Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Орфограммы в корнях слов».»
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Орфограммы в корнях слов».
Планируемый результат
Предметные:знать о корневых орфограммах и способах их проверки.
Личностные: желать приобретать новые знания, умения, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом процессе.
Метапредметные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Регулятивные УУД:оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Оргмомент . Мотивирование к учебной деятельности.
Настроение? Хорошее
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».
- Как вы понимаете эти слова?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
- Запишите в тетрадях число, «классная работа».
2. Актуализация опорных знаний. Возникновение проблемной ситуации
- Начинаем наш урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что нас ждёт сегодня на уроке.
- На доске слова: честный, гроза, билет, робкий.
- Вам будет предложено задание, вы находите слово, ставите в нём знак ударения и выделяете корень.
4. С буквой безударного гласного, непроверяемого ударением (билет).
Взаимопроверка.
«!» - нет ошибок
« +» - 1-2 ошибки
«-« - 3 и более ошибок.
- Что общего во всех словах? (орфограмма в корне слова)
- Наша орфографическая разминка связана с темой урока. Кто может её озвучить?
Тема: «Орфограммы в корнях слов»
3. Введение в тему урока.
- Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы? ( Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать).
Тогда чему мы будем учиться?
- Постарайтесь сформулировать цели нашего урока, пользуясь опорными словами.
Целеполагание. Чему мы должны научиться при изучении этой темы?
1. Уметь находить орфограммы в словах
2. Уметь подбирать разные способы проверки
3. Определять место орфограммы в слове.
- Давайте вместе достанем из своих сундучков знания, которые накопили по данной теме. Они нам пригодятся на уроке. (Учитель выслушивает и фиксирует ответы на доске). Ответы оформим в виде кластера.
- Что такое орфограмма? («опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).
- что такое корень слова? (общая часть родственных слов)
- как проверить орфограммы? (алгоритм проверки наизусть)
Алгоритм
Установи, в какой части слова находится орфограмма.
Если орфограмма в корне, определи, какая это буква – гласная или согласная.
Если буква согласная, определи, какая она – проверяемая, непроверяемая или непроизносимая – и выбери правило.
Если буква гласная, определи, какая она – проверяемая, непроверяемая или чередующаяся – примени правило.
4. Работа с текстом.
Лось. В лесной тишине хрустнул снег. На поляну вышел лось. Лось - мирный лесной житель. Он обитает в сибирской тайге и в лесах под Москвой.
У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжелый и грузный, а ноги высокие и стройные. Ему не страшны болота и снега. Острые и широкие рога, тяжелые копыта, защищают его от врагов.
Зимой лось ест ветки и осиновую кору. Летом он питается болотными травками, молодыми ветками.
Задание:
1. Прочитать текст. Озаглавьте его. Работа в паре.
2. Как вы понимаете значение слова «горбоносый», « грузный»? Дайте своё объяснение.
О животных: горбоносый - выпукло изогнутой верхней линией морды.
О людях: обладающий круто-изогнутым носом с горбинкой.
Грузный - большой и тяжелый.
- Работа в паре, составление плана текста.
1.Лось - мирный житель.
2. Описание животного.
3. Питание лося.
3. Выписать 1-е предложение. Подчеркнуть в нём грамматическую основу.
Выписать из него слова столбиком, с безударным гласным в корне слова. Корень выделить.
( Лесной, тишине).
Самопроверка.
Оценили свою работу (справились, не справились).
- Указать морфологические признаки слов.
Лесной (тишине)-
Тишине –
Самопроверка.
Вывод. Как проверить безударную гласную?
- Найти в тексте ещё слова с безударным гласным в корне.
4.Найти в тексте слово с непроизносимым согласным в корне слова. Корень выделить.
Самопроверка.
Оценили свою работу (справились, не справились
-Указать морфологические признаки глагола.
Хрустнул-
Вывод. Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
- Придумайте и запишите ещё 3 слова с непроизносимым согласным в корне.
5. Выписать из 10-го предложения слова, с парными согласными в корне слова (Летом он питается болотными травками, молодыми ветками). Корень выделить, определить часть речи, через тире записать проверочное слово. (Травками, ветками).
Самопроверка.
Оценили работу.
- Запишите ещё 3 слова с парными согласными в корне.
Вывод. Как проверить парные согласные в корне слова?
5. Творческое задание. Работа в группах.
Представь, что тебе для выступления с докладом нужна иллюстрация лося. Ты рисуешь не очень хорошо, а твой друг занимается рисованием. С какими словами ты вежливо обратишься к нему за помощью? Запиши свою просьбу.
Представь, что тебе предложили вместо уроков в школе пойти в зоопарк, чтобы посмотреть животных. Но на уроке математики будут объяснять новую тему. Запиши свой отказ.
Представь, что тебе нужно готовить интересный, но сложный доклад о животных. Твоя одноклассница нашла хорошую книгу по теме твоего доклада и принесла её тебе. Что ты ей скажешь? Запиши предложения, в котором ты выражаешь свою благодарность.
Представь, что на уроке рисования вы рисуете лося. Ты рисуешь лося летом, и зелёная краска у тебя закончилась. Сосед по парте предложил тебе свою зелёную краску. Что ты ему скажешь? Запиши свою благодарность.