kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира "Птицы. Домашние и дикие птицы" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Птицы. Домашние и дикие птицы.

Вид урока: урок-семинар

ТДЦ  урока: - обобщить знания о птицах;

- развивать мышление, умение наблюдать, описывать признаки предметов, расширять кругозор, словарный запас;
- воспитывать доброе отношение к птицам, познавательный интерес к объектам животного мира.

Оборудование: интерактивное оборудование

Методы обучения:

1.Методы организации научно-познавательной деятельности:

Словесные: рассказ, беседа

Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

Методы самостоятельной учебной работы школьников.

2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы познавательной игры.

 Создания ситуаций успеха в учёбе.

3.Методы поощрения

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, ролевая игра, парная.

Дидактический материал: карточки 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира "Птицы. Домашние и дикие птицы" 2 класс»

Предмет: познание мира Класс: 2 «Б»

Тема урока: Птицы. Домашние и дикие птицы.

Тип урока:

Вид урока: урок-семинар

ТДЦ урока: - обобщить знания о птицах;

- развивать мышление, умение наблюдать, описывать признаки предметов, расширять кругозор, словарный запас;
- воспитывать доброе отношение к птицам, познавательный интерес к объектам животного мира.

Оборудование: интерактивное оборудование

Методы обучения:

1.Методы организации научно-познавательной деятельности:

    1. Словесные: рассказ, беседа

    2. Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

    3. Проблемно-поисковые.

    4. Методы самостоятельной учебной работы школьников.

2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

    1. Методы познавательной игры.

      1. Создания ситуаций успеха в учёбе.

      2. 3.Методы поощрения

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, ролевая игра, парная.

Дидактический материал: карточки

Этап урока

Содержание учебного материала

Примечание

1. Организационный момент.









2. Повторение изученного материала



Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы проводим урок-семинар. А на какую тему отгадайте сами.

Загадка. (Флипчарт №1).

Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это
…(птица).

(Звучат голоса птиц)
1. Слово учителя.

- Вы, думаю, со мной согласитесь, что жизнь на Земле без птиц была бы не так прекрасна. Они радуют нас своими звонкими песнями, красочными нарядами, своей жизнерадостностью. Бывает, что человек вдруг загрустит или почувствует себя
неважно, посмотрит он тогда на веселых воробьёв, услышит их радостное чириканье и становится у него на душе легче.

- Учёных, которые изучают птиц, называют орнитологами.

Сегодня каждый из вас может стать юным орнитологом.
2. Выявление отличительных признаков птиц.

Работа в группах (составление кластера). (Флипчарт № 2).

- Каких же животных мы относим к птицам?
- Назовите отличительные признаки птиц. (Схема: две ноги, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).





коррекция мышления

















развитие речи, коммуникативных навыков


Этап урока

Содержание учебного материала

Примечание


3. Закрепление изученного материала

(закрепление знаний о домашних птицах)





































































































































3. Закрепление изученного материала

(закрепление знаний о диких птицах)


















































































































































































4. Подведение итогов





5. Домашнее задание (на выбор)


1. Отгадать загадки. (Флипчарт № 3).

Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко, ребятишек угощу. (Курица).


У неё глаза большие, хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём. (Сова).


Он себя, хоть не летает, важной птицею считает,
Но красавцу все вокруг говорят, что он…(индюк)!


Хвост узорами, сапоги со шпорами,

Часто распевает, время считает. (Петух).

- Назовите «лишнее слово». Лишнее слово «сова» - дикая птица.

- На какие группы можно разделить птицы? (На домашние и дикие).

2. Составление кластера «Домашние и дикие птицы».

(Флипчарт № 4).

- Чем отличаются домашние птицы от диких? Заполнить таблицу.

- Домашними называют птиц потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами). Домашние птицы не умеют летать так, как дикие птицы, потому, что человек специально выращивает  крупных птиц, для больших яиц и мяса. Птицам трудно летать, да им и не хочется – они привыкли к человеку и его заботе.

- Какую пользу приносят домашние птицы человеку? (Домашние птицы дают человеку яйца, мясо и перо).

- Все птицы раньше были дикие, а человек их приручил из-за пользы, приносимой ими.

3. Работа в группах: описать птицу по плану.

(Флипчарт № 5)

  • Кто это? Кто дальний родственник?

  • Это домашняя или дикая птица?

  • Как называется её дом?

  • Чем она питается?

  • Как называют её птенцов?

  • Как эта птица подаёт голос?

  • Какую пользу эта птица приносит?

1 группа. (Флипчарт № 6)

Африканский страус - самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг.

Страусы - нелетающие птицы. Они обитают в африканских пустынях и саваннах.

Страусы бегают так быстро, что ни один чемпион мира по бегу не сможет догнать эту птицу.

Кроме способа спасаться от врага бегством страус может защищаться от него своими мощными ногами, такой удар может оказаться смертельным. Точным ударом ноги вперёд страус может переломить бревно! 

Иногда страус ложится на землю и прячет свою длинную шею под крыло; таким образом, он прекрасно маскируется – его тело в таком положении похоже на обыкновенную кочку.

У страусов очень вкусное и полезное мясо, поэтому их разводят на фермах. В Костанайской области есть ферма для страусов.

2 группа. (Флипчарт № 7)

Утиная родня.

Домашние утки произошли от обыкновенной кряквы.

Дикая утка живет около воды, устраивая гнезда в береговых зарослях прямо на земле. Кряква - стайная птица и довольно крупная, весом до 2 кг. Эта крупная птица любит поесть - поедает мелкую рыбешку, лягушат, любых насекомых, щиплет молодую траву. 

Добывают утки корм со дна водоёмов. При этом не ныряют, а лишь опрокидываются головой вниз.

Окраска оперения разнообразна. Известно более 110 видов уток. Самец утки - селезень.

3 группа. (Флипчарт № 8)

Родственник домашних гусей – серый гусь.

Они больше уток и меньше лебедей. Шеи у гусей длинные, а ноги относительно высокие. Окраска самцов и самок одинаковая. Так же как утки и лебеди, гуси при кормлении в воде принимают вертикальную позу головой вниз. Многие виды издают бормочущие звуки, другие гогочут; будучи рассерженные, гуси обыкновенно шипят.

Разводят их ради мяса и яиц, кроме того, от них получают перо и пух.

Все дикие гуси бесстрашно оберегают свою территорию от непрошеных гостей. Особенно яростно они бросаются на пришельцев во время гнездового периода. Взрослый гусь может в ярости перебить руку человеку и серьёзно искалечить собаку.

В Риме поставлен памятник гусям, которые спасли город от подкрадывающихся врагов, разбудив посты охраны своим гоготом.

4 группа. (Флипчарт № 9)

Домашние куры произошли от куропаток.

Курица – домашняя птица, которую разводит человек.

Самец (папа) – петух, детки – цыплята. Не летают. Разводят их ради мяса и яиц, кроме того, от них получают перо и пух. Одна несушка может снести сто яиц в год. 

В мире существует множество пород кур, различных по виду и окраске.

Куры всеядны: они питаются семенами, травами и листьями, червями. Им обязательно нужно давать витамины.

Первыми просыпаются куры. Петухи громким криком будят птичий двор. 

- В каких сказках домашние куры и петухи являются главными героями? «Курочка Ряба», «Петушок - золотой гребешок», «Кочеток и Курочка», «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин.

5 группа. (Флипчарт № 10)

Индюки - это очень крупные домашние птицы. Близкий родственник – индейка из Америки.

Индюк бывает черного или серого цвета, а шея и голова индюка всегда красные. У индюка большой, круглый хвост.

У индюка длинная и некрасивая шея, она у него голая и на ней нет перьев. Еще у индюка на голове нет перьев, а над клювом висит некрасивая и длинная бородавка, нарост. Выросты голой кожи на голове индюков и индеек делают их привлекательными для будущих супругов.

Индюк и индейка, в отличие от куриного семейства, живут на полу, и гнезда свои делают на полу. Потому что они очень большие, крупные и неповоротливые птицы.

Индюк важная птица, про него еще говорят: ходит, красуется.


4. Дидактическая игра «Птичья семейка». (Флипчарт № 11)

Петух - курица - цыплёнок (цыплята)

Гусь – гусыня – гусёнок (гусята)
Селезень – утка – утёнок (утята)

 Индюк – индейка – индюшонок – индюшата.

5. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»

(Флипчарт № 12)
Гусь - гогочет
утка - крякает
курица - кудахчет
петух - кукарекает
индюк - балаболит

6. Работа в парах   «Кто лишний?». (Флипчарт № 13)

Выделить лишнее понятие и объяснить его:

Курица, индюк, дятел, утка;

Петух, селезень, индюк, гусыня;

Цыпленок, утенок, гусь, индюшонок.

