Русский язык и окружающий мир
( интегрированный урок ) 3 класс .
Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Разнообразие животных.»
Цели: Учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена
существительные, повторить и систематизировать знания о склонении
имен существительных, познакомить с группами животных:
насекомыми, рыбами, птицами, зверями, земноводными,
пресмыкающимися.
Оборудование: интерактивная доска; слайды с изображением животных;
кроссворд; схемы; мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы будем заниматься русским языком и окружающим миром одновременно. Это называется интегрированный урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Разнообразие животных».
-Цели урока: научиться распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, повторить и систематизировать знания о склонении имен существительных, познакомиться с группами животных.
- Минутка чистописания.
У. –Ребята, откройте тетради, запишите число.
На доске: Двадцатое апреля.
Классная работа.
У. – Какая орфограмма встречается в слове классная ?
( Двойные согласные СС)
У. – Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над строчной и заглавной буквами Сс.
-Спишите с доски, продолжите цепочку: (следить за осанкой)
На доске: Сс Сс
ссс ссс ссс
- Работа над новым материалом.
У. –Ребята, посмотрите на доску.
На доске запись:
Весной расцветают красивые подснежники.
-Прочитайте предложение (читает вслух один ученик).
-Какое это предложение по цели высказывания?
( Повествовательное.)
У. –Запишите это предложение в тетрадь, разберите по членам, подчеркните. (подчеркивает у доски один ученик)
У. -Ребята, что такое подснежник?
( Весенний цветок.)
У. – К какой части речи относится?
(Имя существительное.)
У. –Какой вопрос задаем к слову? ( Что?)
У. – К какой группе мы его отнесем?
( Это растение.)
5. Словарная работа (кроссворд).
У. –Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (кроссворд)
Кроссворд на тему: «Растения».
- Давайте попробуем разгадать его. Я буду загадывать загадки, а вы называйте отгадки. Т.к. кроссворд у нас высоко, я сама буду записывать на доске, а вы, диктуя себе и, проговаривая слова по слогам, записывайте в тетради.
У. -1.Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он стоит.
У него согнулись ноги, неприметен он на вид.
Не браня судьбу лихую,
Он доволен жизнью всей,
Раны, ссадины врачует
Ежедневно у людей. (подорожник)
2.Не огонь, а жжется. (крапива)
3.Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
4.Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
5. Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (капуста)
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? ( рябина )
7. Белые горошки на зеленых ножках. ( ландыш)
8. Маленький, горький, луку брат. ( чеснок )
6. Работа над новым материалом.
У. – Молодцы, ребята, разгадали кроссворд.
К какой части речи относятся эти слова? ( имена сущ.)
- Еще что можете сказать? (словарные слова)
-Определите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить, какие им. сущ. относятся к 1-му, 2-му и 3-ему скл. (Отв.) - На какой вопрос отвечают? (Что?)
Имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевленными, т.е. у них нет души.
им. делите склонение этих сущ. Для этого надо вспомнить какиило онении им
- Прочитайте слово в выделенных клетках. (животные)
- На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)
Имена сущ., которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными, т.е. у них есть душа.
- Кто знает, как называется наука о животных? ( Отв.)
- Наука о животных называется – зоология.
- Запишите в тетрадь это слово. (записывают)
- Что можете сказать об этом слове?
( Это имя сущ., ж.р., 1 скл., отвечает на вопрос «что?»- неодушевленное.)
У. – Оказывается, все животные делятся на группы. Посмотрите на доску.
- Кто знает, как называются эти группы? (Отв.)
На доске схема (животные: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся,
рыбы, птицы, звери )
- Что можете сказать об этих группах? (Отв.)
- Какой вопрос задаем к этим группам? ( «Кто?» Эти сущ. одушевл.)
Запишите.
Кто: насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.
-Какие качества человек должен проявлять к животным? ( Отв.)
-Где обитают эти животные? (Отв.)
На доске схема (среда обитания: лес, луг, степь, вода, воздух, земля.)
-К какой части речи относятся эти слова? ( Имена сущ.)
- Какой вопрос задаем к этим словам? Почему? («Что?» Неодушевленные.)
-В какой природной зоне мы живем? ( В степи.)
7. Физминутка.
8. Самостоятельная работа. (карточки)
На доске словосочетания (прил.+сущ.): Глубокая нора, трусливый заяц, синее небо, быстрый сайгак, пестрая бабочка, серый журавль, яркая молния, весенний дождь.
ЗАДАНИЕ: Выписать имена существительные в два столбика.
1столбик- Кто? 2 столбик- Что?
-Прочитайте сущ., которые записали в 1-ый столбик? Какие они? ( одуш.)
- Какие во 2-ой столбик? ( неодуш.)
На доске появляются правильные ответы.
- Кого обозначают эти одушевленные существительные? (животных)
- В нашей местности эти животные обитают? (да)
- Давайте остановимся на одном из этих животных. Это животное – сайгак. ( калм.)
- Что вы можете сказать о сайгаке? ( Отв.)
- Еще какие животные обитают в нашей степи? ( Отв.(можно по-калм.)
На доске: слайды с изображ. животных нашей местности.
- К каким группам относятся эти животные? ( Отв.)
8. Игра «Матрешка».
У. – А сейчас, давайте поиграем в игру. Игра называется «Матрешка». Вы знаете, что такое «матрешка»? ( Отв.)
- В нашем языке тоже есть слова, похожие на «матрешку», т.е. внутри слова спрятаны другие слова.
Посмотрите на доску:
На доске слова: черемуха, коньки, шутка ,бойкот, банкрот.
- К какой части речи относятся слова? ( Имена существительные.)
- На какой вопрос отвечают? ( Что? Неодушевленные).
- Ребята, вам надо внутри этих слов найти другие слова.
- Например, черемуха-муха, …, и т. д.
9. Итог урока.
У. – О чем мы сегодня говорили на уроке? ( Отв.)
- Что нового узнали? ( Отв.)
- На какие 2 группы делятся имена сущ.? ( одуш. и неодуш.)
- Какие имена сущ. относятся к одуш.? Какие к неодушевленным? ( Отв.)
На доске схема: Имя существительное – одуш.(кто?), неодуш.(что?)
( Все предметы делятся на 2 большие группы: одуш. и неодуш. -
К 1-ой группе относятся им. сущ., которые обозначают: живые предметы, т.е. животные, люди.
Ко 2-ой группе относятся им. сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира.)
У.- Все животные так же делятся на группы. Какие? ( отв.)
- Что вам понравилось на уроке? (отв.)
10. Домашнее задание.
У. –Написать сочинение о своем любимом животном.
Оценки за урок.