kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии в 6 классе на тему: "Организм как единое целое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Организм как единое целое»

 

Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

Задачи:

1) Образовательные:

- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.

2) Воспитательные:

- формирование экологического мышления;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных», рисунки учеников.

 

                                   Ход урока

 

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

2. Актуализация знаний.

 

На нашей планете мир живых  существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

   - Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

    - Вспомните и назовите свойства живого.           

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

        - Назовите  уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

         Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного  до организменного

         На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

3. Изучение нового материала

 

1.    Понятие о системе

Проблемный вопрос.

- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?  

         Запишем определение понятия «система» в тетрадь.

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

          2. Клетка –  открытая система

     -Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли  отдельная клетка биологической системой? Почему?»

     - Вспомните, из каких частей состоит клетка?

  Покажите их на таблице

     -Взаимосвязаны ли они между собой?

     -Взаимодействуют ли они друг с другом?           

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

     -Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?      

Вывод:  По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.

           Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.

           Клетки, объединяясь, образуют ткани

Вопросы: 1).Что называется тканью?

2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

                    3). Какие виды тканей растений и животных  вам  известны?  

          Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

           Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

           Задание 1.  - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

           Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

            Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

    -Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».

    - Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

       

  Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

 Вопросы:     - Что такое орган?

         Назовите органы цветкового растения. Каково их значение.Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)

            Вывод:      Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

  3.

    -Проведем физкультминутку.Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.Молодцы!

4. Организм – открытая единая целостная система

  -Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

(Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»).

-  Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).

 -   Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

   -  Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.

 Проблемный вопрос.  Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно.           Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике. 

5. Нарушение целостности живого организма

         -Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).

-  Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод   по уроку.

4. Отработка изученного (рефлексия)

   Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

     

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

5.Просмотр презентации «Организм единое целое».

Рефлексия

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок

 

- Вот и кончился урок,                                               

И подводим мы итог!

 

-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)

Домашнее задание.

1.Прочесть  статью в учебнике «Организм как единое целое». 

2.Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 6 классе на тему: "Организм как единое целое" »

Урок по теме: «Организм как единое целое»


Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

Задачи:

1) Образовательные:

- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.

2) Воспитательные:

- формирование экологического мышления;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных», рисунки учеников.


Ход урока


1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

2. Актуализация знаний.


На нашей планете мир живых  существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

    - Вспомните и назовите свойства живого.           

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

        - Назовите  уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

         Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного  до организменного

         На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

3. Изучение нового материала


  1. Понятие о системе

Проблемный вопрос.

- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?  

         Запишем определение понятия «система» в тетрадь.

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

          2. Клетка –  открытая система

-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли  отдельная клетка биологической системой? Почему?»

- Вспомните, из каких частей состоит клетка?

  Покажите их на таблице

-Взаимосвязаны ли они между собой?

-Взаимодействуют ли они друг с другом?           

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?      

Вывод:  По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.

           Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.

           Клетки, объединяясь, образуют ткани

Вопросы: 1).Что называется тканью?

2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

                    3). Какие виды тканей растений и животных  вам  известны?  

          Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

           Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

           Задание 1.  - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

           Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

            Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».

    - Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

       

  Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

 Вопросы:     - Что такое орган?

         Назовите органы цветкового растения. Каково их значение.Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)

            Вывод:      Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

3.

-Проведем физкультминутку.Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.Молодцы!

4. Организм – открытая единая целостная система

-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

(Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»).

- Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).

 -   Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

   -  Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.

 Проблемный вопрос.  Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно.           Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике. 

5. Нарушение целостности живого организма

         -Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).

-  Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод   по уроку.

4. Отработка изученного (рефлексия)

   Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

     

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

5.Просмотр презентации «Организм единое целое».

Рефлексия

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок



- Вот и кончился урок,                                               

И подводим мы итог!


-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)

Домашнее задание.

1.Прочесть  статью в учебнике «Организм как единое целое». 

2.Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по биологии в 6 классе на тему: "Организм как единое целое"

Автор: Бахурова Нина Ивановна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС Тема: "Организм как единое целое. " "
    ["seo_title"] => string(119) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-tiema-orghanizm-kak-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "216424"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432982587"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Органы и системы органов животных. 6 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "orghany_i_sistiemy_orghanov_zhivotnykh_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "362601"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480109925"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок биологии в 5 классе по теме "Связи живого и неживого" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-sviazi-zhivogho-i-niezhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "129873"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415786851"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства