kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Совесть и раскаяние»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока в 4 классе по ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Совесть и раскаяние»»

МБОУ Кесовогорская СОШ












Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе

по теме:

«Совесть и раскаяние»



















Составила учитель первой

квалификационной категории

И.В. Бойко

2019-2020 уч. год





Цель урока: 

 Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В области формирования УУД: 
• личностные - умение выделять нравственный аспект поведения 
• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; 
• регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий 
• коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока: 
1. Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 
2. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «совесть», «раскаяние», «стыд», 
3. Метапредметные: 
- Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; 
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. 
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Тип урока - урок открытия новых знаний. 
Материально- техническое оснащение: мультимедийный проектор, учебник «Основы православной культуры» (4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2017),Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, комплект приложений к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

- Ребята, сегодня у нас с вами еще один «урок истории жизни», на котором мы отправимся в мир православной культуры, познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми впечатлениями, переживаниями.

II. Актуализация знаний. ( Фронтальный опрос)

- На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

- Какие свойства человеческой души вы можете назвать? Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Как вы понимаете смысл слова «добро»? Как в православии объясняется смысл этого слова? «Добро» - это то, что: помогает росту души человека; помогает другим людям; радует Бога.

- Назовите антоним к слову «добро». (Зло) Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.). Назовите синоним слова «зло» в православии. (Грех)

В православии грех – это: недобрые чувства; недобрые мысли; недобрые дела .

III. Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)

-Разгадаем кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листах.

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)



-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

- А если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно, только к одному лекарству. В православии оно называется – раскаяние.

IV. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести и раскаянии)

- Какие вопросы мы поставим перед собой?

(Что такое совесть? Что такое раскаяние? Нужны ли она человеку? Что значит поступать по совести?)

–А теперь сформулируйте тему урока . («Совесть и раскаяние»)

-Сегодня мы поговорим не только о том, что такое совесть и что такое раскаяние, но и узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.

V. Открытие новых знаний.

  1. Работа с притчей.

– Хочется поведать притчу

Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?»

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите. Какая бабочка у меня в руках живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

- Скажите, так что же в руках мальчика?

- Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик?

-Убийство бабочки это что?

-А сохранение её жизни?

- Попробуйте дать определение понятию «добро»

-«Зло»

2. Работа с текстом учебника

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Обратимся к учебнику с. 51.

- Если бы ученик сжал ладошки, то он бы совершил…

-А с точки зрения православия …

- Что такое грех? Прочитаем.

- Представьте себя на месте ученика, легко ли сделать выбор?

-Что мешает ученику сделать правильный выбор: убить бабочку или подарить жизнь?

- Дочитайте. (про себя)

- Нашли ответ? Правильно ли ответили?

- Какие строки считаете важными?

-Зачитайте.

-Объясните, как понимаете эти строки?

- Со словом «совесть» употребляют следующие выражения : «Грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «совесть заговорила»

- Как бы вы определили сами для себя, что такое совесть?

- В Священном Писании совесть ещё называют сердцем. Как вы думаете, почему? (сердце подсказывает…)

- Вы совершенно правы.

Динамическая пауза

Все на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.


3. Работа с иллюстрацией

- Обратите внимание на иллюстрации. Перед вами фрагменты библейской истории «Отречение Петра».

- Кому известно это имя?

- Кто такой апостол Петр?

- Посмотрите на портрет Петра.

- О чем говорит выражение его лица?

- Какой грех совершил апостол Петр, мы узнаем, посмотрев сюжет.

(сюжет)

- Почему эта история носит название «Отречение Петра»?

- Что творилось в душе Петра? Обоснуйте свой ответ.

- Способны ли это чувствовать обычные люди?

- Когда?

- Вам приходилось такое испытывать?

- Кто может поделиться?

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали, совершая проступок?

- Что происходит, если человек не слышит голоса совести?

- Получается, чтобы защитить человека от греха, совесть должна совершить серьёзную работу.

4. Самостоятельная работа со статьей учебника

- Предлагаю самостоятельно разобраться в этом, поработав на с.53-54

- Какие важные дела совершает совесть? - Какая очень важная особенность есть у совести? Зачитайте.

- Хочу рассказать ещё одну притчу. 5. Работа с притчей

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше.

Прошло 50 лет. Человек это добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день. А ты носил их в своем сердце много лет, - ответил слепой.

-Что особенно тронуло вас в этой истории?

- Есть ли такое лекарство, которое поможет, если совесть стала досаждать памяти и уму, т.е. избавиться от терзаний совести?

- Что такое раскаяние?

- Узнаем, как в православии объясняют толкование этого слова. Зачитайте.

- Сразу ли человек способен понять, что он совершил плохой поступок?

- Что можете сказать о мальчике?

- В покаянии есть несколько шагов. Зачитайте на с. 54-56.

- Как понимаете первый шаг раскаяния? (сожаление о том, что сделано)

- Продолжим.

- Второй шаг? (готовность исправить свой поступок)

- Как вы считаете, как можно исправить прошлую ошибку? (только делом)

- Необходимо поступить так, найти дело противоположное греху.

- Но не всегда делом можно исправить причиненное зло. У христиан есть и третий шаг в раскаянии.

- В чем он заключается? Прочитайте.


VI. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека (Работа в группах)

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

1 группа

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

2 группа

  1. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  2. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  3. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

3 группа

  1. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

  2. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  3. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

VII. Рефлексия.

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

  • Было ли стыдно за свои поступки?

  • Всегда ли вы поступали по совести?


IХ. Домашнее задание («Минута раскаяния»).

Итак, наш урок подходит к завершению.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что такое добро и зло, совесть и раскаяние, узнали о подсказках совести и как исправлять ошибки.

Дома (у кого хватит смелости) проделайте такое упражнение. Минуту подумайте, вспомните свои плохие поступки, кого и чем вы обидели. (Это может быть мама, бабушка, сестра, учительница, ученик вашего класса или друг.

-Возьмите себе по сердечку и продолжите предложение : « _________,прости меня , за то что я________________________________________.Я глубоко раскаиваюсь в своём поступке, потому что ________________________.» Подарите сердечко тому, у кого вы попросили прощение.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Совесть и раскаяние»

Автор: Бойко Ирина Васильевна

Дата: 24.11.2019

Номер свидетельства: 528417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "104738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755000"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства