kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Совесть и раскаяние"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование мотивации к осознанному нравственному поведению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Совесть и раскаяние"»



















Конспект урока на тему

«Совесть и раскаяние»

















Автор: Утробина Екатерина Владимировна,

учитель МБОУ «Юксеевская СОШ»









Технологическая карта урока

Ф.И.О. Утробина Екатерина Владимировна
Предмет: Основы православной культуры
Класс:  4, урок № 10
Тип урока: открытие новых знаний

Пояснительная записка

Тема

«Совесть и раскаяние»

Цель

формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки; развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

УУД

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты

Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, организовать познавательную, самостоятельную деятельность.

Личностные: развивать этические нормы (стыд, вина, совесть).

Метапредметные:

развивать умения слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные умения:

осуществлять анализ моральных норм и правил.

Регулятивные умения:

самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Коммуникативные умения:

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Ожидаемые результаты

Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «грех»,  «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.

Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Основные понятия

грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Межпредметные связи

история, литературное чтение

Ресурсы:

основные

 дополнительные

учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2018г.

Формы урока

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Технология

технология оценивания учебных успехов, технология сотрудничества, игровая технология












Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

I. Организация класса, психологический настрой.

( 2 мин)


Рано утром я встаю, бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе (блокнот, ручка, телефон, словари, учебники). Скажите, чем мы сегодня будем заниматься? (расследовать)

- Сегодня мы будем настоящими детективами.

А кто такой детектив?

- человек, специалист, который расследует, собирает улики.

И если мы с вами детективы, то наш класс будет называться детективным агентством, 3 кабинета, но будут проводиться совещания, значит, мы иногда будем собираться вместе.

А если вы позволите, то вас я буду называть коллеги. А все записи мы будем делать в блокноте.

Смотрят друг на друга и улыбаются

Коммуникативное УУД:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

понимать цель выполняемых действий;


II.Формирование новых знаний и умений.

(3 мин.)




Внимательно послушайте притчу, затем ответим на ряд вопросов.

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. 
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. 
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой. 

Учитель: – Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? 

(Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

Ну, что берёмся за это дело?

Постановка проблемы.












Учащиеся отвечают на вопросы

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

-извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые правила.

III. Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин.)















IV.Первичное закрепление (5 мин.)






























V.Физкультминутка (1 мин.)

 Итак, мы открываем дело.

Как оно будет называться?

Тема урока: Совесть и раскаяние (на слайде).

Запишите на блокноте.

Предлагаю составить план нашего расследования.

Что мы должны сделать, чтобы найти совесть?

Итак, из всего, что вы уже сказали, можно составить план (план в блокноте).

  1. Сбор информации (улик)

  2. Анализ и вывод.

  3. Исправление собственных ошибок (раскаяние, покаяние).

  4. Составление фоторобота.

Но прежде чем приступить к расследованию, давайте выясним, а что мы уже знаем о совести. Заполним протокол. Откройте вторую страницу блокнота, прочитайте вопросы:

1. Что такое совесть?

2. Как называют человека, у которого нет совести?

3. Каждому ли человеку нужна совесть и зачем?

4. Как должен поступить человек, если его «грызёт совесть»?

Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте знак «+», если нет, то «-«.

На какие вопросы вы не знаете ответы? (дети озвучивают)

Нам есть, над чем поработать, надеюсь, к концу урока у вас не останется вопросов, на которые вы не будете знать ответа.

Протокол заполнили, а теперь приступаем к сбору информации.

Коллеги, а где можно найти информацию о совести?

-учебник, словари, Интернет.

У кого ещё можно спросить о совести? (у взрослых)

Сначала разберёмся со значением слова совесть. Для этого поработаем по словарям.

Толковый словарь Ожегова – 1 кабинет

Универсальный словарь русского языка – 2 кабинет

Советский энциклопедический словарь – 3 кабинет

Время на работу 1 минута. Проверка.

Наше агентство большое и мы будем распределять обязанности.

Те детективы, у которых на парте лежит учебник, будут искать информацию в учебнике (стр. 51 – 54). Можете приступать. Выписываем только главные слова и записи делаем в блокнот.

Те детективы, у которых на парте ничего нет - опрашивают взрослых. Всё, что узнаете о совести, записываете в блокнот.

Вопросы в блокноте:

1. Есть ли у вас совесть.

2. Где она у вас находится?

3. Нужна ли вам совесть?

Те детективы, у которых есть телефон, ищут информацию о совести в Интернете. Всё важное записываете в блокнот.

Ну, а теперь послушаем, какую информацию собрали наши коллеги?

Детективы, которые работали с учебником, что вы нашли о совести? (дети зачитывают)

Детективы, которые опрашивали взрослых, что вы скажете?

Детективы, которые работали в интернете, что нашли вы?

-Молодцы, коллеги, мы с вами очень хорошо поработали и собрали много улик.

Но теперь их надо разложить по полочкам. Переходим к следующему пункту нашего плана.


Откройте следующую страницу блокнота, посмотрите на те улики, которые находятся на этой странице. (Открываю доску) стыд, грусть, лёгкость, тяжесть в груди, спокойствие, уравновешенный человек, внутренний голос.

Разделите их на две группы.

Одну группу соедините синим карандашом, а вторую - красным. (дети работают)

На какие группы, вы разделили эти улики? (дети озвучивают, один у доски)

1 группа- Почему в эту группу объединили именно эти слова? Когда человек ощущает стыд, тяжесть в груди, грусть, слышит внутренний голос, что делает с ним совесть? (мучает его). Как можно назвать эти улики? (муки совести).

2-группа- Почему в эту группу вы объединили эти слова? Когда человек ощущает лёгкость, спокойствие, он весёлый, уравновешенный, то, что можно сказать про его совесть? (чистая совесть).

Составление плана урока.


































Работа в группах





































Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4мин.)













VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 мин.)









Учитель:-Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

-Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?
Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5». Ваши действия? (Дети высказываются по поводу ситуации) 
Ситуация третья.

Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя и почему? (Дети высказываются по поводу ситуации)  Но если вы поступили не по совести, как быть? Если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние".

Работа по учебнику: раскрыть три шага в раскаянии. Стр.54 – 56.

НА СЛАЙДЕ: Шаги раскаяния:

  • Первый шаг покаяния – это сожаление о том, что сделано.

Второй шаг в покаянии – это готовность исправить свой поступок и понести наказание.

У христиан есть и третий шаг раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»

Учитель:- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.

-Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки, в чем мы глубоко раскаиваемся. Это может быть мама, бабушка, сестра, учительница, ученик вашего класса или друг.

-Возьмите себе по сердечку и продолжите предложение : «________, прости меня , за то что я___________. Я глубоко раскаиваюсь в своём поступке, потому что ________________________.»

ПОЛОЖИТЬ В КАРМАН ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

Коллеги все улики мы разобрали. Очень хорошо мы поработали.

Посмотрите на план, нам осталось составить фоторобот своей совести.

Откройте последнюю страницу. Подумайте и нарисуйте, а какая у вас совесть. (дети рисуют)

Кто хочет показать какая у него совесть?






Личностные: самоопределение в жизненных ценностях. Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: понимание мнения автора




VIII.Рефлексия (2 мин.)


Давайте вернёмся к нашему протоколу, обсудим вопросы, на которые мы не знали ответа.

Какой совет мы можем дать человеку, которого мучает совесть, чтобы облегчить его боль? (попросить прощение, раскаяться)

Можем мы закрыть это дело? (да)

Чтобы закрыть это дело напишите свои фамилии, поставьте подписи и число.

Скажите коллеги, а алгоритм наших действий может нам где- нибудь пригодиться (да)

А где? (в жизни)

Где в жизни? Ваш прогноз на будущее.

Могут ли быть эти ценные два слова: совесть и раскаяние отдельно?

Помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков. Самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Участвуют в диалоге


Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям.

УУД: Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

X.Домашнее задание (на выбор) (1 мин.)


Какое домашнее задание можете себе задать? (каждый задаёт себе сам).

Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела и всегда надо поступать только по совести.

Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй и спеши. Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь судьбой униженный Ты от бессилья и стыда. Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой, остынь, поверь – Действительно всё встанет на свои места. Ты – сильный. Сильные – не мстительны. Оружье сильных – доброта.

Спасибо за работу.

Записывают домашнее задание

Личностные: самоопределение










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Совесть и раскаяние"

Автор: Утробина Екатерина Владимировна

Дата: 23.11.2019

Номер свидетельства: 528345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока и презентация  на тему "Совесть и раскаянье" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-soviest-i-raskaian-ie"
    ["file_id"] => string(6) "144004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418642923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "104738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755000"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект занятия по курсу "Нравственные основы семейной жизни" на тему "Совесть и стыд" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-nravstviennyie-osnovy-siemieinoi-zhizni-na-tiemu-soviest-i-styd"
    ["file_id"] => string(6) "224245"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438615884"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Совесть и раскаяние»"
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_uroka_po_orkse_v_4_klasse_po_teme_sovest_i_raskaianie"
    ["file_id"] => string(6) "528417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574594734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства