kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока /русский язык и окружающий урок/.

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Русский язык и окружающий мир

              ( интегрированный урок ) 3 класс .

Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные.              

              Разнообразие животных.»

Цели: Учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена    

            существительные, повторить и систематизировать знания о склонении  

            имен существительных, познакомить с группами животных:  

            насекомыми, рыбами, птицами, зверями, земноводными, 

            пресмыкающимися.

Оборудование: интерактивная доска; слайды с изображением животных;  

                            кроссворд; схемы; мультимедийный проектор.

 

                                                Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы будем заниматься  русским языком и окружающим миром одновременно. Это называется интегрированный урок.

     2. Сообщение темы и цели урока.

          - Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Разнообразие животных».

          -Цели урока: научиться распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, повторить и систематизировать знания о склонении имен существительных, познакомиться с группами животных.

  1. Минутка чистописания.

У. –Ребята, откройте тетради, запишите число.

На доске:  Двадцатое апреля.

                       Классная работа.

У. – Какая орфограмма встречается в слове классная ?

( Двойные согласные СС)

У. – Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над строчной и заглавной буквами Сс.

     -Спишите с доски, продолжите цепочку: (следить за осанкой)

На доске: Сс Сс

                 ссс ссс ссс

  1. Работа над новым материалом.

У. –Ребята, посмотрите на доску.

На доске запись:

 Весной расцветают красивые подснежники.

    -Прочитайте предложение (читает вслух один ученик).

     -Какое это предложение по цели высказывания?

 ( Повествовательное.)

У. –Запишите это предложение в тетрадь, разберите по членам, подчеркните. (подчеркивает у доски один ученик)

У. -Ребята, что такое подснежник?

( Весенний цветок.)

У. – К какой части речи относится?

(Имя существительное.)

У. –Какой вопрос задаем к слову? ( Что?)

 

У. – К какой группе мы его отнесем?

( Это растение.)

5. Словарная работа (кроссворд).  

У. –Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (кроссворд)

       Кроссворд на тему: «Растения».

     - Давайте попробуем разгадать его. Я буду загадывать загадки, а вы называйте отгадки. Т.к. кроссворд у нас высоко, я сама буду записывать на доске, а вы, диктуя себе и, проговаривая слова по слогам, записывайте в тетради. 

   У. -1.Весь в пыли, хоть сил немного,

         У дороги он стоит.

         У него согнулись ноги, неприметен он на вид.

         Не браня судьбу лихую,

         Он доволен жизнью всей,

         Раны, ссадины врачует

         Ежедневно у людей.  (подорожник)

     2.Не огонь, а жжется. (крапива)

      3.Красная девица сидит в темнице,

         А коса на улице.   (морковь)

      4.Стоит в саду кудряшка-

         Белая рубашка,

         Сердечко золотое,

          Что это такое?

      5.   Уродилась я на славу:

             Голова бела, кудрява.

             Кто любит щи –

             Меня в них ищи.   (капуста)

      6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

          Что за ягодка?   ( рябина )

       7. Белые горошки на зеленых ножках.     ( ландыш)

       8. Маленький, горький, луку брат.  ( чеснок )

6. Работа над новым материалом.

У. – Молодцы, ребята, разгадали кроссворд.

     К какой части речи относятся эти слова? ( имена сущ.)

    

- Еще что можете сказать? (словарные слова)

-Определите склонение  этих сущ. Для этого надо вспомнить, какие им. сущ. относятся к 1-му, 2-му и 3-ему скл. (Отв.) - На какой вопрос отвечают? (Что?)

Имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевленными, т.е. у них нет души.

 им. делите склонение  этих сущ. Для этого надо вспомнить какиило                                                     онении им

- Прочитайте слово в выделенных клетках. (животные)

- На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)

 Имена сущ., которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными, т.е. у них есть душа.

- Кто знает, как называется наука о животных? ( Отв.)

- Наука о животных называется – зоология.

- Запишите в тетрадь это слово. (записывают)

- Что можете сказать об этом слове?

( Это имя сущ., ж.р., 1 скл., отвечает на вопрос «что?»- неодушевленное.)

У. – Оказывается, все животные делятся на группы. Посмотрите на доску.

     - Кто знает, как называются эти группы? (Отв.)

На доске схема (животные: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся,   

                              рыбы, птицы, звери )

- Что можете сказать об этих группах? (Отв.)

- Какой вопрос задаем к этим группам? ( «Кто?» Эти сущ. одушевл.)

Запишите.

Кто: насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.

-Какие качества человек должен проявлять к животным? ( Отв.)

-Где обитают эти животные? (Отв.)

На доске схема (среда обитания: лес, луг, степь, вода, воздух, земля.)

 -К какой части речи относятся эти слова? ( Имена сущ.)

- Какой вопрос задаем к этим словам? Почему? («Что?» Неодушевленные.)

-В какой природной зоне мы живем? ( В степи.)   

7. Физминутка.

