Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда»
Рудакова Е.В.
-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме.
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-представлять информацию в виде схемы (алгоритма).
-умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Этапы урока | Содержание урока | Используемые инновационные образовательные технологии | Наглядные пособия, раздаточный материал | | | | |
1.Организационный момент. Рефлексия | Первый прозвенел звонок, Всех позвал нас на урок. Все у парты тихо встали, Глазки на меня подняли. Потянулись, наклонились и остановились. Вот звенит второй звонок, Начинается урок. Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2. | | | | | |
2.Актуализа ция знаний. | - Назовите известные вам орфограммы. - В каких частях слова могут находиться безударные гласные, парные согласные? У вас на партах лежат карточки. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и выделить ту часть слова, в которой находится эта буква. Работать будете в парах. Время на работу одна минута. Закончили, отложили ручки. Переверните свои карточки и проверьте правильность выполнения работы. Самостоятельно оцените свою работу. - В какой части слова были пропущены буквы? | Работа в парах. | Карточки поб..жали, просл..зился, д..ждевик, стри.., каранда.. (несколько вариантов). На обратной стороне ответы и инструкция к оцениванию. | | | |
3.Постановка проблемы урока. | Сейчас мы будем работать со стихотворением, которое поможет нам определить тему урока. У каждого на партах лежат листочки с текстом – это начало стихотворения. Прочитайте текст про себя и подготовьтесь к чтению вслух. Дети хором читают начало стихотворения, учитель читает продолжение. Дети. Здравствуй, солнце красное. Здравствуй, утро ясное. В радостный прелестный день, Заниматься нам не лень. Учитель. - Ещё раз внимательно прочитайте свою часть стихотворения, сравните произношение слов с их написанием, попробуйте найти слова, которые «играют с нами в прятки». Проверка, первичные выводы. - Подумайте, как можно назвать согласные звуки, которые не произносятся в словах? - Какие непроизносимые согласные вам встретились в стихотворении? - Кто сможет сформулировать тему урока? | Проблемно-поисковый метод. | Листочки с текстом: Здравствуй, солнце красное. Здравствуй, утро ясное. В радостный прелестный день, Заниматься нам не лень. | | | | |
4. Открытие нового знания. | На доску выведен текст через проектор. Прочитайте текст, подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты красным цветом. - Как же нам узнать – писать букву или нет? На основе высказываний учеников делается вывод и формулируется правило о проверке непроизносимых согласных. | ИКТ | | | | | |
5.Практичес-кая работа по самостоятельно выведенному правилу. Работа с нэтбуками | Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не произносятся, рядом напишите проверочное слово. ( самостоятельная работа) Проверить правильность выполнения работы нам поможет компьютер. Надо взять нэтбук и вставить пропущенную букву, если красный цвет исчезнет, значит, работу выполнили верно. - В какой части слова находятся непроизносимые согласные? (выделить корень в словах) | Технологии поддержки ребёнка. | | | | | |
6.Физкульт минутка. | Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно. Клювиком почистил пух И опять за парту плюх! Гимнастика для глаз. | Здоровьесберегающие технологии. | | | | | |
7.Сопоставление информации, полученной из учебника и опытным путём. Работа с эти- мологическим словарём. | А теперь самостоятельно прочитайте правило в учебнике на стр. 74. Правильный мы сделали вывод? Из любого правила бывают исключения. Давайте познакомимся с ними. На экране текст: Слово «эскалатор» на экране (не путать с экскаватором). Уточнение лексического значения слов. - Назовите слова с непроизносимыми согласными ( лестница). - Какой согласный не произносится? Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно. Да, таких слов нет. В нашем языке есть слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные – это словарные слова и их написание надо запомнить. Вывешивается таблица. Лестница Праздник Чувство Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах. Б) Как появилась буква В в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь; Проверка. -Самостоятельно придумайте предложения с данными словами, запишите их в тетрадь и подчеркните буквы, которые необходимо запомнить. | | Картинки с изображением эскалатора и экскаватора. Лестница Праздник Чувство | | | | |
8. Развитие устной речи. | Хозяйка леса услышала, что мы говорим о праздниках и прислала нам письмо, послушайте его. « Праздники есть не только у людей, но и у природы. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. Майские грозы. А есть пора в году, когда деревья надевает самые дорогие наряды, а земля покрывается разноцветным ковром.» -О какой это поре? (об осени). Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сейчас в лесу, а вы расскажите о том какова осень в нашем городе, постарайтесь использовать слова с непроизносимыми согласными. ( Устное сочинение – миниатюра.) Проверка (представитель от группы рассказывает сочинение и называет слова с непроизносимыми согласными). | Игровые технологии. Работа в группах. | | | | | |
9.Закрепление изучен- ного материала. 10. Работа по учебнику. | На доску выведено через проектор предложение: Прочитайте народную примету. Сравните с нынешней осенью и сделайте вывод о будущей весне. -Если ли в этом предложение слова с непроизносимыми согласными? Спишите предложение красиво и аккуратно, проговаривая каждое слово, подчеркните непроизносимую согласную. Бранят обыкновенно, Но мне она мила… Мы уже знаем много стихов А.С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта. На доску выведен через проектор текст: - Что показалось странным? - Как называется сказка? - Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина. Выделить корень, подчеркнуть непроизносимые согласные, назвать проверочные слова. Повторное чтение стихотворения с заменёнными словами. А теперь, я думаю, вы справились с самостоятельной работой (упр.77). Все у кого на столах лежат красные жетоны, вставляют пропущенную букву в словах. У кого на столах жёлтые жетоны, составляют с этими словами предложения. А кто видит на своих столах зелёные жетоны, составляют предложения и подчёркивают в них главные члены. Проверка самостоятельной работы. Учащиеся, которые имели зелёные жетоны, сдают свои работы на проверку учителю. Остальные учащиеся занимаются взаимопроверкой. | ИКТ Задания разного уровня сложности. | | | | | |
11. Итог урока. Рефлексия. | - Чем занимались на уроке? - Что узнали нового? Домашнее задание : страница 86 упражнение 1. Возьмите листок и настроения и поставьте цифру 2 с тем настроением, которое у вас сейчас. Я рада, если оно улучшилось. | | | | | | |