Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание ь на конце имен существительных"»
Тема: «Правописание ь на конце имен существительных после шипящих»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.
Характеристика урока: это седьмой урок по теме «Имя существительное». На изучение всей темы отводится 22 часа. На предыдущем уроке учащиеся ознакомились с особенностями написания имен существительных с шипящим на конце.
Цели:
Общеобразовательные:
формировать умение определять род имени существительного,
формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих;
формировать интерес к родному языку, к родному краю;
воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;
Методы обучения:
Наглядный (для повышения внимания к изучающим вопросам)
Словесный (при формировании теоретических и практических знаний)
Практический (для развития практических умений и навыков)
Самостоятельная работа (для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда)
Проблемно-поисковый (для развития самостоятельности мыщления)
Рефлексивный (для выявления степени удовлетворенности)
Формы обучения:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
1.Орг.момент.
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. В тетрадях подпишите число, классная работа.
2. Чистописание.
Ш,ч, ь,ж,щ.
-Назовите одним словом буквы ш,ч,ж,щ.
-Лишняя буква?
3. Постановка темы урока.
-Кто может сказать тему урока? (ь на конце имен существительных)
-Отчего зависит написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих?
-На что указывает ь на конце имен существительных?
4. Работа по теме урока.
Работа в группах.
-У вас на парте лежат карточки . Обсудите в группе, какие слова пропущены и расскажите по схеме правило. Когда в именах существительных после шишящих пишется ь?
Кто? Ж ж.р ь
Что? Ш
Щ м.р ь
Ч
Проверка . (слайд 1)
Рассказ по схеме несколько человек.
Работа с новыми словами
Прочитайте слова (слайд 2 и 3).
Вайгач?, сыч?, лещ?, пихтач?
- Непонятные слова?
-Объяснение значения слов.
Остров Вайгач на границе Баренцева и Карского морей, относится к Архангельской области,в переводе с ненецкого — «остров страшной гибели» или «земля смерти»
В настоящее время на Вайгаче существует лишь один поселок— Варнек, населяющие его ненцы занимаются в основном оленеводством. В поселке есть небольшая мастерская, где можно приобрести ненецкие сувениры. Среди обитателей острова: сокол-сапсан, полярная сова, арктические бабочки, малый лебедь, белый медведь. В водах, омывающих Вайгач, водятся атлантические моржи, кит-горбач, северный синий кит и другие исчезающие жители северных морей.
Пихтач- пихтовый лес. Пихта - хвойное растение. В отличии от других хвойных растений, шишки у пихты растут вверх. Из веточек этого растения делают пихтовое масло, которое используют для лечения некоторых заболеваний.
Сыч- обитатель хвойных лесов, включен в Красную книгу Архангельской области. Питается грызунами, насекомыми, мелкими птицами. По человека, который имеет мрачный , угрюмый вид говорят - как сыч смотрит.
Лещ- речная рыба.
-Запишите слова, вставив вместо знака ? пропущенную букву.(под диктовку)
- Запись слов с комментированием.
-Составьте с любым словом предложении и запишите его в тетрадь.
-Чтение предложений.
-Чье предложение вам понравилось?
Физкультминутка.
Если называю существительное мужского рода , то вы делаете круговые вращения головой, если женского- то повороты в сторону.
Мелочь, глушь, помощь, ткач, врач, дичь, борщ, сторож, речь шалаш, вещь, морж, море.
Упражнение «Добавь словечко»
Все слова должны быть с шипящим звуком на конце.
Запись слов (2 человека с обратной стороны)
-Она бывает детской, устной и письменной ….
- Он бывает тупой или острый….
-Он бывает морской или речной…
- Круглый, упругий…
- Верный, преданный….
-Правда лучше, чем…
-В поле колосится золотистая ….
- После вечера наступает ….
-У матери бывает сын и …
Взаимопроверка.(4 слайд)
-Отчего зависит написание ь на конце имен существительных после шипящих?
-Кто выполнил это задание правильно? (апплодисменты)
Самостоятельная работа по карточкам разного цвета. (слайд 5)
Желтая карточка (самая легкая) .Напишите имена существительные в единственном числе, определите род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Зеленая карточка(средней трудности) Образовать от слов однокоренные имена существительные в ед.числе и указать род.