Технологическая карта урока «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Урок отработки конкретизированного способа действия
Цели урока
Образовательные:
Обобщить знания о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании; выявлять постоянную и переменную работы окончаний в названиях предметов и признаков; определять падеж слова в словосочетании путем подстановки слова стена (по таблице падежных окончаний); применять основной закон русского письма и основное орфографическое правило для проверки орфограмм слабых позиций в разных частях слова.
Развивающие:
Совершенствовать умение строить высказывание в научном стиле; формировать универсальные учебные действия.
Воспитательные:
Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.
Технологии, методы, приемы: Метод решения учебных задач
Основные понятия, термины: Основной закон русского письма, основное орфографическое правило, работа окончаний слов, называющих предметы, работа окончаний слов, называющих признаки
Планируемый результат
Предметный:
Учебно-языковые умения: называть слово по его лексическому значению; объяснять смысл пословиц; определять сильные и слабые позиции гласных и согласных; определять части речи (без называния терминов); выделять значимые части слова; определять род, число и падеж слов, называющих предметы и признаки.
Правописные умения: записывать каллиграфически правильно слова, словосочетания, предложения; грамотно записывать слова с орфограммами.
Речевые умения: строить высказывания в научном стиле.
Личностный:
Осознавать границу знания-незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; осознавать себя гражданином России, испытывать гордость за свой народ, свою Родину.
Метапредметный:
Регулятивные УУД:
принимать и осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку выполняемых действий; работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и других учащихся; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев оценки, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выполнять универсальные логические действия (выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); создавать модели с выделением существенных характеристик объектов и представлением их в пространственно-графической и знаково-символической форме; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться критично относиться к собственному мнению); понять другие позиции (слушать и понимать речь других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым к изменению своей точки зрения); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща (сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи, организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться друг с другом и т.д., прогнозировать последствия коллективных решений).
Организация пространства
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Ресурсы: Репкин В.В. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы / В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова. – В 2-х частях. Часть 1. – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, iPad для групповой работы
Приложение к презентации:
К слайду 7
«Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма».
Орфографическое правило
«Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова».
К слайду 11
- Часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание)
- Остальную же часть слова именуем мы …(Основой)
- О чем же пойдет речь дальше? (Об основе и окончании)