Тема. Млекопитающие. Дикие и домашние животные.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с представителями млекопитающих, дикими и домашними животными
Задачи
Обучающие: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять общие признаки млекопитающих; познакомить с разнообразием млекопитающих, учиться различать диких и домашних животных; повторить взаимосвязь животного и растительного мира.
Развивающие: способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания, мышления.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, любовь и бережное отношение к животным.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.
Средства обучения: карточки для работы в парах, плакаты для коллажа, иллюстрации с изображениями животных.
Ход урока
- Мотивационный этап
Ужасно интересно,
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня вы сами разгадаете тайны мира и откроете для себя много интересного и полезного, но для начала проверим ваши знания, выполнив тест по изученным ранее темам.
Работа по карточкам.
3.Определение темы и целей урока
1) Отгадать загадки
- Сегодня на уроке вы будете сами добывать знания и рассказывать мне, что нового открыли на уроке. А сейчас, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадки.
*Пушистой маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушеные грибы. (Белка)
*Стоит копна посреди двора:
Спереди - вилы, сзади - метла.
(Корова)
*всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух)
*Лишь собак боится, не выносит лая-
Тотчас убегает в темные леса.
Хвостиком пушистым след свой заметая.
Кто ж она такая? Рыжая…(лиса)
*Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
*И-го-го! Она кричит
И, как ветер вас умчит.
(Конь, лошадь)
*Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
*Лежит под крылечком
И хвост колечком. (собака)
*Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает (филин)
*Не подходите ко мне близко,
Хоть я мал, но я не киска! (тигр)
Маленький рост, длинный хвост.
Серая шубка, острые зубки. (мышь)
* Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять.
Кто его родная мать? (Утка)
- Посмотрите на иллюстрации. Как одним словом можно назвать все, что вы видите на картинках? Кого еще можно добавить сюда? А сейчас скажите, на какие группы можно разделить этих животных?
2) Работа по карточкам:
Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… (дикими).
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … (домашними).
Дети выходят по очереди и делят картинки на доске на две группы.
-Расскажите, что вы узнали о домашних и диких животных из карточек. Определите тему урока. Что бы вы хотели узнать о домашних и диких животных?
3) Определение термина «млекопитающие»
- На какие еще группы можно разделить диких и домашних животных? Убираем птиц. Как можно назвать всех оставшихся животных по способу выкармливания детенышей? Кто из морских животных является млекопитающим?
4.Работа по теме урока
1) Сообщения учащихся о домашних животных, которые они готовили дома.
- С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей, и те росли рядом с человеком. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали охотиться, охраняли, перевозили тяжести и спасали запасы от грызунов. И, конечно, снабжали человека молоком, мясом, шерстью, кожей и многим другим. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет.
- Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей.
- Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без домашних животных.
2) Работа в парах
На карточках написать, для чего нужны домашние животные человеку. Чья пара больше напишет.
3) Беседа о животных
Домашние животные часто становятся домашними любимцами.
- Кто из домашних животных являются вашими любимцами? Чем платят вам животные за заботу, ласку, любовь?
- Кого мы можем купить в зоомагазине? Для чего люди покупают животных? Нужно ли ответственно относиться к покупке животного? Почему?
- Почему этих животных называют “домашними”, хотя в природе они являются дикими?
4) Работа в группах
Составление коллажа «Животные» по заранее приготовленным картинкам.
Оценивание групп друг друга.
Сделайте вывод.
- Как вы думаете, ребята, кому из животных живется труднее: диким или домашним? Почему?
- А сейчас вы выполните тест и откроете для себя новые знания.
5) Выполнение теста. Подчеркните нужное слово.
Тест
1.Как называются животные, за которыми ухаживает человек?
дикие домашние культурные
2. Лиса, волк, заяц, медведь – это …. животные.
дикие домашние культурные
3. Дикие животные – это …
звери скот культурные
4. Скот – это …
лиса медведь корова
5. Животные, которые кормят своих детёнышей молоком, называются …
А) млекопитающие; Б) пресмыкающиеся; В) земноводные.
- Что для себя нового открыли из этого теста? (Дикие животные – звери, домашние – скот).
6) Игра «Кто где живёт?»
- Ребята, а вы знаете, где живут животные? Я буду называть животное, а вы его жилище:
Кошка – в доме
Собака – в конуре
Овца, коза, баран – в хлеву
Корова – в коровнике
Лошадь – в конюшне
Белка - в дупле
Медведь – в берлоге
Птицы – в гнездах
Мышка – в норке
Лиса – в норе
Муравьи – в муравейнике
Курица – в курятнике
Волк – в логове
Ёж – в норе
7) Работа в паре.
Игра «Четвертый лишний» по карточкам.
- Подчеркнуть «лишнее» животное и обосновать свой ответ.
1 и 3 пара
Лиса, волк, змея, медведь.
Кит, курица, корова, собака
Слон, сова, кенгуру, лошадь.
2 и 4 пара
Свинья, рысь, крокодил, заяц.
Белка, дельфин, лягушка, кошка.
Овца, окунь, жираф, олень.
5. Закрепление
Работа по учебнику.
Прочитать текст и отметить, что из текста вы узнали нового, о чем мы еще не говорили на уроке.
- Как человек должен заботиться о диких животных?
Верны ли слова Маленького Лиса из произведения «Маленький принц»? Он сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Почему?
6. Домашнее задание.
Рассказать о любом животном по плану:
1. Как называется?
2. К какой группе относится?
3. Где живет?
4. Чем питается?
5. Приносит ли пользу людям, какую?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- О ком сегодня говорили на уроке?
- Назовите все группы, на которые можно разделить животных.
- Понравилось ли вам самим узнавать новое?
- Оцените свою работу на уроке сигналами светофора.