kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"3

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"3»

Дата: 13.02.2018

Урок: русский язык

Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки


Цели: научить детей образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов -иц и -их; продолжить ра­боту над формированием умения выделять корень и окончание; показать чередование согласных в корнях слов; развивать умения образовывать новые слова из основы другого слова, выделять суф­фикс в словах — названиях предметов; формировать навык работы с Обратным словарем.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

Разве можно без улыбки

Видеть Мишины ошибки?

Пишет Миша, наш дружок:

(Следующие строки записаны на доске.)

Сел воренье код пушок,

Он конфетку сел, а булкой

Поделился с другом булькой.

Быстро Мише помогайте,

Где ошибки, исправляйте.

  • На какие орфограммы встретились слова?

  • Кто скорее всех узнает, что слова объединяет?

  • Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите: крыш­ка, крошка и селедка, сумка, рыбка, сковородка.

  • Какие еще суффиксы вы знаете?

  • Запишите: -к, -ик, -ок, -ек.

  • Первый ряд: придумайте и запишите слово — название предмета с суффиксом -ик, второй ряд — с суффиксом -ок, третий ряд — с суффиксом -ек.

  • Если вы затрудняетесь в подборе слова, то где можно найти подсказку? (В Обратном словаре на с. 143.)

  • Какой оттенок смысла эти суффиксы придают новым сло­вам? (Уменьшительно-ласкательный.)

  • Какую еще работу выполняют суффиксы? (Образуют новые слова.)

    1. Чистописание

И ик ок ел их иц ник ниц

  • Что мы записали? (Суффиксы.)

  1. Словарная работа

  • У нас на доске записаны четыре слова: снежные, укрыли, дубки, шапки.

  • Составьте из них предложение и запишите его. (Снежные шапки укрыли дубки.)

  • Найдите основу предложения.

  • Есть ли здесь неглавный предмет? (Дубки.)

  • Поставьте его в начальную форму.

  • От какого слова произошло это слово? (Дубок — дуб.)

  • Давайте объясним, как образовалось слово дубок. (Дуб — дуб/ + ок= дубок.)

Кроме этих суффиксов, существует еще много других. Мы обязательно познакомимся с ними. И каждый суффикс нужен, так как выполняет важную работу по образованию новых слов. Это удивительно интересная работа. Попробуем и мы этим за­няться.

Итак, сегодня мы продолжим изучать суффиксы слов, назы­вающих предметы.

V. Работа по теме урока

Учебник: ч. 3, с. 45.

Рассмотрите внимательно картинку перед упражнением № 46. Мы потом вернемся к ней и попробуем объяснить ее значение. Учебник: № 46 (ч. 3, с. 45).

  • Откройте Обратный словарь с. 139 и найдите слова на -иха.

  • Прочитайте слова. Как вы думаете, от каких слов образова­ны эти слова?

  • Покажем это письменно.

Моржиха - морж _.

слониха| — слон

Зайчиха— заяц

волчиха— волк

  • Чем отличаются слова в каждой записанной паре? (Каждое слово образовалось от основы слова мужского рода.)

  • При помощи какой части слова образовались слова жен­ского рода? (При помощи суффикса -их.)

  • Что же показывает суффикс -га-? {Он показывает принад­лежность к женскому роду.)

  • А теперь давайте посмотрим, почему мы не брали слово портниха. Это сложный случай, так как это слово образо­вано от слова портной.

  • Объясним, как оно образовалось

  • Портн ой портн

Портн / + их + а = портних а

Учебник: № 47 (ч. 3, с. 46).

(Выполнение по вариантам.) Вариант 1

Разбери слово слониха.

Вариант 2

Разбери слово паучиха.

Учебник: № 48 (ч. 3, с. 46).

  • Какого рода слова медведица, верблюдица?

  • От каких слов они произошли? (Медведица — медведь, верб­людица - верблюд.)

  • При помощи какой части слова образовались эти слова? (При помощи суффикса -иц.)

  • Почему слово львица не рассматривали? (Это сложный случай.)

  • Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 46.

Итак, можно сказать, что суффикс -иц иногда придает сло­гу то же значение, что и суффикс -их. Оба суффикса указывают на принадлежность к женскому роду.

    1. Физкультминутка

    2. Закрепление изученного материала

      1. Задание учителя

  • Образуйте и напишите слова — названия предметов жен­ского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов.

Лось — ... Олень — ...

Аист — ... Гусь—...

Тигр — ... Лев —...,

Медведь —...

  • С помощью какого суффикса образованы эти слова?

  • Выделите суффиксы.

(Ход рассуждения: сначала у слова лось отсекаем нулевое окон­чание, затем к основе ло[с'] добавляем суффикс -их, после чего к новой основе лосих добавляем окончание а. Получилось слово женского рода лосиха.

Лось/ + их +... = лосиха.)

    1. Дифференцированная работа

    2. Карточка 1

Прочитай слова. Выпиши их в два столбика в зависимости от значения суффикса. Выдели суффиксы.

Сахарница, пепельница, писательница, сухарница, воспитательница, учительница, конфетница, перечница, монтажница, мыльница, черниль­ница, соусница.

Карточка 2

Выпиши из Обратного словаря пять слов с суффиксами -их- и -иц-. Покажи письменно, как они образовались. Придумай по предложению с одним из слов каждой группы.

      1. Подведение итогов урока

  • Какие суффиксы слов, называющих предметы, вы узнали?

  • Какие трудности были?

  • Задача урока выполнена?

  • Кто доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 2: №34 (с. 25).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "УМК «Перспективная начальная школа». Тема урока: «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»"
    ["seo_title"] => string(80) "umk_pierspiektivnaia_nachal_naia_shkola_tiema_uroka_kak_dielaiutsia_slova_snova_"
    ["file_id"] => string(6) "419829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496240597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обозначение суффикса на письме"
    ["seo_title"] => string(34) "oboznachieniie-suffiksa-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "320125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461012837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "192685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427486076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка  по теме «Приставка как часть слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "107136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403172692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "116378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412438658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства