- воспитательная: выявить роль комнатных растений в жизни человека, прививать интерес к цветоводству.
Ход урока.
Организационный момент.
Мы – умные
Мы - дружные
Мы - внимательные
Мы - старательные
Мы - отлично учимся
Все у нас получится.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может» (растение)
-Какие группы растений вы уже знаете и что о них можете рассказать?
1. На какие группы делятся растения по форме? (Деревья, кустарники, травы).
2. На какие группы делятся растения по месту обитания? (дикорастущие и культурные)
Приведите примеры.
3. Какие бывают группы культурных растений? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)
Напишите в своих карточках по 3 названия в каждую группу. (Взаимопроверка карточек в паре). Проверка на оценку некоторых учеников
Карточка № 1
Культурные растения.
Овощные
плодовые
зерновые
декоративные
прядильные
- Посмотрите на экран. Правильно ли дополнена растениями эта карточка?
Культурные растения.
овощные
плодовые
зерновые
декоративные
Прядильные
лук
груша
рожь
тюльпаны
Пионы
картофель
яблоня
овес
гладиолусы
Хлопок
помидоры
слива
огурцы
астры
пшеница
смородина
гречиха
георгины
морковь
малина
ячмень
лён
4. Какое значение имеют растения в жизни человека? (Устные ответы 2-3 учеников).
- Спасибо, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений, познакомимся с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
4. Работа по теме урока
- Знакомство с комнатными растениями. У кого дома есть комнатные растения? Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения?
Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.
- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?
- Значение растений в жизни человека.
Работа с материалом учебника. Чтение на стр.72. ( Они очищают воздух, украшают наше жилище, школу, влияют на наше здоровье). Комнатные растения – это источник красоты, здоровья, доброты, чистого воздуха, хорошего настроения
Можно ли сказать, что комнатные растения – наши друзья? А как надо относиться к друзьям? (Друзьям надо помогать, беречь их, заботиться о них).
- Повторение условий, необходимых для жизни растения.
Вспомните, что необходимо для растений? Помощников растений пять – как 5 пальцев на руке. (почва, вода, свет, тепло, воздух).
Растениям нужна почва – поэтому растения растут в горшках с землей.
Растениям нужна вода – поэтому комнатные растения надо регулярно поливать. А как это надо делать? (какая должна быть вода, как часто).
Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол или под стол? (нужен свет)
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?
( воздух)
Что надо делать, чтобы комнатным растения было легче дышать?
Чтобы воздух попадал к корням растений нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А еще регулярно надо протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, тонкие гладкие – сухой, мелкие – опрыскивать пульверизатором
- Правила ухода за комнатными растениями.
1.Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями” в учебнике стр.71
2.Практическая работа в парах.
- Проделайте эту работу с комнатным растением, стоящим на вашей парте.
( Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.)
Бывает так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями, как нам кажется, а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? Внешний вид растения, уход за ним во многом зависят от его родины. В природе они росли в разных условиях и привыкли к ним, приспособились, поэтому я предлагаю отправиться в путешествие по всему миру, чтобы узнать откуда к нам «пришли» комнатные растения и какие условия им нужно создать? Но в путешествие, даже заочное могут отправиться только смелые, крепкие ребята. Поэтому проведём разминку.
Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
5.Закрепление знаний
«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Викторина-конкурс для закрепления полученных знаний посредством их применения в новой ситуации.
- Лист горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит нас в любой день и час. ( Алоэ)
-Что за хвост пошёл в рост: Не в пруду, не в речке – На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)
- Зелёный, в колючках, Похож на ежа, А цветки атласные Белые, жёлтые, красные. (Кактус)
Что общего в отгадках?
Где в природе можно встретить эти растения?
Какие условия жизни они предпочитают?
Кроссворд «Комнатные растения».
1-«Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)
2-Растение, которое имеет прозвище «Ванька мокрый». (Бальзамин)
3-Растения со свисающими ветками. (Традесканция)
4-Растение, которое похоже на зелёного ёжика. (Кактус)
5-Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)
6-Очень распространённое комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)
к
1
о
2
м
3
н
а
4
т
5
н
ы
6
е
6.Рефлексия. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с самым лучшим украшением помещения - комнатными растениями. Комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. За ними нужен постоянный и индивидуальный уход. Какие правила надо соблюдать при этом?
Если вы будете за ними тщательно следить и ухаживать за своими зелёными питомцами, то они отблагодарят вас чистым воздухом, красивыми цветами и листьями.
Я желаю вам полюбить комнатные растения и заботиться о них.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
7. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника с.70-73, задания на стр.28-29 в печатной тетради.