- Природа создала огромное разнообразие птиц, но только часть из них приручил человек. Диких птиц гораздо больше, чем домашних.


1. Поговорим о диких птицах.

(Флипчарт №14)

- Вспомните, какие птицы называются перелетными?
- Почему они улетают в теплые края? (Похолодание, исчезают насекомые, замерзают водоёмы).

Улетают птицы по-разному. Кто-то улетает днём, а кто-то ночью. Некоторые птицы: скворцы, дрозды, ласточки и другие мелкие птички улетают стайками, все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Гуси и цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию, крылом к крылу. Утки образуют дугу. Орлы, ястребы летят в одиночку.
- Когда птицы возвращаются обратно? Почему?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие или оседлые). Зимующие (оседлые) птицы постоянно живут в одной и той же местности.


2. Сценка «Узнай птиц по описанию». (Флипчарт №15)

а) Мы часто всей стаей собираемся там, где идет переработка зерна. И не знаем, что это вовсе не для них припасено. Вот и кричали нам люди с давних пор, прогоняя как непрошеных гостей: «Вора бей! Вора бей!» Отсюда и наше название.

- Как называется эта птица? (Воробей).

- Но можно ли воробьёв считать ворами? Нет. Почему? За горсточку зерна, похищенную у людей, эти птицы отблагодарят летом, спасая урожай от вредных насекомых.

Так в американском городе Бостоне установлен памятник воробьям. Эти скромные птицы спасли город от голода, когда в Бостоне появились невиданные гусеницы. Воробьи спасли сады и посевы, быстро расправившись с вредителями.


б) Голова, крылья, хвост у меня - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Я на своём длинном хвосте разношу новости по лесу. (Сорока).


в) Я небольшая птичка красного цвета, с крепкими лапами и клювом, напоминающим ножницы. Таким клювом мне удобно добывать семена из шишек. Я откладываю яйца не как все птицы, весной, а делаю это суровой зимой, в январе. (Клёст).

г) Я могу пить и есть на лету. За день съедаю больше тысячи комаров. Вью гнёзда под крышами домов, нередко в дуплах деревьев. У казахов священная птица. Считается, что она приносит счастье в дом, где поселилась. (Ласточка).


д) Я – водоплавающая птица. Белый, как снег, с длинною и красивою шеей. Издавна я – символ красоты. У казахов – священная птица. Красоту молодых супругов сравнивают с парой этих птиц. (Лебедь).

- Назовите оседлых птиц и перелётных птиц.


3. Дидактическая игра «Посели птицу в своё гнездо». (Флипчарт № 16)

- Нужно поселить птицу в своё гнездо:

Скворца – в скворечник, сову в дупло, журавля в гнездо (на земле), грача – в гнездо (высоко на деревья), ласточку – в гнездо под крышей. (Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной.)

- Кто сделал дупло? Дупло сделал дятел. Селятся в дуплах и белки, днюют летучие мыши.

Кукушка не вьёт гнёзд, они подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц.

- Больше двухсот лет орнитологи пытаются ответить на вопрос, почему кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, и не могут найти ответ. Кукушка - очень полезная птица и заботливая мать. Среди насекомых, особенно среди гусениц бабочек, есть ядовитые и «волосатые гусеницы». Их не едят многие птицы. А кукушка с удовольствием ест. Не станет же она кормить своих деток ими?!


4. Работа в парах. Отгадать название птицы. (Флипчарт №17)

- Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

БЕАРАКУСТС (Беркут)

ДФЛАДМИРНРГО (Фламинго)


5. Сообщения юных орнитологов.

- Сейчас мы с вами послушаем об очень удивительных птицах Казахстана. Сообщения юных орнитологов.

Беркут - хищная птица, крылья в размахе достигают двух метров. Латинское название беркута переводится, как «золотой орёл». Беркут изображён на государственном флаге Республики Казахстан, является гордой и свободолюбивой птицей. Охотясь, беркут поднимается высоко вверх. Заметив добычу, он камнем падает вниз, хватает её и летит в гнездо. Ещё сохраняется древняя традиция казахского народа - охота с ловчим беркутом. Опытные беркуты брали волка и джейрана. Беркут считается в народе одним из семи сокровищ.

(Флипчарт №18)

Фламинго – одна из прекрасных птиц Казахстана. В народе её называют красный гусь или жар-птица. Взрослые птицы окрашены нарядно. Всё их оперение розово-белое, а подмышечные перья и перья крыльев – пурпурно-красные. Концы крыльев чёрные. Фламинго по праву можно считать самой длинноногой птицей мира. Фламинго хорошо летают. Перед взлетом птица пробегает по неглубокой воде 5–6 метров. Почти как самолет, который разгоняется перед тем, как взлететь. В полете, как у аистов и журавлей, голова вытянута вперед, а ноги назад.

Сейчас в мире осталось мало этих птиц, фламинго занесён в Красную книгу и требует от нас бережного отношения.


- А какие птицы считаются олицетворением мудрости?

- Найти спрятанное слово. (ЩЕГОФИЛИНОРНИТ) (Флипчарт №19)

Филин – ночная хищная птица, обитающая в лесах. У неё большая голова, выпученные круглые глаза и мягкий пух. Летает филин беззвучно. Охотится в сумерках на грызунов. Пары на всю жизнь сохраняют верность друг другу.

Казахи считают филина священной птицей. Перьями украшали колыбели и головные уборы детей. Акыны привязывали перья к домбре и пришивали к головным уборам, веря, что они приносят счастье и удачу.



- Ребята, как вы думаете, почему некоторые птицы занесены в Красную книгу?


6. Беседа о значении птиц.

- Какую пользу приносят птицы? (Сообщение юного орнитолога).

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и тем самым спасает 1 тонну хлеба.

Кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.


7. Беседа о бережном отношении к птицам. (Флипчарт№20)

- Почему птиц мы называем пернатыми друзьями?

- Как нужно относиться к птицам?

- Какую помощь птицам мы можем оказать?


Работа в группах (Составить правила друзей птиц).

  • Не разорять птичьи гнёзда.

  • Не трогать руками яйца птиц.

  • Не приносить птенцов домой.

  • Не стрелять в птиц из рогатки.

  • Не кидать в птиц камнями.

- Многие птицы приносят человеку пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок, а другие просто украшают нашу Родину.

Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их чудесное пение.

Давайте и мы стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы.

А мы с вами развесим на деревьях кормушки для птиц.

Берегите птиц,
Птиц вы берегите, 
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно – 
Люди, берегите!


8. Дидактическая игра «Меню пернатых друзей». (Флипчарт№21)

- В кормушку каждой птичке приготовить угощение.

Просо и пшено - воробьи, свиристели.
Арбузные и дынные семечки – любят синицы и дятлы.
Ягоды рябины - любят снегири и свиристели.

Сало – любят синицы.

Хлебные крошки – порадуют всех птиц.


9. Викторина. (Флипчарт№23)

  • Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус).

  • Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри).

  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

  • У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)

  • Какая птица доставляет почту? (Голубь).

В Англии есть памятник почтовой голубке, которая доставила капсулу (прикреплённую к лапке) с координатами тонущей подводной лодки, и экипаж был спасён.


- Что бы вы пожелали птицам – нашим пернатым друзьям?


«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит любить Родину»

(Михаил Михайлович Пришвин).


Приготовить знаки природы, кормушку для птиц, загадку или стихотворение о птицах, сообщение.



коррекция мышления










коррекция мышления




развитие речи, пополнение словарного запаса












развитие коммуникативных навыков








развитие навыков чтения, умение пересказа










































































развитие речи





развитие речи







развитие мышления, памяти








пополнение словарного запаса














развитие речи, мышления


































развитие внимания, речи








расширение

кругозора









развитие внимания







развитие речи, навыков пересказа, расширение кругозора























развитие внимания





























развитие речи





развитие коммуникативных навыков
































развитие мышления, памяти














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок познания мира "Птицы. Домашние и дикие птицы" 2 класс

Автор: Шевченко Ольга Владимировна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по познанию мира 2 класс "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-2-klass-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "242995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445599341"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "презентация по познанию мира на тему "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "189241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426845698"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок познания мира в 1 классе  Млекопитающие. Дикие и домашние животные"
    ["seo_title"] => string(72) "urokpoznaniiamirav1klassiemliekopitaiushchiiedikiieidomashniiezhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "308306"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458562845"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Жизнь диких животных зимой" "
    ["seo_title"] => string(29) "zhizn-dikikh-zhivotnykh-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "165647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422851070"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Жизнь диких животных весной. "
    ["seo_title"] => string(31) "zhizn-dikikh-zhivotnykh-viesnoi"
    ["file_id"] => string(6) "120342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413704164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства