Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Как делаются слова. Слова суффиксы слов, называющих предметы"3»
Дата: 13.02.2018
Урок: русский язык
Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки
Цели: научить детей образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов -иц и -их; продолжить работу над формированием умения выделять корень и окончание; показать чередование согласных в корнях слов; развивать умения образовывать новые слова из основы другого слова, выделять суффикс в словах — названиях предметов; формировать навык работы с Обратным словарем.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
Разве можно без улыбки
Видеть Мишины ошибки?
Пишет Миша, наш дружок:
(Следующие строки записаны на доске.)
Сел воренье код пушок,
Он конфетку сел, а булкой
Поделился с другом булькой.
Быстро Мише помогайте,
Где ошибки, исправляйте.
На какие орфограммы встретились слова?
Кто скорее всех узнает, что слова объединяет?
Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите: крышка, крошка и селедка, сумка, рыбка, сковородка.
Какие еще суффиксы вы знаете?
Запишите: -к, -ик, -ок, -ек.
Первый ряд: придумайте и запишите слово — название предмета с суффиксом -ик, второй ряд — с суффиксом -ок, третий ряд — с суффиксом -ек.
Если вы затрудняетесь в подборе слова, то где можно найти подсказку? (В Обратном словаре на с. 143.)
Какой оттенок смысла эти суффиксы придают новым словам? (Уменьшительно-ласкательный.)
Какую еще работу выполняют суффиксы? (Образуют новые слова.)
Чистописание
И ик ок ел их иц ник ниц
Что мы записали? (Суффиксы.)
Словарная работа
У нас на доске записаны четыре слова: снежные, укрыли, дубки, шапки.
Составьте из них предложение и запишите его. (Снежные шапки укрыли дубки.)
Найдите основу предложения.
Есть ли здесь неглавный предмет? (Дубки.)
Поставьте его в начальную форму.
От какого слова произошло это слово? (Дубок — дуб.)
Давайте объясним, как образовалось слово дубок. (Дуб — дуб/ + ок= дубок.)
Кроме этих суффиксов, существует еще много других. Мы обязательно познакомимся с ними. И каждый суффикс нужен, так как выполняет важную работу по образованию новых слов. Это удивительно интересная работа. Попробуем и мы этим заняться.
Итак, сегодня мы продолжим изучать суффиксы слов, называющих предметы.
V. Работа по теме урока
Учебник: ч. 3, с. 45.
Рассмотрите внимательно картинку перед упражнением № 46. Мы потом вернемся к ней и попробуем объяснить ее значение. Учебник: № 46 (ч. 3, с. 45).
Откройте Обратный словарь с. 139 и найдите слова на -иха.
Прочитайте слова. Как вы думаете, от каких слов образованы эти слова?
Покажем это письменно.
Моржиха - морж _.
слониха| — слон
Зайчиха— заяц
волчиха— волк
Чем отличаются слова в каждой записанной паре? (Каждое слово образовалось от основы слова мужского рода.)
При помощи какой части слова образовались слова женского рода? (При помощи суффикса -их.)
Что же показывает суффикс -га-? {Он показывает принадлежность к женскому роду.)
А теперь давайте посмотрим, почему мы не брали слово портниха. Это сложный случай, так как это слово образовано от слова портной.
Объясним, как оно образовалось
Портн ой портн
Портн / + их + а = портних а
Учебник: № 47 (ч. 3, с. 46).
(Выполнение по вариантам.) Вариант 1
Разбери слово слониха.
Вариант 2
Разбери слово паучиха.
Учебник: № 48 (ч. 3, с. 46).
Какого рода слова медведица, верблюдица?
От каких слов они произошли? (Медведица — медведь, верблюдица - верблюд.)
При помощи какой части слова образовались эти слова? (При помощи суффикса -иц.)
Почему слово львица не рассматривали? (Это сложный случай.)
Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 46.
Итак, можно сказать, что суффикс -иц иногда придает слогу то же значение, что и суффикс -их. Оба суффикса указывают на принадлежность к женскому роду.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Задание учителя
Образуйте и напишите слова — названия предметов женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов.
Лось — ... Олень — ...
Аист — ... Гусь—...
Тигр — ... Лев —...,
Медведь —...
С помощью какого суффикса образованы эти слова?
Выделите суффиксы.
(Ход рассуждения: сначала у слова лось отсекаем нулевое окончание, затем к основе ло[с'] добавляем суффикс -их, после чего к новой основе лосих добавляем окончание а. Получилось слово женского рода лосиха.
Лось/ + их +... = лосиха.)
Дифференцированная работа
Карточка 1
Прочитай слова. Выпиши их в два столбика в зависимости от значения суффикса. Выдели суффиксы.
Выпиши из Обратного словаря пять слов с суффиксами -их- и -иц-. Покажи письменно, как они образовались. Придумай по предложению с одним из слов каждой группы.
Подведение итогов урока
Какие суффиксы слов, называющих предметы, вы узнали?
Какие трудности были?
Задача урока выполнена?
Кто доволен своей работой на уроке?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 2: №34 (с. 25).