Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»»
Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»
Ход урока
1. Организационный момент
Дидактическаязадача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).
Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.
- Руки? – На месте!
- Ноги? – На месте!
- Локти? – У края.
- Спинка? – Прямая.
2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.
Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?
Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.
Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве…
Дети. Ч
Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?
Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.
Учитель. Отгадаем вторую загадку.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща-
От леща осталась…
Дети. Щ (ща).
Учитель. Что вы знаете о букве щ?
Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.
Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .
Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?
Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.
Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.
Слайд 3 - 4
На интерактивной доске правописание букв .
Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:
Чч Ччч
Щщ Щщщ
3.Самоопределение к деятельности.
Учитель. Ребята, посмотрите на доску.
Слайд 5-6 (Ребусы)
Какое задание можете предложить?
Ученик. Разгадать ребусы.
Учитель. Попробуем их разгадать.
Ученик. Чашка, щука.
Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?
Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.
Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?
Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.
Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?
Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.
Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
Слайд 7 (картинки животных)
На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.
Учитель. Кто изображён на картинках?
Ученик. Животные.
Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?
Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.
Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.
5. Физкультминутка.
Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).
Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).
Слайд 8
На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.
Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.
Ученик. В них спрятались слоги.
Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?
Ученик. Составить из слогов слова.
Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.
Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?
Ученик. Это такая трава.
Ученик. Это кислое растение.
Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?
Ученик. В толковом словаре.
Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?
Ученик читает значение слова в словаре.
Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение.
Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?
Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)
Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.
Ученик. Маша сорвала щавель.
Ученик. Из щавеля сварили щи.
Ученик. В огороде растёт щавель.
Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?
Ученик. Мне последнее.
Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.
Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)
Что же это за задание?
Ученик. Найти главные слова в предложении.
Учитель. Выполните работу самостоятельно.
Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?
Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.
Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.
Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.
Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?
Дети. Да, конечно.
6. Физкультминутка для глаз
Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…
Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.
А как называется такой лес?
Ученик. Чаща.
Слайд 11
Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.
На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.
Кто же этот невидимка?
Ученик. Дятел.
Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?
Ученик. Дятлы стучат по деревьям.
Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».
Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?
Ученик. Они ищут пищу.
Учитель. Запишите предложение.
Какие правила подчеркнём?
Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.
Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?
Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».
Что понадобится для этой игры?
Ученик. Веер букв.
7. Контроль и самоконтроль полученных знаний
Слайд 12
На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.
Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?
Учитель. Это слова действия.
Учитель. Какое слово «лишнее»?
Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.
8. Итог урока
Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?
Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Учитель. Предлагаю дополнить предложения.
Слайд 13
ЧА – ЩА пиши с буквой …
ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
9. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 14
На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.
Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.