Урок по теме "Безударные окончания имён существительных в единственном числе"
Урок по теме "Безударные окончания имён существительных в единственном числе"
Отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Безударные окончания имён существительных в единственном числе"»
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе»
УМК«Перспективная начальная школа»
Дата: 8.02.2017 г.
Учитель: Аркадьева Елена Геннадьевна
Тип урока
Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель
Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:
«Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.»
Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Планируемые
результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала; формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения.
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку;
корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметьоформлять свои мысли в устной форме,слушать и понимать речь других, учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы;
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Основные понятия
Склонение, название падежей, вопросы к падежам, окончание, часть речи;
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 3-го класса. Часть III
- тетрадь
- проектор, экран, компьютер, карточки для групповой работы
- презентация Power Point
Организация
пространства
Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах;
Ход урока
I.Организационный момент.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Девизом нашего урока будут слова
«Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» (Слайд)
II.Уточнение понятий, необходимых для усвоения материала, актуализация цели урока.
1. Интеллектуальная разминка.
-Отвечаем очень быстро!
1. Что такое изменение по падежам?
2. Форма какого падежа является начальной?
3. Сколько склонений имеют имена существительные?
4. Какие существительные относятся к 1 склонению?
5. Какие существительные относятся к 2 склонению?
6. Какие существительные относятся к 3 склонению?
7.В каком падеже никогда не бывает предлогов?
8. В каком падеже всегда есть предлог?
9. Сколько падежей в русском языке?
10. Что вы интересного знаете об именах существительных и их склонении?
1 ученик: школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа;
2 ученик: звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей;
3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
Итог интеллектуальной разминки.
III.Алгоритмизация нового знания.
Играл на дудочк..., подошёл к осин..., смастерил для бабушк..., увидал мыш..., шёл рощ...й, на западе пустын...
- Какая орфограмма пропущена в словах?
-Определите тему нашего урока.
На слайде появляется тема урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе».
- Сформулируйте для себя цель урока, которую вы сегодня хотите достичь и озвучьте её.
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?
-Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель).
Вспомним алгоритм наших действий.
Слайд
1.Поставить существительное в начальную форму.
2.Определить склонение.
3. Определить падеж существительного.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)
4. Проверить с помощью слов- помощников
-Какие слова-помощники? (Слайд)
Iскл. – стена, земля.
II скл. – стол, конь.
III скл. – степь.
- Почему именно эти слова?
IV.Работа по теме урока.
Вставьте пропущенную орфограмму , используя алгоритм
Играл на дудочк..., подошёл к осин..., смастерил для бабушк..., увидал мыш..., шёл рощ...й, на западе пустын...
Физминутка "Я - звезда"
V. Закрепление полученных знаний.
1.Работа с учебником. Упражнение 35. Комментированное письмо.
-Прочитайте, пожалуйста, задание. Что надо делать?
-Прочитайте текст.
-Что означает слово крынка? Как можно узнать значение этого слова? ( В Толковом словаре)
VI. Проектная работа. Работа в группах.
Мы сейчас сделаем книжку-справочник "Как правильно определить безударное окончание существительных"
1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
1 группа.
Алгоритм для определенибезударного окончания существительных
1.Поставить существительное __________________.
2.Определить ______________________________.
3. Определить _____________________________ существительного.
3.Вспомнить ______________________________ существительного этого склонения в нужном падеже (посмотреть в таблицу).
4. Проверить с помощью __________________ слов (слов- помощников).
2 группа.
Просклоняйте опорные слова 1 склонения и выделите окончания.
Именительный падеж ________________
Родительный падеж _________________
Дательный падеж ___________________
Винительный падеж _________________
Творительный падеж ________________
Предложный падеж __________________
3 группа.
Просклоняйте опорные слова 2 склонения и выделите окончания.
Именительный падеж ________________
Родительный падеж _________________
Дательный падеж ___________________
Винительный падеж _________________
Творительный падеж ________________
Предложный падеж __________________
4 группа
Просклоняйте опорные слова 3 склонения и выделите окончания.
Именительный падеж ________________
Родительный падеж _________________
Дательный падеж ___________________
Винительный падеж _________________
Творительный падеж ________________
Предложный падеж __________________
5 группа.
Напишите в таблицу падежные окончания опрных слов
Падежи
1 скл.
2 скл.
3 скл.
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
6 группа.
Нам надо доказать, что имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .
Воспользуемся для доказательства опорным словом _______________
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
2) Как вы думаете, нам пригодится эта книжка?
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого заполнить карточку.
Отчёт учени___ _____ (фамилия, имя) о работе на уроке русского языка _____ (дата)
Я работал(а) с _____________________________ настроением.
Я __ доволен собой.
Я испытываю затруднения, когда (в чём) _________________________________.
Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.
(Несколько человек зачитывают свои ответы )
– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (Этим детям можно поставить «5»)
Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает «4»,
а те, кто работал мало и допустил много ошибок - «3».
VIII. Информация о домашнем задании.
Домашняя работа - упражнение 34, РТ упражнение 20.
Спасибо за урок.
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?