Самоопределение к деятельности. | – С добрым утром и с хорошим днем! Наш урок с улыбки мы начнем. - Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (на доске дети видят условный знак блока) - Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы открываем тайны языка) - Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка | Дети улыбаются друг другу. Ответы детей: - Урок относится к блоку «Как устроен наш язык». - Мы открываем тайны языка. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | - Возьмите карточку. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. - Давайте вспомним, что такое синонимы? - Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы. тихий бесшумный радость промах ошибка ночь день веселье | тихий бесшумный радость промах ошибка ночь день веселье | -Проверьте себя и оцените по шкале - Обратите внимание на пару слов, которая осталась. день-ночь -Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? - Знаете ли вы, как называются эти слова? -Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? | – Умение находить синонимы -Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение -Потому что у них разное значение -Нет, мы этого еще не знаем Дети выявляют затруднение. - Узнать, как называются эти слова | Познавательные (умение извлекать информацию из задания) |
Постановка учебной задачи. | – Справились с заданием? – Что не знаем? – На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? – Давайте составим план работы. | - Нет. -Как называются такие слова Примерный план: Как называются такие слова. Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) |
Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). | Физминутка – Рассмотрите картинки в рубрике «Давай подумаем». – Назовите пары слов. - Что объединяет эти пары? (После того как все связи названы, следует обратить внимание на значения слов. Если ученики самостоятельно не могут обнаружить противоположность значений слов в парах, то учитель читает рубрику «Тайны языка»). - Прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое». Как произошло слово «антоним»? | Дети выполняют различные двигательные упражнения вход-выход, день-ночь, грустный веселый Дети участвуют в диалоге. Дети еще раз закрепляют признак, по которому слова объединяются в антонимические пары. | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
| – Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? – Что еще надо сделать? 1. Поиск антонимов, распознавание имен существительных. Выполняется фронтально. - Назовите признак, по которому вы определили, что названная пара – имена существительные. 2. Подбор антонимов к предложенным словам с опорой на речевой опыт учеников. - Сережа к слову белый подобрал антоним небелый. Прав ли он? - Небелый – это какой цвет? - Но белый – синий не являются антонимами. Подвести к выводу: антонимами являются такие пары, которые называют крайние точки одного и того же понятия. | Анализируем план работы. №1 стр. 63 - Отвечают на вопрос что? Упр. 2, стр. 63 Дети участвуют в диалоге. - И красный, и синий, и зеленый. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | – Подберите к словам первого столбика подходящие антонимы из второго столбика. Запишите слова парами. Рубрика «Проверь себя». – А … (сильные ученики) выполнит задание: 1 ученик. Прочитай предложение: Мы ехали медленно, а шли быстро. Придумай похожие предложения, используя следующие пары: длинные-короткие отдыхать-трудиться 2 ученик. Игра «Перевертыши». В известных пословицах слова поменяли на антонимы или на не схожие по смыслу слова. Попробуйте восстановить эти пословицы. Запиши перевертыши по образцу: От смелости затылок мал. (У страха глаза велики) Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу) На милиционере валенки мокнут. (_________________________) Ниже пяток не опустишься. (____________________________) Источник: http://www.ubilya.ru/Flip_proverbs – Что тебе надо было сделать? – Справился? Сам? С помощью? Оцени свою работу. | Работа в парах. Упр.3, стр. 63 Организовывается самопроверка, напоминающая, что антонимы отвечают на один и тот же вопрос Самостоятельное выполнение задания, самооценка | Коммуникативные (умение работать в паре) Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информаци; моделирование, преобразование модели; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Подбор антонимов к отдельным словам в тексте, в котором нарушены смысловые отношения. (С учениками, испытывающими трудности в изучении нового материала – фронтальное выполнение. Остальные учащиеся - самостоятельно). – Поменяйтесь тетрадями, подчеркните в тетради соседа исправленные антонимы. | Упр. 4, стр. 64 Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Включение в систему знаний и повторение. | Игра «Поймай мяч»: учитель называет слово, бросает мяч одному из учеников. Шум, дружба, здоровье. Длинный, редкий, холодный. Строить, вносить, зажигать | Ребенок называет антоним | Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия деятельности. | Беседа: – Ответили ли на вопросы урока? – Что узнали об антонимах? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?(выставление отметок) Домашнее задание. стр.64 упр.5 (Отгадай загадки. Найди и выпиши антонимы)- обязательная часть Подбери загадку или придумай её сам, используя в тексте пару: слово-антоним – по желанию | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) |