I.Организационный момент. - Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь, с усердием трудитесь! Из десятков разных стран собрались спортсмены к нам. Вам названье вспомнить надо - этот слёт – (Олимпиада) Минутка чистописания Что написано на доске? Кто знает значение слова? Бесперебойную работу на нашей Олимпиаде обеспечивают люди-добровольцы, которых называют ВОЛОНТЕРАМИ. Чтобы стать волонтером, надо знать не только иностранный язык, но и русский. Сегодня для вас представилась возможность проверить себя и показать свои знания по умению объяснить гостям - иностранцам фразеологизмы – материал прошлого урока. - Что такое фразеологизмы и для чего они нужны? Чтобы иностранцы разобрались в значении фразеологизмов, поработайте в группах по плану: 1. Соедините фразеологизмы их толкованием. 2. Какие фразеологизмы подходят к спортсменам, болельщикам? (Приложение 1) | Проверяет готовность класса к уроку, пишет на доске образцы чистописания. Эмоционально настраивает детей о том, что они являются свидетелями великого исторического события – зимней олимпиады в Сочи. (Слайд «Волонтеры») Учитель обеспечивает мотивацию выполнения задания. Фронтальный опрос | Дети желают друг другу удачи. Дети проверяют готовность к уроку., записывают число, буквы для чистописания: Тт Оо Вв Оо Лл Рр Нн Ёё Дети читают слово ВОЛОНТЕР и объясняют значение слова, говорят о Зимних Олимпийских играх и изъявляют желание попробовать свои силы в изучении предмета. Ответы: это устойчивые выражения делают речь богатой, выразительной. | ЛУУД: формировать учебно-познавательные мотивы КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
II.Этап мотивации и целеполагания. фразеологизмы: Работа в группах: 1-2 группа: Реветь белугой – громко кричать, Высунув язык - бежать из последних сил, бить баклуши – бездельничать. 3-4 группа: В самое яблочко - попасть в цель, Сидеть как на иголках – переживать, нервничать, взяться за ум – стать благоразумнее. 5-6 группа: Душа в пятки ушла - испугаться очень за кого-то, второе дыхание - прилив сил и бодрости, зарубить на носу – запомнить. Проверка: на слайде Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки: На ледяной площадке крик, К воротам рвется ученик. Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!" Веселая игра ... (хоккей) Про этот спорт, Я много слышал: Воздушный акробат на лыжах. (Фристайл) Вопрос нелегкий у меня, Как это называют, Когда спортсмены на санях По желобу съезжают? (Бобслей) Очень трудно быть, не спорьте, Самым метким в этом спорте. Просто мчаться по лыжне То под силу даже мне. Сам попробуй бегать день, А потом попасть в мишень, Лёжа навзничь, из винтовки. Тут нельзя без тренировки! А мишень тебе не слон Спорт зовётся… (Биатлон) На площадке ледяной игроки метут метлой и по льду гоняют камень. Что за спорт здесь перед нами? (Кёрлинг) Посмотрите: вот герой! Он летит вниз головой животом на санках лёжа,. Страшно так – мороз по коже! (Скелетон) - Обсудите в парах: что объединяет эти слова? Целеполагание. Работа в группах Прочитайте на слайде слова в столбиках: ? ? ? весна лыжи фигурист лето коньки лыжник осень санки биатлонист зима шайба саночник О чём хочется спросить, глядя на эти столбики слов? Попробуйте сформулировать тему урока. Какие бы слова вы написали бы вместо вопросов? Можно ли продолжить эти ряды слов? На какой вопрос отвечают эти слова? - Что еще объединяет эти слова, как их можно назвать одним словом? - Дополните эту группу своими словами. - Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? - Правильно! Сегодня мы будем учиться составлять тематические группы слов. Физминутка – игра «Дрозд» Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга! | Учитель контролирует работу групп, помогает при необходимости четко сформулировать ответ, благодарит за работу. Покажите смайликами, как справились с заданием . Учитель читает загадки. Отгадки иллюстрируются слайдом презентации. Организует выполнение работы. и обсуждение в парах. Учитель предлагает объединить и разделить слова на группы. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Учитель подводит к выводу, что не все группы слов имеют продолжение: в 1 группе всего 4 слова. Сколько слов будет в группе «Олимпийские медали»? Учитель напоминает о том, что волонтеры – приветливые и общительные и предлагает игру «Дрозд» | Дети читают на карточках выражения, обсуждают и дают свой ответ, соединяют стрелкой фразеологизмы с их значением. Показывают самооценку при помощи смайликов. Самооценка деятельности Отгадывают индивидуально загадки и записывают отгадки, ставя ударение, выделяя орфограммы Словарь: хоккей, фристайл, бобслей, биатлон, керлинг, скелетон. Выполняют задание: объединяет слово спорт, олимпиада. Различные варианты выполнения: санный спорт, ледовый, лыжный. Дети делают вывод, что только 3 слова: золото, серебро, бронза. Делают предположения: будем ставить вопросы к словам, составлять тематические группы слов, объединять слова по темам Дети предлагают написать слова – обобщения: времена года, спортивные товары, вещи. , спортсмены, люди, олимпийцы и т.д. Дети выбирают себе пару по симпатии и повторяют слова и движения. | ЛУУД: формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; ПУУД: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель РУУД: учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу РУУД: учить, в сотрудничестве с товарищем по парте решать учебную задачу ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы. ЛУУД: формировать способность к толерантному отношению к одноклассникам |
III Этап Открытие новых знаний и способов действий Работа в парах Чтение правила по учебнику стр. 39 Прочитайте самостоятельно сообщение профессора Самоварова. Обсудите в парах вопрос: как объединяют слова в группы? Работа по учебнику . стр. 39 Посмотрите на рисунки: на какие группы можно разделить данные предметы? Задание: выписать словарные слова по теме «Транспорт» Продолжите список слов по теме «Транспорт»: Физминутка. Массаж рук с помощью массажного шарика Су - Джок | Учитель подводит к тому, что на уроке надо объединять группы по лексическому значению. Опрашивает самую дружную пару. Парная работа. Проверка по слайду: Транспорт – это автобус, метро, трамвай. Организует работу с теми, кто выполнил задание. Контролирует добросовестность выполнения массажа рук. | Чтение в парах, обсуждение. Делают вывод: слова в русском языке можно объединять в группы по разным признакам и темам. Дети распределяют: МАШИНЫ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ. Дети проговаривают: грузовой автомобиль, трамвай, метро, пожарная машина, снегоуборочная машина, полицейская машина, автобусы. Дети дополняют: троллейбус, такси, канатная дорога, фуникулер Дети самостоятельно массажируют ладони, кисти рук, пальцы. | ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы. КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: формировать способность к сохранению своего здоровья через добросовестное выполнение упражнения . |
IV IЭтап актуализации новых знаний Работа в группах с набором карточек на тему «Виды спорта»: 1-2 группа: выберите ледовые виды спорта 3-4 группа: выберите лыжные виды спорта 5-6 группа: выберите санные виды спорта Задание: выбрать виды спорта по заданию для групп: Керлинг, бобслей, скелетон, шорт-трек, фигурное катание, сноубординг, хоккей, санный порт, слалом, марафон, трамплин. | V.Этап первичного закрепления. Самостоятельная работа по карточкам по вариантам: (Приложение 2) Вставь пропущенные буквы и зачеркни лишнее слово: 1 вариант: К..ньки, лыж.., санки, конструктор. Биатлонист, маш..нист, сноубордист. Велосипед. к..ток, трамплин. Трибуна, арена, гор..д. Оценка ученика ___ учителя _____ 2 вариант: Напиши общее слово: Каска, шлем, шапка – это _____________________. Хоккеист, лыжник,саночник - это ___________. Прятки, салки, вышибалы – это _______________. Плющенко, Траньков, Волосожар – это _______. Оценка ученика ___ учителя _____ | Организует самостоятельную работу, выслушивает ответы. Проверяет правильность выполнения по принципу первенства. Организует самостоятельную работу, консультирует слабых учащихся, направляет их работу. Оценивание после урока. Физминутка «Ванька – встанька» На летние виды спорта садимся на корточки. На зимние – встаем, руки вверх тянем: бокс, хоккей, легкая атлетика, прыжки с трамплина, плавание, гребля на байдарках, шорт-трек, гандбол, теннис, лыжное двоеборье. | Выполняют задание и показывают: 1-2 группа: керлинг, хоккей, фигурное катание, шорт-трек 3-4 группа: сноубординг, слалом, марафон, трамплин 5-6 группа: бобслей, скелетон, санный спорт. Дети работают самостоятельно. В конце карточки ставят свою оценку. Сдают вместе тетрадью в конце урока. Индивидуальная работа для сильных учащихся: Составить группу слов по теме: «Страны – участницы олимпиады»., «Спортивный инвентарь», олимпийские чемпионы Сочи – 2014. | КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ЛУУД: - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности) |
VI. Этап подведения итогов. Рефлексия. Подведем итоги. Оцените свою активность на уроке на полях тетради при помощи «волшебной линеечки». - Как вы объясните, что такое тематическая группа слов? - Что надо знать, чтобы правильно составить такую группу? - Для чего люди объединяют слова в группы? -Как одним словом назвать все слова, с которыми вы работали на уроке? - А можно ли нам воспользоваться проработанным материалом и сделать что-нибудь хорошее для школы, как это делают волонтеры? - Вы заметили, что в рекреации начальной школы нет ни одного стенда о зимней олимпиаде. И не все ребята знают победителей, виды спорта. А хотите стать инициаторами оформления информационного стенда о великом историческом событии? Мы обязательно его сфотографируем и выложим на сайте школы. Итак, вы стоите перед возможностью выполнить полезное дело, достойное волонтеров. Домашнее задание: поиск материала по выбранной вами рубрике вместе с родителями. Написать на листочках. - Оцените свое настроение с помощью смайликов: | Организует фронтальную работу. Учитель подводит детей к теме «Спорт, олимпиада» Учитель предлагает остановиться на теме «Зимняя олимпиада – 2014» или «Сочи – 2014» Учитель благодарит за работу и поощряет словесной оценкой самых активных и инициативных учащихся. | Чертят на полях тетради вертикальный отрезок и ставят крестик вверху, в середине или внизу. Объясняют свой выбор Дети отвечают: это слова, объединенные в группы по разным признакам, значению. Надо много читать, расширять словарный запас, узнавать значения слов. Дети принимают участие в обсуждении рубрик стенда. Примерные предложения: Чемпионы. Победители, виды спорта. Загадки о спорте. Эмблема Талисманы. Девиз. Дети показывают смайлики, созвучные с их настроением. | ЛУУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы. КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: формировать способность к самооценке настроения на основе критерия успешности учебной деятельности. |