Лес обнажился, поля опустели. Поздняя осень. Грачи улетели, Грустную думу наводит она… Только не сжата полоска одна
- Это текст? Почему? ( Предложения не связаны между собой)
- Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ. - Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока 1.Повторение признаков текста (работа в парах)
- Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
Признаки текста: 1.Текст состоит из группы предложений. 2. Предложения расположены в определенной последовательности 3.Предложения связаны темой (то, о чем говорится в тексте) 4.Предложения связаны главной мыслью (к чему призывает автор, чему учит) 5. Текст выражает законченную мысль. 6.Текст имеет название , заголовок
Основной этап урока.
Открытие «нового» знания
Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.
Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.
Работа в парах.
Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.
Выполняют задания.
1.Прочитайте текст.
2.Что общего в этих рассказах?
3.Чем отличаются?
- Прочитайте еще раз первый текст.
Барсук.
Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.
-Что мы из него узнали?
Ответы учащихся
Это текст повествование.
(схема на доске)
- Прочитайте второй текст. О чем он?
Сорока.
У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.
2. -Чем этот текст отличается от первого?
В этом тексте дается ответ на вопрос: «Какая?». Это текст описание.
(схема на доске)
- Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?
Узоры на стекле.
Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.
3. вопрос: «Почему». Это текст рассуждение.
Проверьте правильность ваших выводов, прочитав правило в учебнике на стр.64
-Пользуясь схемой, составьте алгоритм, как определить тип текста?
Алгоритм.
1.прочитай текст.
2.определить, на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. по вопросу и содержанию определить тип текста
- Попробуйте определить тип текста, который мы записали в самом начале урока.
Ученики читают тексты. Выслушивают мнение разных групп.
Закрепление
Учить определять различные типы текста, применять полученные знания.
Работа с учебником: стр.78-79
Упр.124 – Прочитайте. Определите, какой перед вами текст? Докажите.
- Спишите, подчеркивая волнистой линией имена прилагательные.
Подведём первый итог нашей работы:
- Как отличить текст повествование?
Описание? Рассуждение?
Читают задание. Определяют тип текста.
Читают задание. Определяют тип текста.
Доказывают, что это текст-описание, так как используется много имен прилагательных, обозначающих признак предметов, описывающих их свойства.
Повторяют правило.
Итог урока.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.