Урок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание непроизносимых согласных Урок закрепления.
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание непроизносимых согласных Урок закрепления.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Правописание непроизносимых согласных
Урок закрепления.
Цели урока:
Учебные: совершенствование умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника, учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной работы.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными,
владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание непроизносимых согласных Урок закрепления. »
Новоселова Татьяна Владиславовна, учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 20, г. Серов
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Правописание непроизносимых согласных
Урок закрепления.
Цели урока:
Учебные: совершенствование умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника, учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной работы.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными,
владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, карточки самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Чистописание
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Учитель:- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Выслушиваются варианты ответов детей, подводится итог.)
III. Определение темы урока
Учитель:- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)
Почему в этом слове букв оказалось больше, чем звуков? (При произношении не слышится написанная буква «т»)
Как такие слова называются в русском языке? (Слова с непроизносимыми согласными).
В какой части слова есть непроизносимый звук? (В корне слова)
- А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока?
(Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)
Стишок на тему:
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
III Постановка цели урока.
Но в течение многих уроков мы уже работали со словами с непроизносимыми согласными, познакомились с правилами проверки таких слов.
Как проверить слово с непроизносимым согласным?
(Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.)
Если мы знаем правило, то какую цель поставим для себя на этом уроке?
Дети: Мы должны уметь:
отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы,
уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и
писать их правильно.
В начале и в конце урока вы заполните карту успеха.(показать)
В карте поставьте крестик в тех столбцах, которые соответствуют вам.
(образец карты в конце конспекта)
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Мы поставили перед собой цель уметь отличить слова с непроизносимыми согласными, для этого надо потренироваться. Предлагаю вам разделиться на группы.
1.Дети работают в группах.
Каждая группа получает слова, из которых нужно выбрать только те слова, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне. Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются.
Участник группы называет выбранные слова, остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата.
V. Физминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся,
два нагнулся, руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.
Чтобы нам его достать, надо на носочки встать.
VI.(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОСТАЁТСЯ ВРЕМЯ)
2. В группе слов с непроизносимыми согласными есть ещё слова, и они хотели бы поработать с вами на уроке.
Вы поставили для себя цель: уметь быстро и правильно подбирать к словам проверочные.
На доске записаны слова:
гиган…ский
грус…ный
извес…ный
мес…ный
наез…ник
радос…ный
чес…ный
поз…ний
(У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:
огромный
печальный
знаменитый
здешний
всадник
веселый
правдивый
ранний )
Учитель:- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Вы поставили для себя цель уметь быстро и правильно подбирать к словам проверочные, то необходимо записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.
Какие слова называются синонимами? (одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос)
(Взаимопроверка в паре по готовому образцу)
Физ. минутка
Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)
Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)
Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)
Бег на месте, бег на места,
Зайчики, зайчики (прыжки на месте)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
- Девочки! (говорят только девочки)
- Мальчики (говорят только мальчики)
VII. Продолжение работы
Вы любите играть в игру ручеёк? Но на уроке мы поиграем и поучимся одновременно.
1. “Ручеек”
(У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)
Учитель:- Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Далее начинаем перемещаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Перемещаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)
Проверка работы делается каждым самостоятельно по готовому ответу на карточке.
VIII Дифференцированная работа
Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т.к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2-х заданий из предложенных.
- Кто выбрал 1 и 2 ступеньки? 2 и 3 ступеньки? Начинаем выполнять.
1 вариант.
1 ступенька - выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе весело горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
2 ступенька – подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Я люблю смотреть на звёзное небо. Завтра мой любимый празник.
Сильно стучит серце в груди.
2 вариант
1 ступенька - выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
Но лежит на пастбище корова -
Грустно смотрят карие глаза.
Чувствую что ей пастух суровый
«Здравствуйте», сегодня не сказал.
2 ступенька – подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Мы помним радосные встречи. Мороз и сонце, день чудесный!
В этот вечер была ненасная погода.
IХ Самооценка.
Заполнение карты успеха на уроке.
В начале урока вы оценили свои умения по теме слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Я предлагаю вам оценить себя в конце урока.
У кого результат улучшился? У кого результат остался прежним? (стал хуже?)
Имя
Я затрудняюсь
Я справляюсь с помощью
Я умею сам
Начало урока
Конец урока
Начало урока
Конец урока
Начало урока
Конец урока
1.Отличать слова с непроизносимым
согласным от слов на другие орфограммы
2. Подбирать проверочные слова к словам
с непроизносимым согласным
3. Писать правильно слова с непроизносимым согласным в корне.
Х. Итог урока (Рефлексия)
В конце урока мне хотелось бы видеть, понравился ли вам урок, какое у вас настроение.
Для этого я предлагаю на доске как импровизированной полянке оставить свой цветок настроения (тёмный или светлый)
Спасибо всем за урок!
Материалы у уроку.
Карточки
1 вариант.
1 ступенька - выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе весело горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
2 ступенька – выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово к каждому слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Я люблю смотреть на звёзное небо. Завтра мой любимый празник.
Сильно стучит серце в груди.
2 вариант
1 ступенька - выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
Но лежит на пастбище корова -
Грустно смотрят карие глаза.
Чувствую что ей пастух суровый
«Здравствуйте», сегодня не сказал.
2 ступенька – выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Мы помним радосные встречи. Мороз и сонце, день чудесный!