Урок по теме: «Организм как единое целое»
Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.
Задачи:
1) Образовательные:
- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;
- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.
2) Воспитательные:
- формирование экологического мышления;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
3) Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных», рисунки учеников.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.
2. Актуализация знаний.
На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?
- Вспомните и назовите свойства живого.
Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.
- Назовите уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:
Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня
- Наименьшая часть любого живого организма – это ...
- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...
- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...
- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...
- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...
(Показываю название уровней на слайде №1)
Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного
На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое
3. Изучение нового материала
1. Понятие о системе
Проблемный вопрос.
- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?
Запишем определение понятия «система» в тетрадь.
Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)
2. Клетка – открытая система
-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»
- Вспомните, из каких частей состоит клетка?
Покажите их на таблице
-Взаимосвязаны ли они между собой?
-Взаимодействуют ли они друг с другом?
Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.
-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?
Вывод: По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.
Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.
Клетки, объединяясь, образуют ткани
Вопросы: 1).Что называется тканью?
2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?
3). Какие виды тканей растений и животных вам известны?
Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?
Самостоятельная работа (по карточкам)
По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?
Задание 1. - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?
Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит
Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.
-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».
- Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?
Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?
Вопросы: - Что такое орган?
Назовите органы цветкового растения. Каково их значение.Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)
Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.
3.
-Проведем физкультминутку.Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.
1. Встали.
2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)
3. Присели. (Я касаюсь уха)
4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)
5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.
6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)
7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)
8. Опустили руки.
9. Сели на места.Молодцы!
4. Организм – открытая единая целостная система
-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?
(Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»).
- Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).
- Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы
- Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.
Проблемный вопрос. Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.
- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике.
5. Нарушение целостности живого организма
-Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).
- Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод по уроку.
4. Отработка изученного (рефлексия)
Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю закопали их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без чего расти они не станут?
- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?
Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения
5.Просмотр презентации «Организм единое целое».
Рефлексия
Закончите устно предложения:
1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________
2. Самым сложным для меня сегодня было_________________
3. Сегодня я задумался__________________________________
4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок
- Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)
Домашнее задание.
1.Прочесть статью в учебнике «Организм как единое целое».
2.Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).