8. Самостоятельная работа. (карточки)

На доске словосочетания (прил.+сущ.): Глубокая нора, трусливый заяц, синее небо, быстрый сайгак, пестрая бабочка, серый журавль, яркая молния, весенний дождь.

ЗАДАНИЕ: Выписать имена существительные в два столбика.

                     1столбик- Кто?                         2 столбик- Что?

-Прочитайте сущ., которые записали в 1-ый столбик? Какие они? ( одуш.)

- Какие во 2-ой столбик? ( неодуш.)

На доске появляются правильные ответы.

- Кого обозначают эти одушевленные существительные? (животных)

- В нашей местности эти животные обитают? (да)

- Давайте остановимся на одном из этих животных. Это животное – сайгак. ( калм.)

- Что вы можете сказать о сайгаке? ( Отв.)

- Еще какие животные обитают в нашей степи? ( Отв.(можно по-калм.)

На доске: слайды с изображ. животных нашей местности.

- К каким группам относятся эти животные? ( Отв.)

8. Игра «Матрешка».

     У. – А сейчас, давайте поиграем в игру. Игра называется «Матрешка». Вы знаете, что такое «матрешка»? ( Отв.)

- В нашем языке тоже есть слова, похожие на «матрешку», т.е. внутри слова спрятаны другие слова.

Посмотрите на доску:

На доске слова: черемуха, коньки, шутка ,бойкот, банкрот.

- К какой части речи относятся слова? ( Имена существительные.)

- На какой вопрос отвечают? ( Что? Неодушевленные).

- Ребята, вам надо внутри этих слов найти другие слова.

- Например, черемуха-муха, …, и т. д.

9. Итог урока.

У. – О чем мы сегодня говорили на уроке? ( Отв.)

     - Что нового узнали? ( Отв.)

     - На какие 2 группы делятся имена сущ.? ( одуш. и неодуш.)

     - Какие имена сущ. относятся к одуш.? Какие к неодушевленным? ( Отв.)

На доске схема: Имя существительное – одуш.(кто?), неодуш.(что?)

( Все предметы делятся на 2 большие группы: одуш. и неодуш. -

 К 1-ой группе относятся им. сущ., которые обозначают: живые предметы, т.е. животные, люди.

 Ко 2-ой группе относятся им. сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира.)  

У.- Все животные так же делятся на группы. Какие? ( отв.)

    - Что вам понравилось на уроке? (отв.)

10. Домашнее задание. 

    У. –Написать сочинение о своем любимом животном.

          Оценки за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект интегрированного урока /русский язык и окружающий урок/. »

Русский язык и окружающий мир

( интегрированный урок ) 3 класс .


Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Разнообразие животных.»

Цели: Учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена

существительные, повторить и систематизировать знания о склонении

имен существительных, познакомить с группами животных:

насекомыми, рыбами, птицами, зверями, земноводными,

пресмыкающимися.

Оборудование: интерактивная доска; слайды с изображением животных;

кроссворд; схемы; мультимедийный проектор.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы будем заниматься русским языком и окружающим миром одновременно. Это называется интегрированный урок.


2. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Разнообразие животных».

-Цели урока: научиться распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, повторить и систематизировать знания о склонении имен существительных, познакомиться с группами животных.

  1. Минутка чистописания.

У. –Ребята, откройте тетради, запишите число.

На доске: Двадцатое апреля.

Классная работа.

У. – Какая орфограмма встречается в слове классная ?

( Двойные согласные СС)

У. – Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над строчной и заглавной буквами Сс.

-Спишите с доски, продолжите цепочку: (следить за осанкой)

На доске: Сс Сс

ссс ссс ссс


  1. Работа над новым материалом.

У. –Ребята, посмотрите на доску.


На доске запись:

Весной расцветают красивые подснежники.


-Прочитайте предложение (читает вслух один ученик).

-Какое это предложение по цели высказывания?

( Повествовательное.)

У. –Запишите это предложение в тетрадь, разберите по членам, подчеркните. (подчеркивает у доски один ученик)


У. -Ребята, что такое подснежник?

( Весенний цветок.)

У. – К какой части речи относится?

(Имя существительное.)

У. –Какой вопрос задаем к слову? ( Что?)


У. – К какой группе мы его отнесем?

( Это растение.)


5. Словарная работа (кроссворд).

У. –Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (кроссворд)

Кроссворд на тему: «Растения».

- Давайте попробуем разгадать его. Я буду загадывать загадки, а вы называйте отгадки. Т.к. кроссворд у нас высоко, я сама буду записывать на доске, а вы, диктуя себе и, проговаривая слова по слогам, записывайте в тетради.

У. -1.Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он стоит.

У него согнулись ноги, неприметен он на вид.

Не браня судьбу лихую,

Он доволен жизнью всей,

Раны, ссадины врачует

Ежедневно у людей. (подорожник)

2.Не огонь, а жжется. (крапива)


3.Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (морковь)


4.Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?


5. Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (капуста)


6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

Что за ягодка? ( рябина )


7. Белые горошки на зеленых ножках. ( ландыш)


8. Маленький, горький, луку брат. ( чеснок )


6. Работа над новым материалом.

У. – Молодцы, ребята, разгадали кроссворд.

К какой части речи относятся эти слова? ( имена сущ.)

- Еще что можете сказать? (словарные слова)


- Определите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить, какие им. сущ. относятся к 1-му, 2-му и 3-ему скл. (Отв.) - На какой вопрос отвечают? (Что?)


Имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевленными, т.е. у них нет души.

им. делите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить какиило онении им

- Прочитайте слово в выделенных клетках. (животные)

- На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)


Имена сущ., которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными, т.е. у них есть душа.


- Кто знает, как называется наука о животных? ( Отв.)

- Наука о животных называется – зоология.


- Запишите в тетрадь это слово. (записывают)

- Что можете сказать об этом слове?

( Это имя сущ., ж.р., 1 скл., отвечает на вопрос «что?»- неодушевленное.)


У. – Оказывается, все животные делятся на группы. Посмотрите на доску.

- Кто знает, как называются эти группы? (Отв.)

На доске схема (животные: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся,

рыбы, птицы, звери )


- Что можете сказать об этих группах? (Отв.)

- Какой вопрос задаем к этим группам? ( «Кто?» Эти сущ. одушевл.)


Запишите.

Кто: насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.


-Какие качества человек должен проявлять к животным? ( Отв.)

-Где обитают эти животные? (Отв.)


На доске схема (среда обитания: лес, луг, степь, вода, воздух, земля.)


-К какой части речи относятся эти слова? ( Имена сущ.)

- Какой вопрос задаем к этим словам? Почему? («Что?» Неодушевленные.)

-В какой природной зоне мы живем? ( В степи.)

7. Физминутка.


8. Самостоятельная работа. (карточки)


На доске словосочетания (прил.+сущ.): Глубокая нора, трусливый заяц, синее небо, быстрый сайгак, пестрая бабочка, серый журавль, яркая молния, весенний дождь.


ЗАДАНИЕ: Выписать имена существительные в два столбика.

1столбик- Кто? 2 столбик- Что?


-Прочитайте сущ., которые записали в 1-ый столбик? Какие они? ( одуш.)

- Какие во 2-ой столбик? ( неодуш.)

На доске появляются правильные ответы.


- Кого обозначают эти одушевленные существительные? (животных)

- В нашей местности эти животные обитают? (да)


- Давайте остановимся на одном из этих животных. Это животное – сайгак. ( калм.)

- Что вы можете сказать о сайгаке? ( Отв.)

- Еще какие животные обитают в нашей степи? ( Отв.(можно по-калм.)


На доске: слайды с изображ. животных нашей местности.


- К каким группам относятся эти животные? ( Отв.)


8. Игра «Матрешка».

У. – А сейчас, давайте поиграем в игру. Игра называется «Матрешка». Вы знаете, что такое «матрешка»? ( Отв.)

- В нашем языке тоже есть слова, похожие на «матрешку», т.е. внутри слова спрятаны другие слова.

Посмотрите на доску:

На доске слова: черемуха, коньки, шутка ,бойкот, банкрот.


- К какой части речи относятся слова? ( Имена существительные.)

- На какой вопрос отвечают? ( Что? Неодушевленные).

- Ребята, вам надо внутри этих слов найти другие слова.

- Например, черемуха-муха, …, и т. д.


9. Итог урока.

У. – О чем мы сегодня говорили на уроке? ( Отв.)

- Что нового узнали? ( Отв.)

- На какие 2 группы делятся имена сущ.? ( одуш. и неодуш.)

- Какие имена сущ. относятся к одуш.? Какие к неодушевленным? ( Отв.)


На доске схема: Имя существительное – одуш.(кто?), неодуш.(что?)


( Все предметы делятся на 2 большие группы: одуш. и неодуш. -

К 1-ой группе относятся им. сущ., которые обозначают: живые предметы, т.е. животные, люди.

Ко 2-ой группе относятся им. сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира.)


У.- Все животные так же делятся на группы. Какие? ( отв.)


- Что вам понравилось на уроке? (отв.)


10. Домашнее задание.

У. –Написать сочинение о своем любимом животном.


Оценки за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект интегрированного урока /русский язык и окружающий урок/.

Автор: Мангутова Байрта Ивановна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiie-poznavatiel-nogo-intieriesa-uchashchikhsia-siel-skoi-shkoly-chieriez-proviedieniie-intiegrirovannykh-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239519"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444813795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства на тему: «Одна и две нн   в суффиксах прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-i-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-odna-i-dvie-nn-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "137809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417436990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "План-конспект интегрированного урока (русский язык, окружающий мир, 2 класс) "
    ["seo_title"] => string(82) "plan-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkii-iazyk-okruzhaiushchii-mir-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438788347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект интегрированного урока русского языка в 1 классе по теме: "Звуки и буквы""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiektintieghrirovannoghourokarusskoghoiazykav1klassiepotiemiezvukiibukvy"
    ["file_id"] => string(6) "290679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455011527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства