Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание падежных форм склоняемых частей речи.Обобщение знаний" (4 класс, УМК "Планета знаний")»
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ СКЛОНЯЕМЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ».
4 КЛАСС, УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ».
Цель: систематизировать знания, полученные в результате изучения склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и местоимение).
Задачи:
Обобщить знания обучающихся о правописании падежных форм имен существительного и прилагательного, выявляя сходства и различия данных частей речи.
Учить решать орфографические задачи и выбирать способ действия при их решении.
Отрабатывать навык ориентироваться в учебнике и справочнике, используя различную информацию.
Формируемые УУД:
1.Личностные УУД
Формирование: положительного отношения и интереса к урокам русского языка,
мотивации к обучению и познанию русского языка; адекватной самооценки;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Развивать умение ориентироваться в материале учебника, выполнять учебные действий в устной и письменной форме.
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, формировать умение осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Знать правописание падежных форм склоняемых частей речи,
алгоритмдействия по побору гласной в безударных падежных
окончаниях склоняемых частей речи.
4.Коммуникативные УУД
Формирование умения работать в паре, умения слушать и слышать, понимать собеседника.
Оборудование и дидактические средства:интерактивная доска, презентация, учебник, схема (алгоритм), клей, карточки с заданиями, листы самооценки работы в паре и работы на уроке.
Ход урока:
Действия педагога
Действия учащихся
1.Организационный момент.
Организую ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
Управляю ситуацией самооценки (1 МИН).
-Ребята, сейчас урок русского языка.
Проверьте и оцените свою готовность. На столе должен лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.
-Кто считает, что он готов к уроку, присаживайтесь.
Эмоциональный настрой на урок
(слайд 1)
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей;
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте;
-самостоятельность подготовки;
-эмоциональный настрой на урок.
2.Актуализация знаний, мотивация (1 мин).
- На протяжении многих последних уроков по какой теме мы работали?
- Как вы считаете, мы получили знание о том, как пишутся безударные падежные окончания склоняемых частей речи?
-На с.70 учебника прочитайте тему сегодняшнего урока.
Слайд 2
-Какую цель урока мы поставим?
-Я предлагаю наши знания обобщить, составив схему, в которой будет прописан алгоритм действий по побору гласной в безударных падежных окончаниях.
-Обобщённые знания в схеме вам будут полезны?
-В чём?
-Что будет нам помощником в достижении цели?
-Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока.
-Рассмотрите страницус.70, составьте план действий.
-После того, как вы составите схему, вам интересно будет проверить, как работает ваша схема?
-Я вам предложу выполнить задание.
-Как мы поймём, что достигли цели?
Ц.: обобщить полученные знания по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи», применить знания на практике.
-Да.
-Будем применять при написании, чтобы грамотно писать.
-Учебник.
-Выполним упр.189 в парах, познакомимся с правилом в красной рамке.
Выполним упр.190-рассмотрим таблицу
Заполним схему.
-Да
-У нас будут знания обобщены в схеме.
4.Решение учебной задачи.(20мин.)
Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий.
Работа по плану.
1.
-Что мы делаем первым?
-Прочитайте задание.
-Как поняли задание?
Организую работу в паре.
Проверяю работу в паре.
2.
-Какое следующее задание будем выполнять?
Организую устную работу с таблицей у.190.Задаю вопросы по таблице.
3.
Организую самостоятельную работу по заполнению схемы (алгоритма) по выбору гласной в безударных падежных окончаниях имён существительных и прилагательных.
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.
-упр.189.
Говорят о том, что нужно сделать.
Выполняют упр. устно в паре.
После самостоятельной работы в паре, ученики отвечают на вопросы упражнения,
оценивают работу в паре.
-упр.190.
Устно работают с таблицей упр.190, отвечая на вопросы учителя.
Работают со схемой.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение алгоритма на практике(10мин).
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
Работа по карточкам
- Посмотрите задания на карточках. Выберите ту карточку, задание которой вы сможете выполнить.
- Одинаковы ли задания по степени сложности?
- Оцените свою уверенность в успехе на полях карточки.
Предлагаю выполнить задание карточки с опорой на алгоритм.
Раздаю карточки с правильным выполнением заданий, предлагаю проверить и оценить свою работу.
Ученики выбирают посильное задание на карточке.
Выполняют задание самостоятельно с опорой на алгоритм.
После выполнения заданий карточки, ученики самостоятельно проверяют правильность выполнения, сравнивая свою карточку с карточкой, где правильно выполнено задание.
Оценивают свою работу.
7. Итог занятий. Рефлексия деятельности(5мин).
Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
-Ребята, какая тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?
-Как вы считаете, достигли мы цели? Почему? Вспомните про критерий.
-Пригодятся ли обобщённые знания? А где?
Стало ли для вас схема полезной, ценной? В чём ценность?
- Действительно, новое знание и умение проверки безударных падежных окончаний сделало вас еще умнее?
Ученики отвечают на вопросы.
8.Оценка (5мин).
Организую итоговую самооценку усвоения и применения знаний с использованием
листов самооценки.
Домашнее задание на доске: с.70 упр.191
Работают с листами самооценки.
Схема (алгоритм)
Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных.
Имя существительное
Имя прилагательное
пПППОП
Поставлю ударение в слове
Поставлю ударение в слове
опа
Окончание ударное
Окончание безударное
Пишу, как слышу
Пишу, как слышу
Окончание безударное
Окончание ударное
Проверяю ударным гласным в окончании существительного того же склонения.
Проверяю ударным гласным в окончании вопроса к имени прилагательному.
Для этого:
1.Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.
Для этого:
1.Определяю, к какому существительному относится прилагательное.
2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже
1ск.- земля, рука;
2скл.- двор, конь;
3скл.- степь
3. Пишу такое окончание, какое и в слове-помощнике.
2.Задаю вопрос от существительного к прилагательному и обращаю внимание на окончание вопроса (оно ударное).
3.Выбираю такое же окончание (или его варианты) в записываемое прилагательное.
Карточка № 1.
ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы.
По узк . й дорог . , за больш . ми сёл . ми, на красив . м автомобил . , у близк . й подруг ., на широк .й кроват . , на ярк . й афиш . , о счастлив . м билет . , на бел . й скатерт . , за дремуч . м лес . м.
О трескуч . х мороз . х (П.п.), у широк . й дорог . ( Р.п.), по узк . й дорожк . (Д.п.), на молод . м клён . (П.п.), в историческ . м музе . (П.п.) , у жарк . й печк . (Р.п.), ранн . м утр . м (Т.п.).