Оборудование: интерактивная доска; слайды с изображением животных;
кроссворд; схемы; мультимедийный проектор.
Ход урока.
Орг. момент.
- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы будем заниматься русским языком и окружающим миром одновременно. Это называется интегрированный урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Разнообразие животных».
-Цели урока: научиться распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, повторить и систематизировать знания о склонении имен существительных, познакомиться с группами животных.
Минутка чистописания.
У. –Ребята, откройте тетради, запишите число.
На доске: Двадцатое апреля.
Классная работа.
У. – Какая орфограмма встречается в слове классная ?
( Двойные согласные СС)
У. – Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над строчной и заглавной буквами Сс.
-Спишите с доски, продолжите цепочку: (следить за осанкой)
На доске: Сс Сс
ссс ссс ссс
Работа над новым материалом.
У. –Ребята, посмотрите на доску.
На доске запись:
Весной расцветают красивые подснежники.
-Прочитайте предложение (читает вслух один ученик).
-Какое это предложение по цели высказывания?
( Повествовательное.)
У. –Запишите это предложение в тетрадь, разберите по членам, подчеркните. (подчеркивает у доски один ученик)
У. -Ребята, что такое подснежник?
( Весенний цветок.)
У. – К какой части речи относится?
(Имя существительное.)
У. –Какой вопрос задаем к слову? ( Что?)
У. – К какой группе мы его отнесем?
( Это растение.)
5.Словарная работа (кроссворд).
У. –Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (кроссворд)
Кроссворд на тему: «Растения».
- Давайте попробуем разгадать его. Я буду загадывать загадки, а вы называйте отгадки. Т.к. кроссворд у нас высоко, я сама буду записывать на доске, а вы, диктуя себе и, проговаривая слова по слогам, записывайте в тетради.
У. -1.Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он стоит.
У него согнулись ноги, неприметен он на вид.
Не браня судьбу лихую,
Он доволен жизнью всей,
Раны, ссадины врачует
Ежедневно у людей. (подорожник)
2.Не огонь, а жжется. (крапива)
3.Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
4.Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
5. Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (капуста)
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? ( рябина )
7. Белые горошки на зеленых ножках. ( ландыш)
8. Маленький, горький, луку брат. ( чеснок )
6. Работа над новым материалом.
У. – Молодцы, ребята, разгадали кроссворд.
К какой части речи относятся эти слова? ( имена сущ.)
- Еще что можете сказать? (словарные слова)
-Определите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить, какие им. сущ. относятся к 1-му, 2-му и 3-ему скл. (Отв.) - На какой вопрос отвечают? (Что?)
Имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевленными, т.е. у них нет души.
им. делите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить какиило онении им
- Прочитайте слово в выделенных клетках. (животные)
- На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)
Имена сущ., которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными, т.е. у них есть душа.
- Кто знает, как называется наука о животных? ( Отв.)
- Наука о животных называется – зоология.
- Запишите в тетрадь это слово. (записывают)
- Что можете сказать об этом слове?
( Это имя сущ., ж.р., 1 скл., отвечает на вопрос «что?»- неодушевленное.)
У. – Оказывается, все животные делятся на группы. Посмотрите на доску.
- Кто знает, как называются эти группы? (Отв.)
На доске схема (животные: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся,
рыбы, птицы, звери )
- Что можете сказать об этих группах? (Отв.)
- Какой вопрос задаем к этим группам? ( «Кто?» Эти сущ. одушевл.)
Оборудование: интерактивная доска; слайды с изображением животных;
кроссворд; схемы; мультимедийный проектор.
Ход урока.
Орг. момент.
- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы будем заниматься русским языком и окружающим миром одновременно. Это называется интегрированный урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Разнообразие животных».
-Цели урока: научиться распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, повторить и систематизировать знания о склонении имен существительных, познакомиться с группами животных.
Минутка чистописания.
У. –Ребята, откройте тетради, запишите число.
На доске: Двадцатое апреля.
Классная работа.
У. – Какая орфограмма встречается в слове классная ?
( Двойные согласные СС)
У. – Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над строчной и заглавной буквами Сс.
-Спишите с доски, продолжите цепочку: (следить за осанкой)
На доске: Сс Сс
ссс ссс ссс
Работа над новым материалом.
У. –Ребята, посмотрите на доску.
На доске запись:
Весной расцветают красивые подснежники.
-Прочитайте предложение (читает вслух один ученик).
-Какое это предложение по цели высказывания?
( Повествовательное.)
У. –Запишите это предложение в тетрадь, разберите по членам, подчеркните. (подчеркивает у доски один ученик)
У. -Ребята, что такое подснежник?
(Весенний цветок.)
У. – К какой части речи относится?
(Имя существительное.)
У. –Какой вопрос задаем к слову? ( Что?)
У. – К какой группе мы его отнесем?
( Это растение.)
5.Словарная работа (кроссворд).
У. –Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (кроссворд)
Кроссворд на тему: «Растения».
- Давайте попробуем разгадать его. Я буду загадывать загадки, а вы называйте отгадки. Т.к. кроссворд у нас высоко, я сама буду записывать на доске, а вы, диктуя себе и, проговаривая слова по слогам, записывайте в тетради.
У. -1.Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он стоит.
У него согнулись ноги, неприметен он на вид.
Не браня судьбу лихую,
Он доволен жизнью всей,
Раны, ссадины врачует
Ежедневно у людей. (подорожник)
2.Не огонь, а жжется. (крапива)
3.Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
4.Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
5. Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (капуста)
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? ( рябина )
7. Белые горошки на зеленых ножках. ( ландыш)
8. Маленький, горький, луку брат. ( чеснок )
6. Работа над новым материалом.
У. – Молодцы, ребята, разгадали кроссворд.
К какой части речи относятся эти слова? ( имена сущ.)
- Еще что можете сказать? (словарные слова)
- Определите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить, какие им. сущ. относятся к 1-му, 2-му и 3-ему скл. (Отв.) - На какой вопрос отвечают? (Что?)
Имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевленными, т.е. у них нет души.
им. делите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить какиило онении им
- Прочитайте слово в выделенных клетках. (животные)
- На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)
Имена сущ., которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными, т.е. у них есть душа.
- Кто знает, как называется наука о животных? ( Отв.)
- Наука о животных называется – зоология.
- Запишите в тетрадь это слово. (записывают)
- Что можете сказать об этом слове?
( Это имя сущ., ж.р., 1 скл., отвечает на вопрос «что?»- неодушевленное.)
У. – Оказывается, все животные делятся на группы. Посмотрите на доску.
- Кто знает, как называются эти группы? (Отв.)
На доске схема (животные: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся,
рыбы, птицы, звери )
- Что можете сказать об этих группах? (Отв.)
- Какой вопрос задаем к этим группам? ( «Кто?» Эти сущ. одушевл.)