урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные
Урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные
Тема урока: Одушевленные и неодушевленые имена существительные
Задачи:
формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
развивать орфографическую зоркость;
повторять ранее изученный материал.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, карточки со словарными словами, картинки с изображением совы, карточки со словами одушевленные, неодушевленные имена существительные “кто?”, “что?”.
Оргмомент.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).
Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.
– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.Слайд № 3
О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт– сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг.
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).
– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.
Вводная гимнастика.
Разотрём свои ладошки И разбудим пальчики. Хорошенечко помните, Девочки и мальчики.
2. Минутка чистописания.
– Узнайте, о каких буквах идет речь. Эти буквы согласные коварные и опасные И с ними дружат не все гласные.
Жж Шш Чч Щщ (на доске)
– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)
– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые
[ч'] [щ'] – всегда мягкие).
Шарик, Чудов, Женя.
– Что вспомнили?
Дети:Имена, фамилии, Клички, города. Все с заглавной буквы Пишутся всегда!
3.Актуализация опорных знаний
-А сейчас мы проверим наш багаж знаний.
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама - ответы!
Вопросы эти - «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет
-О чем говорилось в этом стихотворении? (о существительном)
-Что такое имя существительное? (Часть речи)
-Что обозначает имя существительное? (Предмет)
-На какие вопросы отвечает? (Кто?, Что)
– Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Мы уже знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами.
Имя существительное вместе с нами поможет нам открыть ещё один свой секрет: какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»
Слайд № 6
4.Раота по теме– Начнем исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.
Слайд № 7Слайд № 8
Задания:1 группа:
Воробей, листья, лежит, руки, нос, мышка, мама.
Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?
На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?
На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?
Слайд №9Давайте проверим.
Слайд № 10Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
Слайд № 11Молодцы!
– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.
Слайд № 12(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).
Слайд № 13 (физминутка)Слайд №14
– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. Упр 342.
Слайд № 15– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.
Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Футбол – …футболист
хоккей – …хоккеист
гимнастика –…гимнаст
лыжи – …лыжник
шахматы –…шахматист
Выпишите одушевлённые имена существительные. ~ Как они образовались? ~ 3~
Разберите их по составу.
Минутка творчества: (работа в парах). На каждой парте по одной текст – карточки
Задание: вставьте подходящие по смыслу имена существительные в текст, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», а потом посмотрим, что у вас получилось. (Несколько детей читают свои карточки.)
Сказка
Жил - был . Тёмной ночью он пошёл гулять по. Вдруг видит, в луже лежит. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо., нашёл там. Вот смеялся!
Сказка
Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!
Игра «Волшебный лучик» Волшебное солнышко, « Имя существительное», посылает нам свой тёплый лучик, с которым мы сейчас поиграем в игру «Волшебный лучик». Вы будете передавать его друг другу, называя слова, отвечающие на вопрос «кто? » или «что? »
5. Итог урока
На этом наши исследования подошли к концу.
Но мы не прощаемся с волшебным солнышком « Именем существительным». Оно всегда нам будет светить и откроет нам ещё много своих секретов.
-А какой секрет нам открыло солнышко сегодня? (Имя существительное, обозначает людей и животных, отвечающее на вопрос «кто?», а остальные имена существительные, отвечают на вопрос «что?»).
- Ребятки, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.
6.Домашнее задание: Упр 343
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Урок русского языка
Педагог: Рычер Надежда Карловна Класс 2 Перекатненская средняя школа
Тема урока: Одушевленные и неодушевленые имена существительные
Задачи:
формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
развивать орфографическую зоркость;
повторять ранее изученный материал.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, карточки со словарными словами, картинки с изображением совы, карточки со словами одушевленные, неодушевленные имена существительные “кто?”, “что?”.
Оргмомент.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).
Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.
– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.Слайд № 3
О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт– сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг.
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).
– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.
Вводная гимнастика.
Разотрём свои ладошки И разбудим пальчики. Хорошенечко помните, Девочки и мальчики.
2. Минутка чистописания.
– Узнайте, о каких буквах идет речь. Эти буквы согласные коварные и опасные И с ними дружат не все гласные.
Жж Шш Чч Щщ (на доске)
– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)
– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые
[ч'] [щ'] – всегда мягкие).
Шарик, Чудов, Женя.
– Что вспомнили?
Дети:Имена, фамилии, Клички, города. Все с заглавной буквы Пишутся всегда!
3.Актуализация опорных знаний
-А сейчас мы проверим наш багаж знаний.
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама - ответы!
Вопросы эти - «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет
-О чем говорилось в этом стихотворении? (о существительном)
-Что такое имя существительное? (Часть речи)
-Что обозначает имя существительное? (Предмет)
-На какие вопросы отвечает? (Кто?, Что)
– Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Мы уже знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами.
Имя существительное вместе с нами поможет нам открыть ещё один свой секрет: какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»
Слайд № 6
4.Раота по теме– Начнем исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.
Слайд № 7Слайд № 8
Задания:1 группа:
Воробей, листья, лежит, руки, нос, мышка, мама.
Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?
На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?
На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?
Слайд №9Давайте проверим.
Слайд № 10Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
Слайд № 11Молодцы!
– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.
Слайд № 12(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).
Слайд № 13 (физминутка)Слайд №14
– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. Упр 342.
Слайд № 15– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.
Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Футбол –…футболист
хоккей –…хоккеист
гимнастика –…гимнаст
лыжи –…лыжник
шахматы –…шахматист
Выпишите одушевлённые имена существительные. ~ Как они образовались? ~3~
Разберите их по составу.
Минутка творчества: (работа в парах). На каждой парте по одной текст – карточки
Задание: вставьте подходящие по смыслу имена существительные в текст, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», а потом посмотрим, что у вас получилось. (Несколько детей читают свои карточки.)
Сказка
Жил - был ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!
Игра «Волшебный лучик» Волшебное солнышко, « Имя существительное», посылает нам свой тёплый лучик, с которым мы сейчас поиграем в игру «Волшебный лучик». Вы будете передавать его друг другу, называя слова, отвечающие на вопрос «кто? » или «что? »
5. Итог урока
На этом наши исследования подошли к концу.
Но мы не прощаемся с волшебным солнышком « Именем существительным». Оно всегда нам будет светить и откроет нам ещё много своих секретов.
-А какой секрет нам открыло солнышко сегодня? (Имя существительное, обозначает людей и животных, отвечающее на вопрос «кто?», а остальные имена существительные, отвечают на вопрос «что?»).
- Ребятки, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.