kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся знакомятся с понятием «род имён существительных», «женский род», «мужской род», «средний род». В ходе практических упражнений учатся определять род у имён существительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Род имён существительных"»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


Учитель: Ожегова Ирина Владимировна


Место проведения: МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы», 3 «Б» класс


Дата проведения: 10.02.2015г.


Программа: ОС «Школа 2100».


Предмет: Русский язык


Тема урока: Род имён существительных


Тип урока: Урок изучения нового материала.


Характеристика урока: 1 урок (всего 3 урока) в теме «Род имён существительных» и 9 урок в разделе «Части речи». В ходе урока обучающиеся знакомятся с понятием «род имён существительных», «женский род», «мужской род», «средний род». В ходе практических упражнений учатся определять род у имён существительных.


Цель: Формирование понятия «род имён существительных» на основе видовых понятий – существительные мужского, женского и среднего рода, развитие умений выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов.

Задачи:

Образовательные - учить определять род имён существительных, расширять кругозор обучающихся;

Развивающие - развивать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы; развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные - воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение слушать другу друга, умение работать в паре и в группе, воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;


Планируемый результат:

Предметные результаты:

Обучающиеся закрепят знания об имени существительном, постоянных и непостоянных признаках имён существительных;

Научатся распознавать существительные мужского рода, женского, среднего рода; самостоятельно подбирать имена существительные разных родов; классифицировать имена существительные по родам.

Метапредметные результаты:

Результатами изучения темы является формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Личностные: принятие своей роли ученика, формирование положительного отношения к процессу познания, мотива учебной деятельности, личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, самостоятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Познавательные: умение структурировать свои знания по теме, ориентироваться в системе своих знаний, умение действовать по схеме, заданному плану, выстраивать стратегию для дальнейшего выполнения соответствующих действий.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания, умение слушать учителя, класс, собеседника, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.


Методы:

Словесный, частично-поисковый, деятельностный, иллюстративный.


Формы работы:

Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа, коллективная работа.


Основные понятия: Мужской, женский, средний род, слова-помощники он, мой, она, моя, оно, моё, непостоянный признак.


Межпредметные связи: окружающий мир


Используемые технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ, деятельностного метода обучения, проблемное обучение, технология оценивания образовательных успехов, здоровьесберегающие технологии, игровое обучение, дифференцированное обучение.


Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык» для 3 класса (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина), иллюстрации, доска, раздаточный материал.


ХОД УРОКА.


1. Организационный этап

Подравняйтесь, пожалуйста. Проверьте стулья, порядок на парте. Садитесь. Откройте тетради, проверьте запись числа.


2. Этап целеполагания

Ребята, представляете, сегодня идя в школу на работу, мне дорогу перебежала чёрная кошка. В народе говорят – что-то пойдёт не так, как задумывалось. Я в приметы не верю, но в народе такое мнение бытует. А какие приметы вы знаете? (выслушиваю ответы детей)

А вот ещё одна примета. Если на пол упала ложка или вилка, то придёт женщина, а если нож – мужчина. Как вы думаете, почему именно так, а не наоборот?

С какой частью речи мы работаем на уроках русского языка?

Как вы думаете, о каком новом для нас признаке имён существительных мы будем сегодня говорить, какова будет тема нашего урока? (Род имён существительных).

Какие вопросы сразу у вас возникают, глядя на тему нашего урока? (записываю ответы детей)

1.Какого рода бывают имена сущ.

2.Род-это постоянный признак имён сущ.

3.Как определить род имён сущ.

4.У всех имён сущ. можно определить род.


Сравним их с авторскими. Откройте стр. 196, параграф 19.

Какого вопроса у вас не возникло?

Хотите узнать ответ на этот вопрос? (дописываю)

Исходя из этих вопросов, какова цель урока?

(Сформировать понятие о роде имён существительных, учиться определять род имён существительных).


Тема «Род имён существительных » рассчитана на 3 урока. Поэтому мы продолжим и на последующих уроках расширять знания по данной теме. Но как вы думаете, какое умение у каждого из вас в конце изучения темы должно быть сформировано? (Умение без ошибок определять род имён сущ.)

И свои знания и умения вы продемонстрируете в проверочной работе по данной теме.


Вернёмся к нашим вопросам. Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо действовать по плану. Давайте составим его:

1.Повторить, что такое имя существительное. Какие признаки есть у имени существительного.

2.Наблюдать за именами существительными.

3.Делать выводы.

4.Применить полученные знания.


3. Этап повторения изученного материала

Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном, поэтому согласно нашего плана, повторим, что мы знаем об имени существительном.


Работа в парах с карточками (на одной стороне написано понятие, а на другой определение)

Сначала второй вариант рассказывает все правила первому, затем вы меняетесь ролями.

После работы оцените друг друга.


В это время за компьютером работает …


(работа детей в парах и за компьютером)

(После выполнения работы за компьютером предлагаю ученику оценить свою работу).


… оцени свою работу.


4. Этап изучения нового материала

Переходим к следующему пункту плана, наблюдение за именами существительным.

Прочитайте слова на доске.


Колокольчик, сочинение, польза, конь, пение, Вася, удочка, дядя, бельё, Андрюша, повесть, копьё, золото, дедушка, лошадь, тётя, кружево, дитя, Дарья, имя.


Попробуйте разбить эти слова на группы по новому для нас признаку и запишите эти группы в тетради столбиками. В каждом слове выделите окончание.


Кто затрудняется, воспользуйтесь подсказкой, которая находится в конверте.

Подсказка:

В первый столбик запиши слова, к которым можно подставить слова-помощники

он, мой.

Например: он, мой колокольчик. Пишу слово колокольчик в тетрадь в первый столбик.


Во второй столбик запиши слова, к которым можно подставить слова-помощники

она, моя.

Например: она, моя польза. Пишу слово польза в тетрадь, во второй столбик.


В третий столбик запиши слова, к которым можно подставить слова-помощники

оно, моё.

Например, оно, моё сочинение. Пишу слово сочинение в третий столбик.


Проверка задания.

Какие группы у вас получились?

Поднимите руку, у кого так же.

Как вы определили, что эти слова должны быть в одной группе?

Кого мы в жизни называем он?

Как назовём эти существительные? (существительные мужского рода)

Какие окончания имеют имена существительные мужского рода?


Как вы определили, что эти слова должны быть в данной группе?

Кого мы в жизни называем она?

Как назовём эти сущ.? (сущ. женского рода)

Какие окончания имеют имена сущ. ж.р.?


Как вы определили, что эти слова должны быть в данной группе?

Эти сущ. и не м. р. и не ж.р., кто слышал, как такие существительные называют?

(сущ. среднего рода)

Какие окончания имеют имена сущ. ср.р.?


Сформулируйте правило на основе опорной схемы, какого рода бывают имена сущ., какие окончания они имеют.

Сравним свои выводы с авторским, откройте стр. 23, прочитайте вывод самостоятельно и сравните с тем, который вы сформулировали.

(чтение вывода в учебнике)


Что вы можете сказать?

Итак, как же вы будете действовать при определении рода имён сущ.?

А где это умение вам может пригодиться?

Итак, на какие вопросы, которые мы задали в начале урока, уже ответили?


Ребята, а знаете ли вы, что есть языки, где вообще нет родов – это английский язык и китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. А в некоторых языках народа Африки количество родов доходит до 40.


5. Этап первичного закрепления пройденного материала

А теперь давайте немного отдохнём. Девочки встаньте, пожалуйста, оглядитесь вокруг, а теперь пройдитесь по классу и снимите со стены изображения предметов ж.р. встаньте у доски, а мальчики проверят правильность выполнения задания знаками +, -.


Теперь то же самое выполняют мальчики, но берут изображения предметов м.р. Девочки проверяют задание.


Гости и я – ср.р., я беру слово яблоки. Докажите, что мы выполнили задание правильно.


6. Этап совершенствования приобретённых знаний. Работа в группах.

1, 3, 5 группы выполните задание и сделайте вывод у всех ли имён сущ. можно определить род.

Карточка.

Карандаши, подушки, ножницы, свечи, окна, брюки, сутки, цветы,

духи, моря, города, плоскогубцы.


2, 4, 6 группы выполните задание и сделайте вывод, род имени сущ. – это постоянный или непостоянный признак.

Карточка.

Измените имена существительные. Сделайте вывод.

ед.ч. мн.ч. мн.ч. ед.ч. м.р. ж.р.

стол – ___________ стаканы – ___________ дуб - _____________

друг - ___________ подружки – _________ носорог -__________

улица - __________ ромашки - __________ звездопад - ________

коляска - _________ братья - ____________ олень - ___________

платье - __________ утята - _____________ алфавит - _________

перо- ____________ глаза- ______________ волк - ____________


(выполнение заданий в группах)


Проверка заданий.


А вот одна из групп изменила слова олень – олениха, волк – волчица. Удалось ведь поменять род? (они подобрали однокоренные слова)


7. Итоговый этап урока

В начале урока вы задали вопросы по теме. Теперь вы сможете на эти вопросы самостоятельно ответить?


Блиц-опрос.

Имена сущ. бывают 3 родов. +

К именам сущ. мужского рода можно подставить слова—помощники оно, моё. -

К именам сущ. женского рода можно подставить слова—помощники она, моя. +

К именам сущ. среднего рода можно подставить слова—помощники он, мой. -

Имена сущ. изменяются по родам. -

Чтобы определить род имён сущ. во множественном числе, для этого нужно подобрать родственное слово. –


Взаимопроверка. + - + - - -


8. Домашнее задание. Составить разветвлённый или циклический алгоритм определения рода имён сущ.


9.Рефлексия.

У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41. Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36.6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. Измерьте температуру своего тела и отметьте на градуснике свою температуру.

(дети отмечают температуру)


Поднимите градусники, у кого нормальная температура.

Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ









































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Автор: Ожегова Ирина Владимировна

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме:«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672275"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_3_klasse_po_teme_rod_imion_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "549057"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588940825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(68) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_rod_imion_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "649140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1713376951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока по русскому языку на тему "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_rod_imion_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "392704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487271522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства