Цель.
•дать представление о диких и домашних животных, показать их разнообразие;
•формировать понятия «дикие» и «домашние» животные;
•отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних,
•обучение выделению существенных признаков животных,
•учить детей анализировать, делать выводы;
Задачи обучающихся:
- Думать критически. Работать кооперативно с другими.
- Развивать память, внимание, речь, любознательность.
- Повышать учебную мотивацию путем использования ИКТ на уроке.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Задачи:
А) По содержанию урока.
Учащиеся проанализируют, рассмотрят и будут комментировать различие диких и домашних животных, развивать интерес к творчеству на уроке к проблеме, теме - эмоционально позитивно относиться к процессу, развивать познавательную активность;
Б) По критическому мышлению.
Учащиеся будут анализировать,
- самостоятельно изучать и передавать содержание текста, оценивать, расширять свой кругозор
совершенствовать культуру речи, систематизировать, выделять главное, учиться (демонстрировать) умение работать с текстом, диаграммами, развивать познавательные способности, развивать интерес к получаемым знаниям, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, защищать мнение группы
В) По организации деятельности на уроке.
Учащиеся будут работать коллективно в группах, в парах. Совершенствовать коллективистские отношения, учиться слушать друг друга, учиться высказывать, защищать свою точку зрения
оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на уроке.
Результаты обучения.
Ученики учатся:
- различать диких и домашних животных
- самостоятельно изучать и передавать содержание текста
-составлять кластер
- приобретают навыки работы в группе
- слушать собеседника
- задавать вопросы
- контролировать действия партнёра
- эмоционально позитивно относиться к процессу
Мы в ответе за тех, кого приручили!
Ход урока.
Организация класса.
Организационный момент: Психологический настрой:
-Добрый день! Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! (дети стоят в кругу и хором произносят слова)
Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)
Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)
Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)
Прекрасно и во мне (показывают на себя).
Определите, с каким настроением вы пришли на урок, покажите это цветом стикера: красное плохое настроение, зелёное- хорошее.
Распределение на группы: дети берут любую геометрическую фигуру и проходят к партам и рассаживаются согласно табличкам – геометрическим фигурам на партах в 4 группы: по 6 ученика в каждой.
Ι. Стадия вызова.
Как мы будем работать на уроке:
читать – вдумчиво
писать – грамотно
слушать – внимательно
говорить - внятно и доступно
Сообщение темы и целей урока
На земле обитает много всевозможных живых организмов, что подсчитать их число хотя бы приблизительно, очень трудно. Их более 10 миллионов видов. Ученые разделили на 4 части, 4 царства. Это царства бактерий, грибов, растений и животных. Сегодня на уроке мы будем говорить о животных, научимся их различать, узнаем о жизни некоторых из них.
У каждой группы на столах модели животных и птиц. Посмотрите на них, как одним словом можно назвать тех, чьи модели у вас на столах? (животные, звери)
«Ассоциации»:
- Запишите в тетради слова, которые приходят вам на ум при слове животные, –индивидуально в рабочей тетради; обсуждение в парах, затем в группе ( зачитывают свои записи, дополняют ответами других).
- Посмотрите внимательно, что вы еще можете сказать об этих животных? (на столах дикие и домашние животные и птицы. Попробуйте разделить этих животных на 4 группы.
- Каких ещё диких животных вы знаете? (Запись названий животных в тетрадях под словами дикие и домашние — самостоятельно)
Прочитайте: каких животных вы отнесли к домашним? К диким?
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о животных).
Тема нашего урока «Дикие и домашние животные».
Как на ваш взгляд, чем отличаются дикие животные от домашних? (Дикие живут вдали от человека, а домашние — рядом). Как вы думаете, всегда ли дикие и домашние животные жили там, где живут сейчас? Какую пользу приносят дикие и домашние животные человеку?
-Посмотрите на модели животных, можете ли вы распознать животных на ощупь закрытыми глазами. (1-2 человека), а можете ли вы узнать по голосу (звуки включить).
II. Стадия осмысления.
На партах лежат листочки с «маркировочной таблицей ЗХУ». Заполните левую колонку «Знаю» что мы знали и уже знаем по нашей теме. После чтения страниц учебника, заполните вторую колонку таблицы ЗХУ исходя из полученной информации, своих знаний и опыта.
(После записи зачитываются мысли детей, обобщаются и выбираются наиболее конкретные суждения для записи на доске)
Как вы думаете, что мы узнаем на этом уроке? (Какие еще бывают животные, чем они занимаются, чем отличаются)
Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Запишите в среднюю колонку.
(После записи зачитываются мысли детей, обобщаются и выбираются наиболее конкретные суждения для записи на доске)
- Кто из вас знает, откуда появились домашние животные?
Работа с учебником.
-Откройте учебники на стр.63 и прочитайте отрывок о происхождении домашних животных, а затем попробуйте ответить на вопрос: оправдались ли ваши предположения. ( Самостоятельное чтение учащимися отрывка).
Запишите, что узнали нового в третью колонку, что же вы узнали из этого отрывка, оправдались ли ваши предположения,? (Нет) Исправьте свою мысль. (приложение 1)
ΙΙ. Реализация (осмысление):
Введение понятий на интерактивной доске:
Введение понятия – СКОТ – это домашние животные. ЗВЕРИ– это дикие животные
– МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ- животные.
Ребята, а кто может сказать как можно по другому назвать домашних животных
Какую пользу приносят человеку эти домашние животные? Почему эти животные так названы?
- аналогичная работа проводится с дикими животными:
Введение понятия –ЗВЕРИ– это дикие животные
Приносят ли они пользу человеку?
Введение понятия – МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ – животные, которые кормят своих детёнышей молоком (показ слайда)
«Смена состава групп» ( Деление на группы по видам животных).
- А теперь образуйте группы по видам животных. Кто догадался как мы разделимся?
1 группа. Дикие животные.
2 группа Дикие птицы.
3 группа Домашние животные.
4 группа Домашние птицы.
Музыкальная физминутка: Под музыку ребята группами выстраиваются в шеренгу друг за другом, последнему предлагается иллюстрация- изображение животного, который он должен нарисовать пальцами на спине впередистоящего, тот, кому изобразили, передает следующему и так далее по цепочке. В итоге тот, кто стоит в строю первый- должен угадать кто изображен на рисунке.
«Взаимное чтение» -работа над текстами в группах ( у каждой группы свой текст «Дикие животные», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Домашние птицы»). (Приложение 2)
Поочерёдное чтение текста «цепочкой» в группе: один читает, остальные слушают, затем читает продолжение другой - остальные слушают и т.д. обсуждение текста в группе по плану:
1. Составление плана с опорой на текст.
2. Постер к тексту (можно осуществить с помощью выбора и наклеивания иллюстраций или рисунками самими учащимися).
3. Выбор спикера от группы для выступления-защиты постера.
4. Проверка по эталону по теме и тексту.
Выступление спикеров – защита постера.
- представитель от группы знакомит остальные группы со своим текстом – животным ( сопровождение демонстрации на слайдах).
Взаимооценивание (каждая группа поднимает свой смайлик оценивания)
- Оцените группу. Если вы считаете, что группа справилась с заданием, поднимите веселый смайлик, если же группа справилась, но у них возникали трудности, поднимите нейтральный смайлик, а если у группы возникали большие трудности, поднимите грустный смайлик.
ΙΙΙ.Стадия рефлексии. (Как ученики будут использовать знания урока. Как их вести к осмыслению новых знаний, к поиску ответов на вопросы, которые остались без ответа и разрешению сомнений).
После прочитанного составляется «диаграмма Венна». (Приложение 3)
Выполнение тестового задания: «Дикие и домашние животные» (Приложение 4)
Проверка теста: самопроверка по образцу слайда:
Самооценивание.
9 из 9 правильные ответы-«5»
7-8 правильных ответов-«4»
5-6 правильных ответов-«3»
4 и менее правильных ответов-«2»
Прием "Закончи предложение". Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением.
1) Животные, которые сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилище, выводят потомство называются…(дикие).
2) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве называются…(домашние)
- Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним? (ответы детей)
- А могут ли домашние животные стать дикими? (ответы детей)
-Бывает так, что люди бросают животных и они становятся дикими. Правильно ли люди поступают? (дети высказывают своё мнение)
- Мы в ответе за тех, кого приручили! (Чтение эпиграфа с доски)
Чтение стихотворений наизусть 2 ученика
Домашние животные
Домашние животные
Такие беззаботные.
Их люди кормят, берегут,
Ласкают, любят, стерегут.
Я тех домашними зову,
С кем вместе в комнате живу:
Котёнка, рыбок, хомяка
Морскую свинку и щенка,
И в клетке попугая
Домашним называю.
Ещё домашними зову
Животных, что живут в хлеву:
Овцу, козу, осла, быка,
Корову, лошадь, индюка,
Гусей, утят, крольчат, свинью
И кур весёлую семью!
Дикие животные
Животных диких без труда
Узнаю я в лесу всегда.
Они людей боятся
И не хотят встречаться!
В еловой чаще, под кустом
Животных диких тёплый дом.
Они живут в дупле, в реке,
В траве высокой и в пеньке,
Под пальмой, в океане,
В пустыне и в саванне.
Копают норки, гнёзда вьют.
А с человеком не живут!
Медведи, волки и хорьки,
Бобры, ежи, бурундуки,
Рогатый лось, ещё олень,
Лисица, заяц и тюлень,
Кабан клыкастый и енот,
Горилла, зебра, бегемот,
Жирафа, лев и крокодил…
Назвать их всех не хватит сил!
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- С какими затруднениями столкнулись?
- Наш урок подошел к концу.
-Ребята, понравился вам урок? Покажите это цветом стикера: красное -нет, зелёное- да.
(дети приклеивают на доску)
Прогнозирование на следующий урок.
Домашнее задание.
1. Каждой группе придумать синквейн под их названием. (приложении 5)
2. Подготовить выступление или написать эссе о диком или домашнем животном или птице.