земле, вырытое для жилья
  • 2)Мужчина, достигший старости
  • 3)Жена царя
  • 4)Та, что исполняет желания и живет в синем море

-Кто догадался, что общего у этих слов?

-Как правильно называется эта сказка?

А.С.Пушкин – величайший русский поэт

А.С.Пушкин – величайший русский поэт

Проверка орфограмм З_МЛЯНКА СТ_РИК  Ц_РИЦА З_ЛОТАЯ РЫ_КА -Почему в этих словах пропали некоторые буквы? -Спишите слова в столбик. Отметьте сильные и слабые позиции.

Проверка орфограмм

З_МЛЯНКА

СТ_РИК

Ц_РИЦА

З_ЛОТАЯ

РЫ_КА

-Почему в этих словах пропали некоторые буквы?

-Спишите слова в столбик. Отметьте сильные и слабые позиции.

Проверка орфограмм -Что нужно ЗНАТЬ для проверки орфограмм слабых позиций? -Примените это орфографическое правило для проверки орфограмм в этих словах: 1.Выделите в слове значимую часть с орфограммой. 2.Подберите и запишите проверочное слово с этой фонемой в сильной позиции. 3.Напишите слово без пропуска буквы.

Проверка орфограмм

-Что нужно ЗНАТЬ для проверки орфограмм слабых позиций?

-Примените это орфографическое правило для проверки орфограмм в этих словах:

1.Выделите в слове значимую часть с орфограммой.

2.Подберите и запишите проверочное слово с этой фонемой в сильной позиции.

3.Напишите слово без пропуска буквы.

Проверка орфограмм  З_МЛЯНКА (ЗЕМЛИ) З Е МЛЯНКА СТ_РИК (СТАРЫЙ, СТАРОСТЬ) СТ А РИК Ц_РИЦА (ЦАРЬ) Ц А РИЦА З_ЛОТАЯ (ЗОЛОТО) З О ЛОТАЯ  РЫ_КА (РЫБА) РЫ Б КА -На какие две группы можно разбить эти слова? -Сегодня будем работать со словами - предметами и признаками

Проверка орфограмм

  • З_МЛЯНКА (ЗЕМЛИ) З Е МЛЯНКА
  • СТ_РИК (СТАРЫЙ, СТАРОСТЬ) СТ А РИК
  • Ц_РИЦА (ЦАРЬ) Ц А РИЦА
  • З_ЛОТАЯ (ЗОЛОТО) З О ЛОТАЯ
  • РЫ_КА (РЫБА) РЫ Б КА

-На какие две группы можно разбить эти слова?

-Сегодня будем работать со словами - предметами и признаками

Физминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили все к зарядке. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом - наоборот. Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз. Приседай, не торопись! И последний раз присели, А теперь за парты сели .

Физминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили все к зарядке.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом - наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Приседай, не торопись!

И последний раз присели,

А теперь за парты сели .

Словарная работа -Запишите подходящие словосочетания, используя следующие признаки: ЗЕМЛЯНКА ЦАРИЦА РЫБКА ЗОЛОТАЯ ДРЯХЛАЯ ГРОЗНАЯ ВЕТХАЯ СИНЯЯ ДУБОВАЯ

Словарная работа

-Запишите подходящие словосочетания, используя следующие признаки:

  • ЗЕМЛЯНКА
  • ЦАРИЦА
  • РЫБКА
  • ЗОЛОТАЯ
  • ДРЯХЛАЯ
  • ГРОЗНАЯ
  • ВЕТХАЯ
  • СИНЯЯ
  • ДУБОВАЯ

Полное открытие темы урока - Доскажи словечко:  Часть слова, которая изменяется, как называется?  Остальную же часть слова именуем мы …  - О чем же пойдет речь дальше?

Полное открытие темы урока

- Доскажи словечко:

  • Часть слова, которая изменяется, как называется?
  • Остальную же часть слова именуем мы …

- О чем же пойдет речь дальше?

  • -Все ли мы знаем об окончании?
  • -Что мы знаем об окончании? Покажем в виде схемы
Работа в группах -Выпишите выделенные словосочетания. -Отметьте в них окончания. -Укажите их работу. Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.   «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку , не простую».   В ноги он старухе поклонился, Молвил: « Здравствуй , грозная царица !»

Работа в группах

-Выпишите выделенные словосочетания.

-Отметьте в них окончания.

-Укажите их работу.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку , не простую».

 

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: « Здравствуй , грозная царица

Работа в группах

Работа в группах

  • - Проверьте работу групп.
  • - Оцените себя. Поставьте знак +, если все правильно.
Работа в группах - Прочитайте внимательно задание 1 .Все ли выделенные слова вы выписали? Какие слова пропустили? К какой части речи относятся эти слова? - Есть ли у них окончания? Выделите.. - Что вы можете сказать о работе этих окончаний? - Обсудите в группах, как построить модель для изучения работы окончаний в словах, называющих действия.

Работа в группах

- Прочитайте внимательно задание 1 .Все ли выделенные слова вы выписали?

  • Какие слова пропустили?
  • К какой части речи относятся эти слова?

- Есть ли у них окончания? Выделите..

- Что вы можете сказать о работе этих окончаний?

- Обсудите в группах, как построить модель для изучения работы окончаний в словах, называющих действия.

Подведение итогов - Так все ли мы знаем об окончании? - А сегодня на уроке повторили:

Подведение итогов

- Так все ли мы знаем об окончании?

- А сегодня на уроке повторили:

  • Основной закон письма и основное орфографическое правило
  • Работу окончаний слов, называющих предметы (Постоянная работа – указание на род.)
  • Работу окончаний слов, называющих признаки (Постоянной работы нет.)
  • - Кто помогал нам на уроке?
  • - Чью работу в своей группе вы бы хотели отметить?
  • - Какую пословицу вы назовете применительно ко времени, проведенному на уроке?
  • (Век долог, а час – дорог.)
Домашнее задание

Домашнее задание

  • - Подготовиться к контрольной работе по теме.
  • - Сочинить стихи о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.
Наше творчество Есть у слова господин: Это род, лишь он один. Два числа у слова есть. Падежей побольше – шесть, Окончаний в них не счесть. Числа, падежи меняю И вопросы подставляю. Окончания ищу, Слово грамотно пишу. (Торбина Саша) Что такое работа окончаний? Что такое работа окончаний? Многих мучает этот вопрос. На самом деле это очень просто. Первая работа – это число. Вторая работенка – наш любимый род. Ну и наконец – то третья работа – падеж. (Соколова Женя) Окончания есть у слов, Как листочки у цветов. Чтоб слова связать с словами Без ошибок и трудов. (Долгирева Настя)

Наше творчество

Есть у слова господин:

Это род, лишь он один.

Два числа у слова есть.

Падежей побольше – шесть,

Окончаний в них не счесть.

Числа, падежи меняю

И вопросы подставляю.

Окончания ищу,

Слово грамотно пишу.

(Торбина Саша)

Что такое работа окончаний?

Что такое работа окончаний?

Многих мучает этот вопрос.

На самом деле это очень просто.

Первая работа – это число.

Вторая работенка – наш любимый род.

Ну и наконец – то третья работа – падеж.

(Соколова Женя)

Окончания есть у слов,

Как листочки у цветов.

Чтоб слова связать с словами

Без ошибок и трудов.

(Долгирева Настя)

Источники информации

Источники информации

  • http://uploads8.wikiart.org/images/konstantin-somov/alexander-pushkin-at-work-1899.jpg
  • http://bukashka.org/index.php/development/shallowmotorika/verses.html
  • http://shaltay0boltay.livejournal.com/381308.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Софронова Марина Александровна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180341

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства