kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторение темы "ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ" в после букварный период

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»»

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

- Руки? – На месте!

- Ноги? – На месте!

- Локти? – У края.

- Спинка? – Прямая.

2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Дети. Ч

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Дети. Щ (ща).

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .

Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?

Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

Слайд 3 - 4

На интерактивной доске правописание букв .

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

Чч Ччч

Щщ Щщщ

3.Самоопределение к деятельности.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 5-6 (Ребусы)

Какое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Слайд 7 (картинки животных)

На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

Учитель. Кто изображён на картинках?

Ученик. Животные.

Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

5. Физкультминутка.

Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.


Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

Слайд 8

На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

Ученик. В них спрятались слоги.

Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

Ученик. Составить из слогов слова.

Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре.

Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

Ученик читает значение слова в словаре.

Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик. Из щавеля сварили щи.

Ученик. В огороде растёт щавель.

Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

Ученик. Мне последнее.

Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

Что же это за задание?

Ученик. Найти главные слова в предложении.

Учитель. Выполните работу самостоятельно.

Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

Дети. Да, конечно.

6. Физкультминутка для глаз

Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

А как называется такой лес?

Ученик. Чаща.

Слайд 11

Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

Кто же этот невидимка?

Ученик. Дятел.

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Учитель. Запишите предложение.

Какие правила подчеркнём?

Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

Что понадобится для этой игры?

Ученик. Веер букв.

7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

Слайд 12

На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Слова на доске:

Ч…йка уш… скач…

уж…н щ…кА тащ…

дач… рощ… кач…ет

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

Учитель. Это слова действия.

Учитель. Какое слово «лишнее»?

Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

8. Итог урока

Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

Слайд 13

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

9. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 14

На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

Учитель. Урок окончен.


Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Автор: Рискова Анна Ивановна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "технологическая  карта урока русского языка по теме " Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "189641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426997385"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" (5 класс)."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_pravopisaniie_pristavok_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "365790"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480874277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Урок русского языка по теме "Правописание падежных форм склоняемых частей речи.Обобщение знаний" (4 класс, УМК "Планета знаний")"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_po_teme_pravopisanie_padezhnykh_form_skloniaemykh_chastei_r"
    ["file_id"] => string(6) "568083"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608570952"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице""
    ["seo_title"] => string(128) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-v-nieopriedieliennoi-formie-i-v-3-m-litsie"
    ["file_id"] => string(6) "269431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450815777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства