kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с новым материалом  на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" в 3 классе по УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова



Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна







Данков

2017 г



Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Цель урока: формировать умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задачи: - расширить знания о части речи существительное; -формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Личностные УУД: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться коллективной работе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация, наглядные пособия, раздаточный материал. Ход урока 1.Мотивация к учебной деятельности Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы: Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?

-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык? -Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой. Элементы чистописания.

-С чего начнём работу?

-С какой целью её проводим?

- Сегодня на чистописании мы поработаем над буквами, которые очень похожи в написании. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки. Мир, нитка, лицо. Шар, шалаш, чашка. - Верно, это буквы И и Ш. - Спишите. И шиш Ш иши - Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Поспешишь – людей насмешишь. - Найдите орфограммы.

-Что предлагаете оценить в нашей работе?

-Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»:зелёный –всё хорошо, легко Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь

2.Актуализация знаний.

Загадаю Вам загадку 
Про невиданное чудо, 
Что живет в далеком царстве, 
Под названьем кратким РЕЧЬ. 
Отзывается то чудо на вопросы КТО? и ЧТО? 
Но искать его не нужно, ведь оно везде, вокруг! 
И морковка, и скамейка, и веселая семейка, 
Речка, поле, даже книжка и сосед по парте Мишка- 
Всё оно - вот это чудо, больше мучить вас не буду- 
догадались уже что? 
Нет? 
Тогда еще подсказка- 
В предложении оно, 
Будто клоун по канату, 
Ходит по прямой черте- 
Или линии пунктирной- 
как по зебре пешеход.

О чём так говорят? Что вы знаете об имени существительном? ( Составление кластера: обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, бывает мужского, женского, среднего рода. 3.Создание проблемной ситуации. Целеполагание - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам надо поработать в парах. Работа по рядам в парах. 1 ряд:

1. Чтобы определить тему урока, вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали.

Пассажир, медведь, тетрадь, ворона, астра, сосна, ученик, снег, муха, школа,собака,вода.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Вставьте в слова пропущенные буквы: _рекрасный, м_роз, чудес_ый,_года, ненас_ный, кон_ки.

Из вставленных букв составить слово, расположив их по порядку.

У вас получилась одна из задач урока. Подойдите к столу учителя, найдите ваше слово, прикрепите на доске.









2 ряд:

1. Чтобы определить тему , вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали. Пассажир, медведь, тетрадь, ворона, астра, сосна, ученик, снег, муха, школа,собака,вода.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Вставьте в слова пропущенные буквы: ч_вствовать, приклю_ения, мальч...к, интерес_ный, доч...

Из вставленных букв составить слово, расположив их по порядку

У вас получилась одна из задач урока. Подойдите к столу учителя, найдите ваше слово, прикрепите на доске.








3 ряд

Задание

1. Чтобы определить тему урока ,вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали. Пассажир, медведь, тетрадь, ворона, астра, сосна, ученик, снег, муха, школа,собака,вода.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Вставьте в слова пропущенные буквы: ра...бежался, чудес...ый, п...ссажир, прелес_ный, мыш...

Из вставленных букв составить слово, расположив их по порядку

У вас получилась одна из задач урока. Подойдите к столу учителя, найдите ваше слово, прикрепите на доске.








- Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?

- В каком порядке вы бы поставили эти слова?

знать

учить

понять



Что объединяет слова первой группы?

- Что объединяет слова второй группы?

( Отвечают на вопрос кто? называют людей, животных

Отвечают на вопрос что? Называют неживые предметы, явления природы, растения)

-Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными?

- Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными?

- Определите тему урока.

Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Что сегодня нового узнаем об имени существительном?

- Чему будете учиться на уроке?

4. Работа над новой темой.

1. Работа в парах. - Будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

  • Перед вами слова, которые нужно распределить на 2 группы: одушевленные и неодушевленные имена существительные

Гусеница, учебник, море, мышка, солдат, роза, карась, чайка, ледокол, снег, баран, флокс.

- Оцените свою работу в группах.

  • - А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3-б класса.

одушевленные неодушевленные

гусеница гусеница

роза роза

мышка мышка

солдат учебник

карась море

чайка ледокол

баран снег

флокс

- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

- Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?

мышка гусеница роза



животное компьюторная насекомое танка имя цветок

Теперь разберем слово – гусеница, а потом - роза.

- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

- Как называются такие слова? (многозначные)

- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)

- Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по рядам.

1 вариант – мышка – одушевленное

2 вариант – мышка – неодушевленное

3 вариант – гусеница – одушевленное

4 вариант – гусеница – неодушевленное

5 вариант – роза – одушевленное

6 вариант – роза – неодушевленное

- Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу.

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними. -Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Где можем уточнить?( Уточняют в толковом словаре значения слов, в учебнике вычитывают правило. Сравнивают со своими предположениями.

2.Работа по индивидуальным разноуровневым карточкам. - С какой целью проводим самостоятельную работу? 1 уровень Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод. Синица, лед, снегирь, шарф, шуба, Снегурочка, зима. 2 уровень Спишите предложения. Над существительными надпишите од. или неод. Наступила зима. Белое пушистое одеяло укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи. 3 уровень Составьте предложения, запишите. Над существительными надпишите од. или неод. К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые. На, орехи, приготовила, белка, зиму. Самопроверка 3. Самостоятельная работа
- Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль этого рассказа. Трудно з .мой птицам искать пищ.. Р.бята мастерят к.рмушку для п.рнатых. Прилетайте, птахи, на обе.! - Какая тема? - Главная мысль? - Почему птицам трудно искать пищу? - Какой знак в конце последнего предложения. Почему? Работа в парах - Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. - Посоветовавшись с соседом по парте, возьмите в овал все имена существительные. Фронтальная проверка (учащиеся называют имена существительные) - Самостоятельно запишите в тетрадь, эти слова, вставляя пропущенные буквы. - Возьмите в овал неодушевленные имена существительные.(Один ученик работает у доски) Самопроверка с работой учащегося на доске - Найдите среди одушевлённых имён существительных синонимы - Для чего нужны синонимы в русском языке? - Придумайте синоним к слову ребята. - Составьте и запишите предложение со словом «ребята» по картинке. Проверка с доски. Оцените свою работу (критерии оценивания – на слайде) -Каков был главный вопрос нашего урока? - Нашли ответ на него?

5. Рефлексия - Чтобы проверить хорошо ли вы поняли тему урока, я вам предлагаю ответить на вопросы теста:

  1. На какие вопросы отвечают имена существительные?

а) Кто? Что? б) Какой? Какая? Какое? Какие? в) Что делать? Что сделать? г) Как? Почему?

  1. Какие слова называются неодуш. им. сущ?

а) Слова, обозначающие людей. б) Слова, обозначающие остальные предметы, кроме людей и животных. в) Слова, обозначающие людей и животных. г) Слова, обозначающие животных.

  1. Укажи имена существительные:

а) Добрый б) Голодно в) Синица г) Кормить

  1. Укажи одушевленные имена существительные.

а) Дерево б) Забота в) Снег г) Люди

  1. Как узнать одушевленное существительное или неодушевлённое?

а) задать вопрос б) определить значение слова в) задать вопрос и определить значение слова г) спросить у товарища

Самопроверка: 1-а 2-б 3- в 4- г 5 – в - Что мы хотели узнать сегодня на уроке? (Как отличить одушевлённое имя существительное от неодушевлённого.) - Что надо сделать, чтобы определить одушевлённое или неодушевлённое имя сущ.? (Определить значение слова, задать вопрос.) - Поиграем в игру «Кормушка». Подбери одушевленные имена существительные и покорми птиц: Доброта, снегирь, заботливый, кормить, ухаживает, голод, зерно, ребята, прохожий, птахи. 6.Итог урока

-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы: Я узнал … Я вспомнил… Я тренировался … Я горжусь …





Используемая литература


1. Волина, В. В. Русский язык / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.

2. Голубь, В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе : практическое пособие / В. Т. Голубь. − Воронеж : ТЦ «Учитель», 2003.

3. Евсюкова, Г. А. Методическая копилка // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 79.

4. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. − М. : 5 за знания, 2007.

5. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением – 2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : 5 за знания, 2009.


Интернет - ресурсы


1. http://images.yandex.ru/

2. http://www.stihi.ru/

3. http://yunie-filologi.ucoz.ru

4. http://www.proshkolu.ru

5. http://www.kp.ru/daily/

6. http://www.hohmodrom.ru/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_sobstviennyie_i_naritsatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "423346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498644999"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykanatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "317185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460297908"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект  урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "107159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403178379"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка: Имена существительные одушевленные и неодушевленные "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie"
    ["file_id"] => string(6) "137690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423735"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект интегрированного урока /русский язык и окружающий урок/. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkii-iazyk-i-okruzhaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "162592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422372716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства