Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание слов с буквами Ь и Ъ».
Тип урока: открытие нового знания.
УМК «Школа России».
Цель урока: повторить правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.
-различают две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости согласного звука.
-выполняют целеполагание.
-осуществляют контроль по результату.
-самостоятельно выделяют тему урока.
-строят логические рассуждения.
-умеют вести диалог.
№ | Элементы учебного занятия | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты. |
1 | Орг. момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1мин) | Организовать позитивный настрой. | словестный | Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должно лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Давайте посмотрим на своего соседа и улыбнёмся друг другу. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку | фронтальная | | |
2 | Актуализация опорных знаний (7мин) | Вспомнить буквы Ъ и Ь знак. Организовать детям возможность самостоятельно выделить тему и цель урока. | Словестный, практический. | Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа. Отступаем 2 строчки вниз, у кого новая страничка, начинают писать с первой строчки. Пишем красиво и аккуратно. Переходим к минутке чистописания. Какие буквы будем писать узнаем, когда загадки отгадаем Загадки: 1.Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает. Перед и, е, ё, ю, я Я в корнях стою , друзья? 2. Было сели - стало съели, догадаться вы сумели? Почему случилось так? Кто виновник? Итак, минутка чистописания ььь ъъъ ььь ъъъ вью съе мья Мы неслучайно записывали буквы Ь и Ъ. Кто догадался, какая тема нашего урока? Какую цель поставим себе на урок? | Записывают число, классная работа. Это буквы Ъ и Ь знаки Самостоятельно пишут в тетрадях. Правописание слов с буквами ь и ъ | Фрогнтальная, индивидуальная. | Презентация. | Понимают и сохраняют учебную задачу (Р). Самостоятельно выделяют тему урока. (Р) Выполняют целеполагание. (Р) |
3 | Постановка проблемы. (9мин) | Вспомнить правила написания Ъ и Ь знака, закрепить на практике. | Словесный, практический, наглядный. | Работа по учебнику. С.64, упр.106 -Рассмотрите таблицу. - Прочитайте название орфограммы в первой строке. - Назовите приставки, после которых в словах написан разделительный твёрдый знак. - На какой звук – гласный или согласный – они оканчиваются? - Назовите буквы, перед которыми написан ъ. - Прочитайте название орфограммы во второй строке. - Какие три функции выполняет ь знак? - Когда в словах пишется разделительный ь знак? Сейчас в тетрадях, на каждую из названных орфограмм запишите по одному примеру. | Работают по учебнику Разделительный твердый знак Читают под, с, пред, об. Оканчиваются на согласный звук е, ё, ю, я мягкий знак читают по таблице после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и Записывают слова | Фронтальная, индивидуальная. | Учебник. | Умеют вести диалог, слышат и понимают мнение других обучающизся. (К) Различают Ь и Ъ знаки.(П) |
Физминутка(2мин) |
4 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6мин) | Закрепить знания о правописаниии Ъ и Ь знака. | Словесный, практический, наглядный. | С.65, упр.107 1)Прочитайте. 2)Проговорим, что нужно сделать? 3)Выпишите из предложений слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. 4)Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделите в нём корень. 5)Проверка 6)Вывод. В каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? А сколько звуков и букв в остальных выделенных словах? Сейчас вы в парах обсудите и подумаете, какие же ещё могли быть объявления в доме отдыха. Составьте их. Итак, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось. Молодцы! Давайте посмотрим, у какого ряда самая красивая осанка. | Читают Выписывают, выделяют приставки (объявления, въезд, подъезд, подъём). Выписывают слово, выделяют корень. Ночью В слове петь- 4б,3зв. Подъём-6б, 6зв. Ночью-5б, 5зв. Работают в парах, составляют объявления. Читают объявления | Индивидуальная, фронтальная, парная. | Учебник. | Понимают и сохраняют учебную задачу (Р) Договариваются при работе в парах (К) Выполняют самопроверку. (Р) Умеют работать в парах. (К) |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7мин) | Закрепить знания о правописаниии Ъ и Ь знака. | Словесный, практический, наглядный. | Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами представлены слова. (От…езд, гост…я, в…ход, об…ём, раз…яснил, мыт..ё, варен...е, в…зял, с…прыгнул, в…юга, об…явление) Сейчас для каждого ряда будет своё задание, поэтому слушайте внимательно! Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ; второй ряд – с разделительным Ь; третий ряд – слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь. Проверяем задание. | Работают с доской Слушают учителя Выполняют задание | Индивидуальная. | Презентация. | Понимают и сохраняют учебную задачу (Р) Осуществляют анализ (П) |
6 | Включение нового знания в систему знаний и повторение (5мин) | Закрепить знания о правописаниии Ъ и Ь знака. | Словесный, практический, наглядный. | Сейчас выполним ещё одно задание. (С использованием smart -доски) Вам нужно от данных слов, образовать однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. Выходите к доске по одному и напротив слов запишите новые образованные слова. Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), приехал (от-). Подчеркните ъ, выделите приставки. Ребята, посмотрите на доску и покажите своё отношение «+»/ «-». | Слушают задание Выполняют Подъехал, подъезд, объявил, объяснил, разъединил, подъём, отъехал. | Индивидуальная. | Smart-доска. | Осуществляют итоговый контроль по результату (Р) |
7 | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. (2мин) | Подвести итоги урока. | Словесный, наглядный. | Над какой темой мы с вами сегодня работали? Сейчас я буду говорить вам начало предложения, а вы продолжите. 1) разделительный твёрдый знак пишется только…. 2)разделительный мягкий знак пишется … Ребята, вы сегодня хорошо потрудились! Давайте оценим наш урок по пятибальной шкале. У вас на партах лежат измерительные приборы, пртяите стрелочку на сколько вам сегодня понравился урок. | Правописание слов с буквами ъ и ь после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я , и. | Фронтальная. | Презентация. | Осуществляют анализ (П) Осуществлять самооценку (Р) |
| Домашння работа (1мин) | | словесный | Запишите домашнее задание. Стр.65,упр. 108. До свидания. | Записывают домашнее задание | Фронтальная. | | |