kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку по теме " Слова - антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок  по русскому языку по программе " Начальная школа 21 века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме " Слова - антонимы"»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА




Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Учебник: Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.) учебник для 2-го класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Изд.: Вентана-Граф, 2015.

Тема урока: «Слова-антонимы». Урок 107.

Тип урока: урок «открытия нового»


Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова-антонимы).

Задачи:

Образовательные

- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

- ввести термин «антонимы»;

Развивающие

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности, развивать умение самостоятельно (с опорой на рисунки) решать проблемные ситуации;

Воспитательные

– воспитывать аккуратность;

–воспитывать желание выражать свое мнение и позицию.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.


Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.


Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности.

– С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

- Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (на доске дети видят условный знак блока)

- Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы открываем тайны языка)

- Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка

Дети улыбаются друг другу.





Ответы детей:

- Урок относится к блоку «Как устроен наш язык».

- Мы открываем тайны языка.




Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

- Возьмите карточку. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения.

- Давайте вспомним, что такое синонимы?

- Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы.


тихий бесшумный

радость промах

ошибка ночь

день веселье



тихий бесшумный

радость промах

ошибка ночь

день веселье


-Проверьте себя и оцените по шкале

- Обратите внимание на пару слов, которая осталась.

день-ночь

-Почему мы не можем назвать эти слова синонимами?

- Знаете ли вы, как называются эти слова?


-Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке?

– Умение находить синонимы


-Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение








-Потому что у них разное значение

-Нет, мы этого еще не знаем

Дети выявляют затруднение.

- Узнать, как называются эти слова

Познавательные (умение извлекать информацию из задания)






Постановка учебной задачи.

– Справились с заданием?

– Что не знаем?

– На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока?

– Давайте составим план работы.

- Нет.

-Как называются такие слова


Примерный план:

  1. Как называются такие слова.

  2. Что обозначают эти слова?

  3. На какие вопросы отвечают?

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Физминутка


– Рассмотрите картинки в рубрике «Давай подумаем».

– Назовите пары слов.


- Что объединяет эти пары? (После того как все связи названы, следует обратить внимание на значения слов. Если ученики самостоятельно не могут обнаружить противоположность значений слов в парах, то учитель читает рубрику «Тайны языка»).


- Прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое». Как произошло слово «антоним»?


Дети выполняют различные двигательные упражнения

вход-выход, день-ночь, грустный веселый


Дети участвуют в диалоге.






Дети еще раз закрепляют признак, по которому слова объединяются в антонимические пары.




Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)



– Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

– Что еще надо сделать?


1. Поиск антонимов, распознавание имен существительных. Выполняется фронтально.

- Назовите признак, по которому вы определили, что названная пара – имена существительные.

2. Подбор антонимов к предложенным словам с опорой на речевой опыт учеников.

- Сережа к слову белый подобрал антоним небелый. Прав ли он?

- Небелый – это какой цвет?

- Но белый – синий не являются антонимами.

Подвести к выводу: антонимами являются такие пары, которые называют крайние точки одного и того же понятия.

Анализируем план работы.




№1 стр. 63


- Отвечают на вопрос что?


Упр. 2, стр. 63


Дети участвуют в диалоге.


- И красный, и синий, и зеленый.


Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)



Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи.

– Подберите к словам первого столбика подходящие антонимы из второго столбика. Запишите слова парами.

Рубрика «Проверь себя».



– А … (сильные ученики) выполнит задание:

1 ученик. Про­чи­тай­ пред­ло­же­ние:

Мы ехали мед­лен­но, а шли быст­ро.

Придумай похожие предложения, используя следующие пары:

длинные-короткие

отдыхать-трудиться


2 ученик. Игра «Пе­ре­вер­ты­ши». В из­вест­ных по­сло­ви­цах слова по­ме­ня­ли на ан­то­ни­мы или на не схо­жие по смыс­лу слова. По­про­буй­те вос­ста­но­вить эти по­сло­ви­цы. Запиши перевертыши по образцу:

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

На милиционере валенки мокнут. (_________________________)

Ниже пяток не опустишься. (____________________________)

Источник: http://www.ubilya.ru/Flip_proverbs

– Что тебе надо было сделать?

– Справился? Сам? С помощью? Оцени свою работу.


Работа в парах.

Упр.3, стр. 63

Организовывается самопроверка, напоминающая, что антонимы отвечают на один и тот же вопрос


Самостоятельное выполнение задания, самооценка


Коммуникативные (умение работать в паре)




Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)


Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информаци;

моделирование, преобразование модели;

выполнение действий по алгоритму;

построение логической цепи рассуждений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Подбор антонимов к отдельным словам в тексте, в котором нарушены смысловые отношения.

(С учениками, испытывающими трудности в изучении нового материала – фронтальное выполнение. Остальные учащиеся - самостоятельно).


– Поменяйтесь тетрадями, подчеркните в тетради соседа исправленные антонимы.

Упр. 4, стр. 64

Самостоятельная работа в тетради.




Взаимопроверка.

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай мяч»: учитель называет слово, бросает мяч одному из учеников.

Шум, дружба, здоровье.

Длинный, редкий, холодный.

Строить, вносить, зажигать

Ребенок называет антоним

Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности.

Беседа:

– Ответили ли на вопросы урока?

– Что узнали об антонимах?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?(выставление отметок)


Домашнее задание.

  1. стр.64 упр.5 (Отгадай загадки. Найди и выпиши антонимы)- обязательная часть

  2. Подбери загадку или придумай её сам, используя в тексте пару: слово-антоним – по желанию



Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку по теме " Слова - антонимы"

Автор: Чуприкова Елена Станиславовна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок- исследование по  русскому  языку Тема: «Слово "Зима "»."
    ["seo_title"] => string(55) "urok-issliedovaniie-po-russkomu-iazyku-tiema-slovo-zima"
    ["file_id"] => string(6) "249447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446902267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок русского языка на тему "Слова, противоположные по значению" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_russkogo_iazyka_na_temu_slova_protivopolozhnye_po_znacheniiu_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "505175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553832979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства