Конспект урока русского языка по теме "Алфавит"
Класс: 2 класс
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.
Цели урока.
Предметные:
способствовать прочному запоминанию последовательности букв в алфавите;
развитие умения правильно называть буквы;
развитие умения практического использования алфавита.
Регулятивные:
Коммуникативные:
создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий (работать в паре, работать в группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Познавательные:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Фонетическая разминка
- Назовите букву, которая обозначает звуки парные звукам [ф] - [ф, ].
-Назовите букву, которая обозначает мягкий согласный звук в слове плитка .
-Назовите букву безударного гласного, которую вы напишете в корне слова зима .
-Назовите букву, которая обозначает гласные звуки в слове вата . Сколько их?
-Какая буква обозначает твёрдый согласный в слове туча ?
-Какая буква пишется на конце слова жираф ?
В Л И А А Т Ф (карточки с буквами появляются на доске или на интерактивной доске)
-А теперь разгадайте анаграмму.
Дети называют нужные буквы и записывают их в тетрадях.
II.Словарная работа.
-Какое слово получилось?
АЛФАВИТ
-Давайте запишем его. Обозначим ударение и опасные места.
-Что такое алфавит?
-Придумайте предложение с этим словом (одно записать под диктовку)
-Назовите синоним к слову алфавит.(азбука)
Дети записывают слово. Предложение под диктовку, обозначают орфограммы. Один человек работает у доски с последующей самооценкой.
III. Определение темы урока. Целеполагание.
-Определите тему сегодняшнего урока. (Алфавит)
-Тип урока.
- Какие цели мы поставим перед собой?
1) Вспомнить алфавит.
2) Научиться пользоваться им.
Дети под руководством учителя определяют тему урока, его тип, ставят цели
IV. Выдвижение версий.
- Для чего нужно уметь пользоваться алфавитом?
Выслушиваются версии детей
V. Поиск решения (открытие нового знания)
.-Давайте вспомним алфавит. (Используется ЦОР к учебнику "Русский язык" 1 класс авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
-Восстановите алфавит. Назовите буквы.
-Назовите букву, которая находится между буквами ф и ц.
-Перед буквой с.
-Назовите букву, которая стоит на 16-ом месте.
-На 20-ом.
-Дети по очереди выходят к интерактивной доске и
возвращают буквы на место, называя их.
VI.Первичное закрепление
1. Работа с учебником.
а) упр. 144 (устно)
б) упр. 145 (письменно) (расшифровать слово)
Получилось слово букварь.
-Какое отношение букварь имеет к азбуке.
-Зашифруйте слово знания.
в) упр. 146 (устно)
2. Работа в парах.
-Положите перед собой листочки. Запишите слова в тетрадь в алфавитном порядке
Слова: учитель, карандаш, ученик, тетрадь.
Проверка.
-Как вы расположили слова учитель и ученик? Почему?
-Что же нужно делать, если первые буквы в словах одинаковые?
VII.Развитие
умений,
применение
нового знания.
Работа в группах.
а) Деление на группы.
-У каждого из вас есть карточка с буквой. Объединяться вы будете в группы с одинаковыми карточками. Но сначала отгадайте загадки.
I группа.
На прямую палочку справа села галочка, там поныне и сидит, буквой (к) на нас глядит.
II группа.
Вот, посмотрите, кто такой? Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б)
III группа.
-Дрожу от страха до сих пор! - воскликнуло полено.
- Похожа группа на топор. Разрубит непременно! (Р)
IV группа.
Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью:
-Ой! Смотри-ка, что случилось?... Получилась буква (ю)
V группа.
Что за буква светится старым ясным месяцем?(с)
-Разделились на группы. Давайте вспомним правила работы в группах.
Задания:
I группа. Расположить в алфавитном порядке имена членов группы.
II группа. Расположить в алфавитном порядке фамилии членов группы.
III группа . Помочь библиотекарю, расставив на полках книги следующих авторов: Толкиен, Тютчев, Толстой, Линдгрен, Заходер.
IV группа. Расположить в алфавитном порядке названия летних месяцев.
V группа. Расположить в алфавитном порядке дни недели: вторник, среда, воскресенье.
Выслушиваются мнения детей.
Выбранные или назначенные командиры групп
представляют итог работы группы.
Члены групп оценивают свою коллективную работу
VIII. Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какие цели ставили?
-Удалось ли вам достигнуть этих целей?
IX. Домашнее задание
Повторить алфавит.
Зашифровать свои фамилию и имя.
Зашифровать фамилии и имена членов семьи, друзей, одноклассников (дополнительно)