kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Одушевленные  и неодушевленые имена существительные

Задачи:

формировать умение ставить вопросы к именам существительным;

распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

развивать орфографическую зоркость;

повторять ранее изученный материал.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, карточки со словарными словами, картинки с изображением совы, карточки со словами одушевленные, неодушевленные имена существительные “кто?”, “что?”.

  1. Оргмомент.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

 

А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).

Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.Слайд № 3

О сколько нам открытий чудных 
Готовит просвещенья дух,
И опыт– сын ошибок трудных, 
И гений – парадоксов друг.

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.

Вводная гимнастика.

Разотрём свои ладошки
И разбудим пальчики.
Хорошенечко помните,
Девочки и мальчики.

2. Минутка чистописания.

– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти буквы согласные коварные и опасные
И с ними дружат не все гласные.

Жж Шш Чч Щщ (на доске)

– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)

– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые

[ч'] [щ'] – всегда мягкие).

Шарик, Чудов, Женя.

– Что вспомнили?

Дети:Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!

3.Актуализация опорных знаний

-А сейчас мы проверим наш багаж знаний.

Люблю я очень называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама - ответы!

Вопросы эти - «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет

-О чем говорилось в этом стихотворении? (о существительном)

-Что такое имя существительное? (Часть речи)

-Что обозначает имя существительное? (Предмет)

-На какие вопросы отвечает? (Кто?, Что)

– Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Мы уже  знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное».  Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами.

Имя существительное вместе с нами поможет нам открыть ещё один свой  секрет: какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»

Слайд № 6

4.Раота по теме– Начнем исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.

Слайд № 7Слайд № 8

Задания:1 группа:

Воробей, листья, лежит, руки, нос, мышка, мама.

Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?

Слайд №9Давайте проверим.

Слайд № 10Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Слайд № 11Молодцы!

– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.

Слайд № 12(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).

Слайд № 13 (физминутка)Слайд №14

– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. Упр 342.

Слайд № 15– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.

Слайд №  Игра Третий лишний

Кто быстрее всех прочтет,
Слово лишнее найдет:

машина, собака, сорока,
медведь, тюлень, воробьи, 
Вера, Александр, кошка, 
чай, май, книга.

Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Футбол – …футболист

хоккей – …хоккеист

гимнастика –…гимнаст

лыжи – …лыжник

шахматы –…шахматист

Выпишите одушевлённые имена существительные. ~ Как они образовались? ~ 3~

Разберите их по составу.

Минутка творчества: (работа в парах). На каждой парте по одной текст – карточки

 Задание: вставьте подходящие по смыслу имена существительные в текст, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», а потом посмотрим, что у вас получилось. (Несколько детей читают свои карточки.)

Сказка

Жил - был  . Тёмной ночью он пошёл гулять по. Вдруг видит, в луже лежит. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо., нашёл там. Вот смеялся!

Сказка

Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!

Игра «Волшебный лучик» Волшебное солнышко, « Имя существительное», посылает нам свой тёплый лучик, с которым мы сейчас поиграем в игру «Волшебный лучик». Вы будете передавать его друг другу, называя слова, отвечающие на вопрос «кто? » или «что? »

5. Итог урока

На этом наши исследования подошли к концу.

Но мы не прощаемся с волшебным солнышком  « Именем существительным». Оно всегда нам будет светить и откроет нам ещё много своих секретов.

-А какой секрет нам открыло солнышко сегодня? (Имя существительное, обозначает людей и животных, отвечающее на вопрос «кто?», а остальные имена существительные,   отвечают на вопрос «что?»).

  - Ребятки, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.

6.Домашнее задание:   Упр 343

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Урок русского языка



Педагог: Рычер Надежда Карловна Класс 2 Перекатненская средняя школа


Тема урока: Одушевленные и неодушевленые имена существительные

Задачи:

формировать умение ставить вопросы к именам существительным;

распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

развивать орфографическую зоркость;

повторять ранее изученный материал.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, карточки со словарными словами, картинки с изображением совы, карточки со словами одушевленные, неодушевленные имена существительные “кто?”, “что?”.

  1. Оргмомент.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.


А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).

Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.Слайд № 3

О сколько нам открытий чудных 
Готовит просвещенья дух,
И опыт– сын ошибок трудных, 
И гений – парадоксов друг.

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.

Вводная гимнастика.

Разотрём свои ладошки
И разбудим пальчики.
Хорошенечко помните,
Девочки и мальчики.


2. Минутка чистописания.

– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти буквы согласные коварные и опасные
И с ними дружат не все гласные.

Жж Шш Чч Щщ (на доске)

– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)

– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые

[ч'] [щ'] – всегда мягкие).

Шарик, Чудов, Женя.

– Что вспомнили?

Дети:Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!

3.Актуализация опорных знаний

-А сейчас мы проверим наш багаж знаний.

Люблю я очень называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама - ответы!

Вопросы эти - «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет

-О чем говорилось в этом стихотворении? (о существительном)

-Что такое имя существительное? (Часть речи)

-Что обозначает имя существительное? (Предмет)

-На какие вопросы отвечает? (Кто?, Что)

– Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Мы уже  знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное».  Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами.

Имя существительное вместе с нами поможет нам открыть ещё один свой  секрет: какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»

Слайд № 6

4.Раота по теме– Начнем исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.

Слайд № 7Слайд № 8

Задания:1 группа:

Воробей, листья, лежит, руки, нос, мышка, мама.

Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?

Слайд №9Давайте проверим.

Слайд № 10Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Слайд № 11Молодцы!

– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.

Слайд № 12(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).

Слайд № 13 (физминутка)Слайд №14

– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. Упр 342.

Слайд № 15– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.

Слайд № Игра Третий лишний

Кто быстрее всех прочтет,
Слово лишнее найдет:

машина, собака, сорока,
медведь, тюлень, воробьи, 
Вера, Александр, кошка, 
чай, май, книга.

Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Футбол – …футболист

хоккей – …хоккеист

гимнастика –…гимнаст

лыжи – …лыжник

шахматы –…шахматист

 

Выпишите одушевлённые имена существительные. ~ Как они образовались? ~ 3~

Разберите их по составу.


Минутка творчества: (работа в парах). На каждой парте по одной текст – карточки

 Задание: вставьте подходящие по смыслу имена существительные в текст, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», а потом посмотрим, что у вас получилось. (Несколько детей читают свои карточки.)

Сказка

Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!

Сказка

Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!


Игра «Волшебный лучик» Волшебное солнышко, « Имя существительное», посылает нам свой тёплый лучик, с которым мы сейчас поиграем в игру «Волшебный лучик». Вы будете передавать его друг другу, называя слова, отвечающие на вопрос «кто? » или «что? »


5. Итог урока

На этом наши исследования подошли к концу.

Но мы не прощаемся с волшебным солнышком  « Именем существительным». Оно всегда нам будет светить и откроет нам ещё много своих секретов.

-А какой секрет нам открыло солнышко сегодня? (Имя существительное, обозначает людей и животных, отвечающее на вопрос «кто?», а остальные имена существительные,   отвечают на вопрос «что?»).

  - Ребятки, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.

6.Домашнее задание:  Упр 343




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные

Автор: Рычер Надежда Карловна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_sobstviennyie_i_naritsatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "423346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498644999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект  урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "107159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403178379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка: Имена существительные одушевленные и неодушевленные "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie"
    ["file_id"] => string(6) "137690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект интегрированного урока /русский язык и окружающий урок/. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkii-iazyk-i-okruzhaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "162592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422372716"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок одушевлённые и неодушевлённые имена существительные "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "242187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445417343"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства