kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Правописание ь на конце имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.На предудущем уроке обучающиеся ознакомились с особенностями написания ь на конце имен существительных после шипящих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание ь на конце имен существительных"»

Тема: «Правописание ь на конце имен существительных после шипящих»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.

Характеристика урока: это седьмой урок по теме «Имя существительное». На изучение всей темы отводится 22 часа. На предыдущем уроке учащиеся ознакомились с особенностями написания имен существительных с шипящим на конце.

Цели:


Общеобразовательные:

  • формировать умение определять род имени существительного,

  • формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих;


Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы;

  • развивать мыслительные операции (мышление, внимание, память);

  • расширять кругозор учащихся, познавательный интерес;



Воспитательные:

  • формировать интерес к родному языку, к родному краю;

  • воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;


Методы обучения:

  • Наглядный (для повышения внимания к изучающим вопросам)

  • Словесный (при формировании теоретических и практических знаний)

  • Практический (для развития практических умений и навыков)

  • Самостоятельная работа (для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда)

  • Проблемно-поисковый (для развития самостоятельности мыщления)

  • Рефлексивный (для выявления степени удовлетворенности)


Формы обучения:

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Индивидуальная


1.Орг.момент.

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. В тетрадях подпишите число, классная работа.


2. Чистописание.

Ш,ч, ь,ж,щ.

-Назовите одним словом буквы ш,ч,ж,щ.

-Лишняя буква?


3. Постановка темы урока.

-Кто может сказать тему урока? (ь на конце имен существительных)

-Отчего зависит написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих?

-На что указывает ь на конце имен существительных?


4. Работа по теме урока.

  • Работа в группах.

-У вас на парте лежат карточки . Обсудите в группе, какие слова пропущены и расскажите по схеме правило. Когда в именах существительных после шишящих пишется ь?

Кто? Ж ж.р ь

Что? Ш

Щ м.р ь

Ч


Проверка . (слайд 1)

Рассказ по схеме несколько человек.


  • Работа с новыми словами

Прочитайте слова (слайд 2 и 3).

Вайгач?, сыч?, лещ?, пихтач?

- Непонятные слова?

-Объяснение значения слов.

  • Остров Вайгач на границе Баренцева и Карского морей, относится к Архангельской области,в переводе с ненецкого — «остров страшной гибели» или «земля смерти» 

В настоящее время на Вайгаче существует лишь один поселок— Варнек, населяющие его ненцы занимаются в основном оленеводством. В поселке есть небольшая мастерская, где можно приобрести ненецкие сувениры. Среди обитателей острова: сокол-сапсан, полярная сова, арктические бабочки, малый лебедь, белый медведь. В водах, омывающих Вайгач, водятся атлантические моржи, кит-горбач, северный синий кит и другие исчезающие жители северных морей. 

  • Пихтач- пихтовый лес. Пихта - хвойное растение. В отличии от других хвойных растений, шишки у пихты растут вверх. Из веточек этого растения делают пихтовое масло, которое используют для лечения некоторых заболеваний.

  • Сыч- обитатель хвойных лесов, включен в Красную книгу Архангельской области. Питается грызунами, насекомыми, мелкими птицами. По человека, который имеет мрачный , угрюмый вид говорят - как сыч смотрит.

  • Лещ- речная рыба.

-Запишите слова, вставив вместо знака ? пропущенную букву.(под диктовку)

- Запись слов с комментированием.

-Составьте с любым словом предложении и запишите его в тетрадь.

-Чтение предложений.

-Чье предложение вам понравилось?




  • Физкультминутка.

Если называю существительное мужского рода , то вы делаете круговые вращения головой, если женского- то повороты в сторону.

Мелочь, глушь, помощь, ткач, врач, дичь, борщ, сторож, речь шалаш, вещь, морж, море.


Упражнение «Добавь словечко»

Все слова должны быть с шипящим звуком на конце.

Запись слов (2 человека с обратной стороны)

-Она бывает детской, устной и письменной ….

- Он бывает тупой или острый….

-Он бывает морской или речной…

- Круглый, упругий…

- Верный, преданный….

-Правда лучше, чем…

-В поле колосится золотистая ….

- После вечера наступает ….

-У матери бывает сын и …

Взаимопроверка.(4 слайд)

-Отчего зависит написание ь на конце имен существительных после шипящих?

-Кто выполнил это задание правильно? (апплодисменты)



Самостоятельная работа по карточкам разного цвета. (слайд 5)


Желтая карточка (самая легкая) .Напишите имена существительные в единственном числе, определите род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Зеленая карточка(средней трудности) Образовать от слов однокоренные имена существительные в ед.числе и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

Красная карточка (самая трудная ) Подобрать к словам синонимы с шипящим на конце, записать их, определить род.

Доктор, приятель, темнота, охранник, богатырь.


Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше. Проверять будем все вместе.

6 слайд (проверка работ, взаимопроверка.) Хотя вы и выполняли разные задания, ответы должны получится одинаковые.


Дополнительная карточка.

Списать предложения, вставив пропущенные буквы.

Дремлет ч..ткий камыш…, тиш…-безлюдье вокруг.

Грозно вынул страшный страж… свой чернильный карандаш….

Родила царица в ноч… не то сына, не то доч…

Под святыми стол дубовый, печ… с лежанкой изразцовой.




Итог урока.


-Почему у одних существительных, которые заканчиваются на шипящий пишется ь, а у других –нет?

-Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящим на конце?


Рефлексия.(7 слайд)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Правописание ь на конце имен существительных"

Автор: Котвиц Елена Валентиновна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Правописание мягкого знака на конце шипящих имен существительных "
    ["seo_title"] => string(83) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-shipiashchikh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "170640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423577617"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(73) "miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "219811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374090"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestvitelnykh_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "629414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681241042"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства